Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Театрализованная игра – ключ к тайнам детского творчества

Акунец Ольга Юрьевна,
ГБДОУ детский сад №47
Кировского района, Санкт-Петербург,

воспитатель высшей квалификационной категории

Театрализованные игры - игровые занятия, направленные на развитие голоса, выразительности речи, на совершенствование у детей эмоций, внимания, памяти, воображения, нравственных представлений. В театрализованных играх мир красок и звуков окружает ребенка.

На занятиях дети слышат и усваивают прекрасную речь классиков и ясную мелодичную полную лирики и юмора речь народного творчества. Занятия помогают научить детей видеть, чувствовать, понимать, сопереживать, т.е. сделать ребенка духовно богатым. Дети чутко реагируют на интонацию, мимику, жесты. Больше всего удается взволновать детей, захватить их воображение, рассказывая так, словно сам был участником событий.

На занятиях проводятся упражнения, которые помогают развивать, укреплять голос, делать речь ребенка выразительной. В каждом занятии дети постоянно погружаются в мир поэтической речи – звучит поэзия русских классиков, дети познают фольклор – потешки, загадки, песенки, считалки, скороговорки – эти маленькие шедевры, полные глубокой мудрости, лиризма и юмора. Благодаря простоте и мелодичности звучания текстов, дети, играя, легко запоминают их. Тренируя звучание детских голосов, мы вырабатываем устойчивые рефлексы речи, прибегая к многократному повторению. Работая над словом, дети побывают и в лесу, и на лугу, и на речке, и в самолете, изобразят дождь, побывают в сказках. Большое разнообразие звуков, образов наполняет занятие: это и шмели, гудящие низкими голосами, и пчелки с нежными высокими голосами, и кукушки, и мышки, и гул машин, самолетов, мотоциклов. Дети отгадывают загадки, описывают того или иного героя, используя образные выражения автора, изображают походку, движения, в итоге дети запоминают текст.

На занятиях обязательна работа с разными видами театров: настольный театр, театр мягкой игрушки, театр пальчиков, театр Петрушки, театр масок. Через кукольные спектакли дети приобщаются к театру, они не только смотрят, но и сами становятся участниками спектакля. Диалог (чтение по ролям) помогает: чувствовать партнера; развивать способность слушать и своевременно отвечать; передавать интонацию вопроса, ответа, удивления, радости, возмущения, испуга. Увиденное представление может явиться для малыша источником самостоятельной «игры в сказку». Увлекательный сюжет, запоминающие персонажи обязательно вызовут сильную эмоциональную реакцию ребенка. Воспитатель может понаблюдать за тем, какие сюжеты оказали на детей наибольшее влияние. Д ля этого после проведения инсценировки или спектакля следует оставить детям для самостоятельной игры те куклы и игрушки, которые выступали в роли героев того или иного сюжета и понаблюдать, как каждый ребенок будет взаимодействовать с ним. От того насколько интересным был спектакль и от систематического общения с театром на протяжении всей жизни в детском саду зависит опыт самостоятельно обыгрывания сюжетов детьми. Необходимо заботиться о том, какое впечатление оказывает спектакль на детей, т.к. в возрасте 3 – 4 лет у ребенка проявляется первый интерес к роли, являющийся своеобразным зеркалом, в котором отражаются взаимоотношения между людьми. Игровые действия, которыми овладел к этому моменту ребенок, наполняются содержанием той роли, которую он выбирает.

Театрализованная игра представляет собой совокупность художественно-творческих обстоятельств, в которые попадает ребенок; в результате возникает комплексное воздействие игрой, способствующее погружению в мир драматизации, формированию активной жизнетворческой позиции, багажа знаний и умений, способов творческой деятельности.

Большое внимание уделяется роли педагогического театра в жизнедеятельности детей, как мощного катализатора их творческой активности, их собственной, самостоятельной театрализованной деятельности. Чем интереснее действует взрослый в спектакле, тем привлекательнее для детей театр. Дети получают необходимые сведения о правилах поведения в театре, об устройстве театрального помещения, позволяющие им полно воспринимать театр в целом, с удовольствием смотрят спектакли.

Театрализованная игра – эмоциональная ситуация, которую создает и организует взрослый. Смысл этой ситуации состоит в том, чтобы захватить ребенка впечатлением, эмоцией, создать атмосферу непринужденности, импровизации, в которой все происходит «здесь и сейчас».

 

Принципы работы педагога с детьми:

- заинтересованность и радость;

- видение и воображение;

- эмоциональное внимание и память;

- импровизация и неожиданность.

 

 

Приемы работы:

Игра. Наиважнейший прием работы. В игре ребенок растит свою душу и тепло. Именно игра способна развить творческую природу ребенка, его воображение, веру и фантазию.

Тренировка речи в движении. Развитие голоса с помощью различных движений помогает формировать навыки речи. Кроме того, речь в движении снимает мышечное напряжение всего тела, раскрепощает голосообразующий аппарат. Известно, что напряжение в любой части тела, а особенно в кистях рук, отрицательно отражается на звучании голоса.

Использование руки в формировании навыков звучания речи. Чем лучше развиты у ребенка кисти и пальцев, тем лучше развита его речь. Потешки с пальчиками - прекрасные упражнения для развития речи.

Движения рук координируются с речью.

Использование потешек, считалок, стихов. Ритм стихотворной речи возбуждает нервную систему ребенка, вызывает в нем эмоциональный отклик, рождает ритмическую эмоцию, ритмические переживания, приводящие в активное состояние весь организм ребенка, в том числе и голосовой аппарат.

Использование сказок. Сказка помогает учить ребенка взглядываться, вдумываться в увиденное, учит сочувствовать, сопереживать, осуждать, вызывает желание играть в сказку. Сказка используется для воспитания интонационной выразительности через диалоги.

Использование театра. С помощью театра мы учим ребенка искусству диалога: развитие способности слушать, понимать, своевременно отвечать , передавать интонацию вопроса, ответа, радости, грусти, т.д.

Использование музыки. Музыка создает определенное настроение, помогает детям передать различные образы.

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»