Непосредственно-образовательная деятельность (вышивание в игровой форме)
В гостях у Рукодельницы
Курган Любовь Васильевна,
ГБДОУ детский сад №76 компенсирующего вида
Калининского района Санкт-Петербурга
Педагогические ориентиры:
- 1. Обучающие
Учить детей осваивать специальные трудовые умения и способы самоконтроля для работы с тканью, нитками и инструментами: иголкой, ножницами;
- 2. Развивающие
Развивать творческую активность, мышцы кистей рук, глазомер, точность выполнения работы иголкой;
- 3. Воспитательные
Воспитывать у детей интерес к культуре русского народа, к их традициям;
Создать у детей эмоциональное настроение от предстоящего творчества;
Обогащение активного словаря детей: пяльцы, мулине, наперсток, ножницы.
Материал: пяльцы, иголка, нитки мулине.
Предварительная работа. Чтение детям о том, «что такое вышивка?»Э.А.Астапенко, «История вышивки» Н.Сотникова, чтение русской народной сказки «Теремок», театр на фламелеграфе «Теремок»; вышивка детьми героев сказки.
Выставка для родителей детских работ по вышиванию.
Ход. Дети под музыку входят в зал, садятся полукругом. Появляется Рукодельница.
Рукодельница Собралась я вышивать.
Свое уменье показать.
Вот смотрю и сундучок свой нахожу.
А в сундучке моем
лежат разные инструменты,
необходимые для моей работы.
Рукодельница заглядывает в сундучок, удивляется: «Ребята, посмотрите, вот записка. Мои инструменты посорились и не могут решить, кто из них главнее и важнее в моей работе. Чтобы их вернуть, мне надо отгадать загадки. Вы поможете мне?
Соня. Взгляните, мой хвостик и тонкий, и длинный,
сама же я меньше, чем хвостик мышиный.
Мне в доме отводится место особое,
слыву я полезной, но колкой особою.
(Соня переворачивает картинку – эмблему с изображение иголки).
Рукодельница. Молодцы, ребята, отгадали. Вот иголка ко мне вернулась в мой сундучок (кладет иголку в сундучок).
Маша. Вышивает, шьет иголка
Пальцу больно, пальцу колко
Я в тот же миг на пальчик, прыг:
«Говорю иголке – шей!
А колоться ты не смей!»
Дети отгадывают (наперсток).
Маша переворачивает эмблему на груди с изображением наперстка.
Рукодельница. Молодцы, ребята, отгадали и эту трудную загадку. Вот наперсток нашелся. Полезай в мой сундучок.
Надя. Я инструмент бывалый,
Не большой, не малый.
У меня полно забот:
Я и режу, и стригу
Я узоры вырезаю,
Я и платьице крою.
Ребята отгадывают. Надя переворачивает картинку с изображением ножниц.
Рукодельница. Ай да ребята, ай да молодцы, помогли мне вернуть ножницы в мой сундучок.
Настя. У бабушки старой
Один только глаз
Да хвостик – вьюнок,
Что пускается в пляс». (слайд)
Кристина. «Когда она пляшет
Над грудой холста
Всегда в нем оставит
Кусочек хвоста.
Что же за хвостик у бабушки есть?»
Дети отгадывают (нитки). (слайд)
Рукодельница с восхищением:
«Ну какие вы ребята молодцы,
Все загадки отгадали, и инструменты мне вернули.
Зачем вы ссорились друзья.
Помирить мне вас пора.
Беритесь ребята скорее, с охотой
Покажем друзьям, кто главней за работой.
Берите иголку и ниточку к ней
И вышьем все поскорей».
Дети садятся за столы и вышивают (под музыку).
Рукодельница: «Героев из сказки мы вышиваем,
Как только закончим, они оживают».
Готовые работы дети показывают гостям и читают стихи. (размещают на мольбертах).
Кристина. «Прикоснуться к красоте
Хочется всегда
Я сегодня чудо, сотворю сама».
Диана. «Нить возьму иголку,
Пяльцы и канву,
Оживет герой, как по волшебству».
Надя. «Захочу и вышью гриб-боровичок,
Захочу и выпущу бабочек туда».
Маша. «Холст наполнит радостью
Мой уютный дом
Ведь души частичку,
Я оставлю в нем».
Соня. «Правда, не одна я
Причастна к чудесам
Благодарна очень я своим друзьям».
Рукодельница. «Наш успех бесспорный
Просто объяснить
Очень детям хочется
Чудеса творить».
Ну а сейчас наши герои оживут и в светлый зал к нам придут. Показ сказки «Теремок» (театрализованное представление).
Вышивка в развитии творчества дошкольников
Среди множества занятий, которыми можно увлечь маленьких детей, является рукоделие. Оно не только доставляет массу приятных впечатлений при создании какого-либо стежка, рисунка, целой картинка, но и приобщает к тактильным ощущениям, развивает мелкую моторику. Ребенок также обогащает свой словарный запас и учится координировать движения. Когда малыши вышивают разноцветными ниточками, в тоже время они приобщаются к цветовым гаммам и развивают свой художественный вкус. К тому же ребенок искренне радуется, если его творчество будет оценено любимыми людьми, когда он подарит или подскажет свое рукоделие.
Вышивка привлекает детей тем, что в результате стараний их пальчиков появляются удивительно красивые вещи. Это очень важное ощущение для ребенка: когда из разрозненных ниток и тряпочек, входящих в наборы для вышивания, через некоторое время возникает цыпленок, рыбка или собачка, вышитые на декоративной подушечке или прихватке для посуды. Сделанное собственными руками всегда очень вдохновляет ребенка: он будет гордиться реальным результатом и стремиться сделать еще лучше и красивее.
Форма проведения:
Теоретическая:
*Беседы с детьми.
*Рассказы детей.
*Показ воспитателя способа действия.
Практическая:
*Вышивание.
*Обсуждение и выбор рисунка для выставки.
*Подготовка и проведение выставок.
*Конкурс рисунков для вышивки.
*Изготовление альбомов.
*Вручение готовых работ родителям и малышам.
Педагогические ориентиры
- 1. Обучающие: Учить детей осваивать специальные трудовые умения и способы самоконтроля для работы с тканью, нитками и простейшими инструментами (ножницами, иголками).
- 2. Развивающие: Развивать творческую активность, мышцы кистей рук, поддерживать потребность в самоутверждении.
- 3. Воспитательные: Формировать положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира, воспитывать художественный вкус, интерес к ручному труду.
Методы и приемы, используемые в работе:
*словесные методы: объяснение, вопросы, игровые упражнения, беседы, загадки, пословицы.
Чтобы создать интерес к определенному занятию используются данные методы и приемы. Образное, меткое и мудрое народное слово должно стать постоянным спутником ребенка: «не привыкай к безделью – учись рукоделью», «дело и труд – все перетрут», «у кого сноровка, тот и действует ловко». Чтобы заинтриговать детей, используются загадки: «конь стальной, хвост льняной», «ныряла, ныряла да хвост потеряла». С ними вместе будут учиться вышивать интересные игрушки. Когда дети овладеют трудовыми умениями и навыками, по мере накопления опыта самостоятельного выполнения задания, достаточно подсказать ребенку, как следует действовать в данной ситуации («С чего начнешь выполнять свою работу? Какие цвета будешь использовать в работе?»).
*наглядные методы: показ иллюстрации, рассматривание образа готовой работы. Деям старшего дошкольного возраста образец дается лишь для того, чтобы показать на нем последовательность выполнения работы, познакомить с каким-то новым конструктивным приемом.
*практические приемы: отмерить нить, вдеть нить в иглу, завязывание узелка, работать с трафаретом, умение натягивать ткань на пяльцы.
Обязательно учитывается:
*Индивидуальные особенности ребенка.
*Желание ребенка.
*Состояние здоровья.
*Уровень овладения навыками вышивания.
Каждый ребенок работает на своем уровне сложности.
Начинает работу с того места, где закончил.
Как развивает вышивка вашего ребенка
- Служит хорошим средством для игр с ребенком.
- Развивает эмоциональную сферу, помогает общению со сверстниками и взрослыми.
- Развивает соображение, волевые качества (усидчивость, терпение, умение доводить работу до конца).
- Учит сосредотачивать внимание.
- Развивает память, речь, глазомер.
- Развивает способность работать руками, точные движения пальцев.
- Знакомит с элементами математики, понятиями: цвет, размер, форма, количество.
- Развивает уверенность в себе и в своих способностях.
Доставляет много радости и удовольствия!
Этапы ознакомления дошкольников
I этап
Знакомство детей с вышивкой. На этом этапе осцчения дети знакомятся с вышивкой. Узнают, что вышивкой называют работы, выполненные по рисунку из ниток на ткани. Знакомятся с изделиями народного творчества, с самобытностью русского народа, проявляющуюся в мастерстве народных умельцев. Приобщаются к русскому народному творчеству.
Совместная деятельность проходила насыщенно и были интересны детям, я использую дидактическую куклу, которая приходит на занятия, приносит образцы изделий, смотрит и помогает детям вышивать. Происходит знакомство с инструментами, техникой безопасности, тканью.
II этап
Несложная вышивка. Дети на прямоугольных полосках учатся выполнять разные виды швов. («вперед иголка», «стебельчатый» и т.д.) На этом этапе я показываю детям, как вышивать «гладью». Перевод рисунка на ткань, самостоятельный выбор рисунка; перевод рисунка с помощью копировальной бумаги.
III этап
Сложная вышивка. Вышивание гладью. На этом этапе дети 1 подгруппы (подготовительная и старшая группы) самостоятельно стараются вышить несложный рисунок. Самостоятельно обрезать нить, завязывать узелок. Совместная организация выставки вышивок. Мотивация на достижение результата, желание совершенствовать свои умения, пробуждать творческую активность детей.
Цель:
*Приобщает ребенка к тактильным ощущениям.
*Развивает мелкую моторику.
*Способствует быстрому развитию пространственного воображения и абстрактного мышления.
*Развивает воображение и логику, чтобы представлять себе алгоритм действий и возможный результат.
*Учит координировать действия.
*Обогащает словарный запас.
*Развивает художественный вкус, приобщает к цветовым гаммам.
*Искренне радует ребенка, если его творчество будет оценено любимыми людьми, когда он подарит или покажет свое рукоделие.
Прежде, чем приступить к работе, необходимо запомнить следующие правила:
- рабочее место нужно содержать в порядке, каждый инструмент должен иметь свое место (игла – в игольнице; ножницы и нитки в коробочке);
- игла всегда должна быть с ниткой для того, чтобы ее легче было найти, если вдруг она надумает от вас спрятаться;
- нельзя вкалывать иглу в одежду – это опасно;
- руки во время вышивания держат на весу, сидеть при этом нужно прямо и не подносить работу близко к глазам;
- никогда не берите в рот нитки, булавки, и др. предметы;
- не следует откусывать нитку: это портит зубы;
- необходимо помнить, что ножницы передают той стороной, где находятся кольца, иглу и булавки – тупым концом.
Немного из истории вышивки.
Вышивка – вид декоративно-прикладного искусства, популярный во всем мире.
Различные орнаменты, узоры, растения, цветы, выполняются в ней ручным или машинным способом на разных видах тканей и кож.
Для вышивания, прежде всего, необходимы игла и нитки. Часто используют и подсобные материалы: бисер, бусы, жемчуг и т.д. Искусство вышивки уходит корнями в глубину веков.
Из-за недолговечности тканей и ниток наука не может точно определить, когда оно появилось.
В музеях Европы имеются образцы вышивок V века н.э. Очевидно, нам никогда не узнать, кто и когда сделал первый стежок, кто впервые воплотил в узор красоту родной природы, выразил свои мироощущения в нем.
Результаты археологических раскопок, свидетельства летописцев и путешественников прошлого, дают возможность утверждать, что это искусство зародилось в глубокой древности, а развитие его не прекращалось никогда. Сначала вышивка выполнялась вручную нитками, окрашенными природными растительными красками. Но развитие цивилизации усовершенствовало технику ее выполнения.
Вышивка исстари делилась на народную, крестьянскую и вышивку для богатых, знатных людей.
Она широко применяется в украшении культовой одежды, которая изготавливается в специальных мастерских при монастырях. Особенно расцвело искусство вышивки в XVII – XVIII веках и в первой половине XIX века. Вышивка в каждой стране развивалась по-своему, но, естественно, не без заимствований из других стран. Восточные государства внесли свои веяния в Западную Европу, а из нее вышитые изделия привозились в Россию, что также влияло на появление в них нового стиля. Но, несмотря на многообразие стилей, и различных нюансов, вышивка оставалась ручной, а почему – очень дорогой.
Но в народе всегда сильна тяга к творчеству, сохранению себя в искусстве, и в 80-х годах XX века в России отмечается всплеск популярности ручной вышивки. Наконец-то люди поняли, что никакая машина не заменит тепло и энергию рук живого, мыслящего и любящего человека.
Что создано искусными руками, то живо и несет положительную энергию.
Опять вышивкой стали украшать одежду, жилье, различные аксессуары.
Многие иностранные туристы, приезжающие к нам, с удовольствием приобретают ручные изделия наших мастериц – вышивальщиц.
Конечно, быстрее постигнет это искусство тот, у кого имеется Дар Божий, но при большом желании им может овладеть каждый – не только женщины, но и мужчины.