Конспект НОД по развитию речи детей среднего дошкольного возраста
Дикие животные
Максимова Индира Сабировна,
воспитатель ГБДОУ детский сад №48
Кировского района Санкт-Петербурга
Программное содержание:
Учить детей понимать смысл загадок, подбирать определение к словам.
Упражнять в понимании и правильном использовании в речи предлогов В, НА, ПОД. Закрепить умение образовывать слова, определяющие название детенышей животных и употреблять их в именительном падеже множественного числа и в родительном падеже единственного числа.
Учить выделять, четко и правильно произносить звук Ч в словах и фразах, подбирать слова на заданный звук.
Развивать умение работать в коллективе
Воспитывать доброжелательное отношение к животным.
Материал:
аудиозапись песни «Буратино»; опорные картинки с изображением животных: белки, зайца, лисы, волка, медведя и их детенышей; игрушки - зайчата, медвежата, лисята, волчата, бельчата; дидактическая игра «Что делает медведь?»; картинки жилищ животных; магнитная доска.
Ход занятия:
Звучит песенка «Улыбка».
Воспитатель предлагает детям посмотреть друг на друга и подарить друг другу улыбку.
Под звучание песни «Буратино» вбегает одноименный персонаж.
Буратино:
- Здравствуйте, ребята!
- Мне Мальвина, задала столько домашних заданий, а я не могу с ними справиться, и Мальвину не хочется огорчать.
- Ребята, помогите мне, пожалуйста, их выполнить!
Воспитатель:
- Дети, поможем Буратино?
Дети:
- Поможем!
Буратино (открывает конверт и достает оттуда задание):
- 1 задание: «Отгадай загадку»
- Его обижают и звери и птицы,
Он каждого кустика в поле боится
Зимою под елкой он так замерзает,
Что летом шубейку свою не снимает.
Дети:
- Заяц
Воспитатель:
- Дети, а какие у зайца уши?
Дети:
- Уши у зайца длинные
Воспитатель:
- А какой у зайца хвост?
Дети:
- А хвост короткий
Воспитатель:
- У зайца теплая мягкая шкурка.
Буратино:
- Ребята, а это кто? (Загадывает загадку)
- Зверька узнаем мы с тобой
По двум таким приметам:
Он в шубке серенькой зимой,
А в рыжей шубке летом.
Дети:
- Это Белка
Воспитатель:
- Дети, какие у белки уши?
Дети:
- Ушки у белки короткие
Воспитатель:
- А какой у белки хвост?
Дети:
- Хвост у белки длинный и пушистый
Воспитатель:
- Шкурка у белки теплая, мягкая.
Буратино:
- А вот еще одна загадка
- Хозяин лесной
Просыпается весной.
А зимой под волчий вой,
Спит в избушке снеговой.
Дети:
- Это Медведь
Воспитатель:
- Какие у медведя уши?
Дети:
- У медведя маленькие уши
Воспитатель:
- Какой у него хвост?
Дети:
- У него короткий хвост
Буратино:
- А это кто, ребята? (Загадывает загадку)
- Я сознаюсь, я виновата,
Я хитра и плутовата,
Я в курятник вечерком
Часто бегаю тайком.
Дети:
- Лиса
Воспитатель:
- А кто мне скажет, какие уши у лисы?
Дети:
- У лисы острые уши
Воспитатель:
- Какой у лисы хвост?
Дети:
- Длинный, пушистый хвост
Буратино:
- Ребята, и еще одну загадку загадала мне Мальвина
-Кто зимой холодной
В лесу ходит злой, голодный?
Дети:
- Волк
Воспитатель:
- Дети, какие уши у волка?
Дети:
- У волка острые уши
Воспитатель:
- Какой хвост?
Дети:
- Длинный хвост
Воспитатель:
- Дети, а вы знаете, где живут заяц, белка, медведь, лиса и волк?
Дети:
- Они живут в лесу
Воспитатель:
- А кто знает как называют животных , которые живут в лесу?
Дети:
- В лесу живут дикие животные.
Воспитатель:
- Молодцы, дети!
- Буратино, ты все запомнил?
Буратино:
- Спасибо большое, все запомнил!
2 задание: «Кто где спрятался?»
Буратино показывает детям картинку и просит их найти на ней животных. Предлагает определить, чей хвост в дупле, чьи уши под кустом, чья голова в норе видна; кто где спрятался (в берлоге, в норе, в дупле, под кустом, на дереве)
Дети выполняют задание и отвечают на вопросы.
Физминутка «Буратино»
Воспитатель:
- Буратино, хочешь поиграть с нами?
Буратино:
- Конечно, хочу! Такие задания трудные, я даже устал, хочется отдохнуть и поиграть! (Буратино становится рядом с детьми для выполнения упражнений),
Воспитатель:
- Буратино потянулся
Раз нагнулся, два нагнулся.
Руки в стороны развел
Видно ключик не нашел,
Чтобы ключик нам достать
Надо на носочки встать.
Буратино:
- Ой, как хорошо я подвигался, отдохнул, размялся.
- А вы, ребята, отдохнули?
Дети:
- Отдохнули!
Буратино:
- Поможете мне дальше выполнять домашнее задание?
Дети:
- Поможем!
- 3 задание : «Назови детенышей»
Буратино:
- Ребята, вот картинки, мне нужно найти отыскать детенышей диких животных.
- Помогите мне, пожалуйста
Дети находят детенышей по опорным картинкам.
Лиса-лисята
Волк-волчата
Белка-бельчата
Заяц-зайчата
Медведь-медвежата
Буратино:
- Вот, спасибо большое, теперь я знаю, как называются детеныши диких животных.
- Раньше я этого не знал!
Буратино:
4 задание : «Поделись с другом»
- А вот еще одно задание, которое мне надо выполнить.
На столе стоят игрушки-зверята. Воспитатель предлагает рассмотреть игрушки и назвать их. Затем дети берут по игрушке и называют кто у него в руках (лисенок, медвежонок, зайчонок, бельчонок, волчонок). Затем воспитатель предлагает поменяться игрушкой друг с другом.
Воспитатель показывает детям, как обмениваться игрушками:
- Дети, посмотрите, я отдала Саше своего зайчонка, а у него взяла волчонка.
Когда дети обменяются игрушками, воспитатель спрашивает, кому и кого они отдали, а кого получили в обмен.
Игра-имитация: «Кто как двигается?»
Воспитатель:
- Дети, мы сейчас с вами попробуем показать, как двигаются животные и назвать это движение
- Заяц - прыгает
- Медведь - идет вразвалочку
- Белка - прыгает
- Волк – рыщет
Дети имитируют и называют движения животных
Игра «Зайка» (с движениями)
Буратино:
- А я ребята, тоже знаю игру, давайте вместе поиграем!
- Зайка по лесу скакал, зайка корм себе искал.
Вдруг у зайки на макушке, поднялись как стрелки ушки
Шорох тихий раздается, кто-то по лесу крадется?
Может ежик здесь шуршит, может мышка здесь бежит?
Может птица пролетает, может мишка здесь гуляет?
Зайка путает следы, убегает от беды.
Прыгнул в бок он, повернулся .
И под кустиком свернулся
Словно маленький клубок, чтоб никто найти не смог.
(дети вместе с Буратино выполняют движения)
Буратино:
- Молодцы, ребята!
- А теперь, друзья мои, помогите мне разобраться, что делает медведь?
5 задание: « Что делает мишка?»
Детям раздаются карточки с изображением медведя, который выполняет разные действия: идет, сидит, играет и т.п.)
Воспитатель:
- Дети, посмотрите на свои карточки и расскажите Буратино, что делает медведь.
Дети по очереди отвечают на вопросы воспитателя.
Буратино:
- Какие вы все умненькие, благоразумненькие! Молодцы!
Смотрит в конверт
- Так, посмотрим, какое задание мне еще Мальвина приготовила?
- Ой, ребята, а конверт пустой! Значит, мы с вами все задания выполнили!
- Спасибо, ребята! Один бы я никогда с такими трудными заданиями не справился!
- Я совсем забыл про гостинцы! В гости ведь с гостинцами ходят, а я так увлекся, что забыл вас угостить (раздает детям конфеты)
- Мне у вас очень понравилось, можно, я приду к вам еще раз?
Воспитатель:
- Конечно, приходи и не только с заданиями, но и поиграть с нами!
- Правда, дети?
Дети:
- Да!
Буратино убегает, а воспитатель подводит итоги НОД.
ЛИТЕРАТУРА:
- Бородич А.М. Методтка развития речи детей: учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дошкол. педагогика и психология». – Второе изд. – М.: Просвещение, 1981 г.
- Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. – М.: «Мозаика-Синтез», 2005 г.
- Гербова В.В. Занятия по развитию речи в средней группе детского сада. -
М.: «Просвещение», 1981 г.