Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Непосредственно-образовательная деятельность (вышивание в  игровой форме)

В гостях у Рукодельницы

Курган Любовь Васильевна,
ГБДОУ детский сад №76 компенсирующего вида
Калининского района Санкт-Петербурга

Педагогические ориентиры:

  1. 1. Обучающие

Учить детей осваивать специальные трудовые умения и способы самоконтроля для работы с тканью, нитками и инструментами: иголкой, ножницами;

  1. 2. Развивающие

Развивать творческую активность, мышцы кистей рук, глазомер, точность выполнения работы иголкой;

  1. 3. Воспитательные

Воспитывать у детей интерес к культуре русского народа, к их традициям;

Создать у детей эмоциональное настроение от предстоящего творчества;

 

Обогащение активного словаря детей: пяльцы, мулине, наперсток, ножницы.

 

Материал: пяльцы, иголка, нитки мулине.

 

Предварительная работа. Чтение детям о том, «что такое вышивка?»Э.А.Астапенко, «История вышивки» Н.Сотникова, чтение русской народной сказки «Теремок», театр на фламелеграфе «Теремок»; вышивка детьми героев сказки.

 

Выставка для родителей детских работ по вышиванию.

 

Ход. Дети под музыку входят в зал, садятся полукругом. Появляется Рукодельница.

 

Рукодельница Собралась я вышивать.

Свое уменье показать.

Вот смотрю и сундучок свой нахожу.

А в сундучке моем

лежат разные инструменты,

необходимые для моей работы.

Рукодельница заглядывает в сундучок, удивляется: «Ребята, посмотрите, вот записка. Мои инструменты посорились  и не могут решить, кто из них главнее и важнее в моей работе. Чтобы их вернуть, мне надо отгадать загадки. Вы поможете мне?

Соня. Взгляните, мой хвостик и тонкий, и длинный,

сама же я меньше, чем хвостик мышиный.

Мне в доме отводится место особое,

слыву я полезной, но колкой особою.

(Соня переворачивает картинку – эмблему с изображение иголки).

Рукодельница. Молодцы, ребята, отгадали. Вот иголка ко мне вернулась в мой сундучок (кладет иголку в сундучок).

 

Маша. Вышивает, шьет иголка

Пальцу больно, пальцу колко

Я в тот же миг на пальчик, прыг:

«Говорю иголке – шей!

А колоться ты не смей!»

Дети отгадывают (наперсток).

Маша переворачивает эмблему на груди с изображением наперстка.

 

Рукодельница. Молодцы, ребята, отгадали и эту трудную загадку. Вот наперсток нашелся. Полезай в мой сундучок.

 

Надя. Я инструмент бывалый,

Не большой, не малый.

У меня полно забот:

Я и режу, и стригу

Я узоры вырезаю,

Я и платьице крою.

Ребята отгадывают. Надя переворачивает картинку с изображением ножниц.

Рукодельница. Ай да ребята, ай да молодцы, помогли мне вернуть ножницы в мой сундучок.

 

Настя. У бабушки старой

Один только глаз

Да хвостик – вьюнок,

Что пускается в пляс».      (слайд)

 

Кристина. «Когда она пляшет

Над грудой холста

Всегда в нем оставит

Кусочек хвоста.

Что же за хвостик у бабушки есть?»

Дети отгадывают (нитки). (слайд)

 

Рукодельница с восхищением:

«Ну какие вы ребята молодцы,

Все загадки отгадали, и инструменты мне вернули.

Зачем вы ссорились друзья.

Помирить мне вас пора.

Беритесь ребята скорее, с охотой

Покажем друзьям, кто главней за работой.

Берите иголку и ниточку к ней

И вышьем все поскорей».

Дети садятся за столы и вышивают (под музыку).

 

Рукодельница: «Героев из сказки мы вышиваем,

Как только закончим, они оживают».

Готовые работы дети показывают гостям и читают стихи. (размещают на мольбертах).

 

Кристина. «Прикоснуться к красоте

Хочется всегда

Я сегодня чудо, сотворю сама».

 

Диана. «Нить возьму иголку,

Пяльцы и канву,

Оживет герой, как по волшебству».

 

 

Надя. «Захочу и вышью гриб-боровичок,

Захочу и выпущу бабочек туда».

 

Маша.       «Холст наполнит радостью

Мой уютный дом

Ведь души частичку,

Я оставлю в нем».

 

Соня. «Правда, не одна я

Причастна к чудесам

Благодарна очень я своим друзьям».

 

Рукодельница. «Наш успех бесспорный

Просто объяснить

Очень детям хочется

Чудеса творить».

 

Ну а сейчас наши герои оживут и в светлый зал к нам придут. Показ сказки «Теремок» (театрализованное представление).

 

 

 

Вышивка в развитии творчества дошкольников

 

 

Среди множества занятий, которыми можно увлечь маленьких детей, является рукоделие. Оно не только доставляет массу приятных впечатлений при создании какого-либо стежка, рисунка, целой картинка, но и приобщает к тактильным ощущениям, развивает мелкую моторику. Ребенок также обогащает свой словарный запас и учится координировать движения. Когда малыши вышивают разноцветными ниточками, в тоже время они приобщаются к цветовым гаммам и развивают свой художественный вкус. К тому же ребенок искренне радуется, если его творчество будет оценено любимыми людьми, когда он подарит или подскажет свое рукоделие.

Вышивка привлекает детей тем, что в результате стараний их пальчиков появляются удивительно красивые вещи. Это очень важное ощущение для ребенка: когда из разрозненных ниток и тряпочек, входящих в наборы для вышивания, через некоторое время возникает цыпленок, рыбка или собачка, вышитые на декоративной подушечке или прихватке для посуды. Сделанное собственными руками всегда очень вдохновляет ребенка: он будет гордиться реальным результатом и стремиться сделать еще лучше и красивее.

Форма проведения:

Теоретическая:

*Беседы с детьми.

*Рассказы детей.

*Показ воспитателя способа действия.

Практическая:

*Вышивание.

*Обсуждение и выбор рисунка для выставки.

*Подготовка и проведение выставок.

*Конкурс рисунков для вышивки.

*Изготовление альбомов.

*Вручение готовых работ родителям и малышам.

 

 

Педагогические ориентиры

 

  1. 1. Обучающие: Учить детей осваивать специальные трудовые умения и способы самоконтроля для работы с тканью, нитками и простейшими инструментами (ножницами, иголками).

 

  1. 2. Развивающие: Развивать творческую активность, мышцы кистей рук, поддерживать потребность в самоутверждении.

 

  1. 3. Воспитательные: Формировать положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира, воспитывать художественный вкус, интерес к ручному труду.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методы и приемы, используемые в работе:

*словесные методы: объяснение, вопросы, игровые упражнения, беседы, загадки, пословицы.

Чтобы создать интерес к определенному занятию используются данные методы и приемы. Образное, меткое и мудрое народное слово должно стать постоянным спутником ребенка: «не привыкай к безделью – учись рукоделью», «дело и труд – все перетрут», «у кого сноровка, тот и действует ловко». Чтобы заинтриговать детей, используются загадки: «конь стальной, хвост льняной», «ныряла, ныряла да хвост потеряла». С ними вместе будут учиться вышивать интересные игрушки. Когда дети овладеют трудовыми умениями и навыками, по мере накопления опыта самостоятельного выполнения задания, достаточно подсказать ребенку, как следует действовать в данной ситуации («С чего начнешь выполнять свою работу? Какие цвета будешь использовать в работе?»).

*наглядные методы: показ иллюстрации, рассматривание образа готовой работы. Деям старшего дошкольного возраста образец дается лишь для того, чтобы показать на нем последовательность выполнения работы, познакомить с каким-то новым конструктивным приемом.

*практические приемы: отмерить нить, вдеть нить в иглу, завязывание узелка, работать с трафаретом, умение натягивать ткань на пяльцы.

 

 

 

Обязательно учитывается:

*Индивидуальные особенности ребенка.

*Желание ребенка.

*Состояние здоровья.

*Уровень овладения навыками вышивания.

 

Каждый ребенок работает на своем уровне сложности.

Начинает работу с того места, где закончил.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Как развивает вышивка вашего ребенка

 

  1. Служит хорошим средством для игр с ребенком.

 

  1. Развивает эмоциональную сферу, помогает общению со сверстниками и взрослыми.

 

  1. Развивает соображение, волевые качества (усидчивость, терпение, умение доводить работу до конца).

 

  1. Учит сосредотачивать внимание.

 

  1. Развивает память, речь, глазомер.

 

  1. Развивает способность работать руками, точные движения пальцев.

 

  1. Знакомит с элементами математики, понятиями: цвет, размер, форма, количество.

 

  1. Развивает уверенность в себе и в своих способностях.

 

Доставляет много радости и удовольствия!

 

 

 

 

 

 

Этапы ознакомления дошкольников

I этап

Знакомство детей с вышивкой. На этом этапе осцчения дети знакомятся с вышивкой. Узнают, что вышивкой называют работы, выполненные по рисунку из ниток на ткани. Знакомятся с изделиями народного творчества, с самобытностью русского народа, проявляющуюся в мастерстве народных умельцев. Приобщаются к русскому народному творчеству.

Совместная деятельность проходила насыщенно и были интересны детям, я использую дидактическую куклу, которая приходит на занятия, приносит образцы изделий, смотрит и помогает детям вышивать. Происходит знакомство с инструментами, техникой безопасности, тканью.

II этап

Несложная вышивка. Дети на прямоугольных полосках учатся выполнять разные виды швов. («вперед иголка», «стебельчатый» и т.д.) На этом этапе я показываю детям, как вышивать «гладью». Перевод рисунка на ткань, самостоятельный выбор рисунка; перевод рисунка с помощью копировальной бумаги.

III этап

Сложная вышивка. Вышивание гладью. На этом этапе дети 1 подгруппы (подготовительная и старшая группы) самостоятельно стараются вышить несложный рисунок. Самостоятельно обрезать нить, завязывать узелок. Совместная организация выставки вышивок. Мотивация на достижение результата, желание совершенствовать свои умения, пробуждать творческую активность детей.

 

 

Цель:

*Приобщает ребенка к тактильным ощущениям.

*Развивает мелкую моторику.

*Способствует быстрому развитию пространственного воображения и абстрактного мышления.

*Развивает воображение и логику, чтобы представлять себе алгоритм действий и возможный результат.

*Учит координировать действия.

*Обогащает словарный запас.

*Развивает художественный вкус, приобщает к цветовым гаммам.

*Искренне радует ребенка, если его творчество будет оценено любимыми людьми, когда он подарит или покажет свое рукоделие.

 

Прежде, чем приступить к работе, необходимо запомнить следующие правила:

- рабочее место нужно содержать в порядке, каждый инструмент должен иметь свое место (игла – в игольнице; ножницы и нитки в коробочке);

- игла всегда должна быть с ниткой для того, чтобы ее легче было найти, если вдруг она надумает от вас спрятаться;

- нельзя вкалывать иглу в одежду – это опасно;

- руки во время вышивания держат на весу, сидеть при этом нужно прямо и не подносить работу близко к глазам;

- никогда не берите в рот нитки, булавки, и др. предметы;

- не следует откусывать нитку: это портит зубы;

- необходимо помнить, что ножницы передают той стороной, где находятся кольца, иглу и булавки – тупым концом.

 

 

 

Немного из истории вышивки.

Вышивка – вид декоративно-прикладного искусства, популярный во всем мире.

Различные орнаменты, узоры, растения, цветы, выполняются в ней ручным или машинным способом на разных видах тканей и кож.

Для вышивания, прежде всего, необходимы игла и нитки. Часто используют и подсобные материалы: бисер, бусы, жемчуг и т.д. Искусство вышивки уходит корнями в глубину веков.

Из-за недолговечности тканей и ниток наука не может точно определить, когда оно появилось.

В музеях Европы имеются образцы вышивок V века н.э. Очевидно, нам никогда не узнать, кто и когда сделал первый стежок, кто впервые воплотил в узор красоту родной природы, выразил свои мироощущения в нем.

Результаты археологических раскопок, свидетельства летописцев и путешественников прошлого, дают возможность утверждать, что это искусство зародилось в глубокой древности, а развитие его не прекращалось никогда. Сначала вышивка выполнялась вручную нитками, окрашенными природными растительными красками. Но развитие цивилизации усовершенствовало технику ее выполнения.

Вышивка исстари делилась на народную, крестьянскую и вышивку для богатых, знатных людей.

Она широко применяется в украшении культовой одежды, которая изготавливается в специальных мастерских при монастырях. Особенно расцвело искусство вышивки в XVII – XVIII веках и в первой половине XIX века. Вышивка в каждой стране развивалась по-своему, но, естественно, не без заимствований из других стран. Восточные государства внесли свои веяния в Западную Европу, а из нее вышитые изделия привозились в Россию, что также влияло на появление в них нового стиля. Но, несмотря на многообразие стилей, и различных нюансов, вышивка оставалась ручной, а почему – очень дорогой.

Но в народе всегда сильна тяга к творчеству, сохранению себя в искусстве, и в 80-х годах XX века в России отмечается всплеск популярности ручной вышивки. Наконец-то люди поняли, что никакая машина не заменит тепло и энергию рук живого, мыслящего и любящего человека.

Что создано искусными руками, то живо и несет положительную энергию.

Опять вышивкой стали украшать одежду, жилье, различные аксессуары.

Многие иностранные туристы, приезжающие к нам, с удовольствием приобретают ручные изделия наших мастериц – вышивальщиц.

Конечно, быстрее постигнет это искусство тот, у кого имеется Дар Божий, но при большом желании им может овладеть каждый – не только женщины, но и мужчины.

 

 

 

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»