Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Подвижная игра как средство эмоционального развития детей младшего дошкольного возраста

Алексеева Екатерина Сергеевна

Потребность в эмоциональных переживаниях аналогична всем другим функциональным потребностям человека, в частности, его потребности в движении. Поэтому очевидна роль движений и эмоций во взаимосвязи двух процессов - физического и психического развития ребенка.

Одной из основных задач дошкольного образования на современном этапе является обеспечение физического здоровья и эмоционального благополучия детей.   ФГОС  дошкольного образования  и содержание образовательной области  «Социально-коммуникативное развитие»  направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Чтобы решить эту сложную задачу, необходимо реализовать естественную потребность ребенка в движении. Именно под воздействием движений, сопровождающихся эмоциональным подъемом, улучшаются функции сердечно - сосудистой и дыхательной систем, укрепляется опорно-двигательный  аппарат, регулируется деятельность нервной системы и ряда других физиологических и биохимических процессов. В психолого-педагогических исследованиях А.Д. Кошелевой, В.И. Перегуд, И.Ю. Ильиной, Г.А. Свердловой, Е.П. Арнаутовой и др. положительное эмоциональное состояние дошкольника рассматривается как основа отношения ребенка к миру и влияет в дальнейшем на особенности переживания семейной ситуации, познавательную, эмоционально-волевую сферы, стиль переживания стрессовых ситуаций, отношения со сверстниками.

Клаус Фопель (2005) отмечает, что подвижные игры и игровые упражнения создают особое пространство, в котором дети получают новый опыт, развивают социальные, эмоциональные, телесные, интеллектуальные способности. Педагоги дошкольных учреждений располагают большими возможностями целенаправленно и своевременно воздействовать на личность воспитанников, их эмоциональное состояние посредством использования подвижных игр.

Подвижная игра – один из наиболее эмоциональных видов детской деятельности, обусловленный правилами. Она позволяет педагогу стимулировать двигательную активность каждого ребенка, учитывая его индивидуальные возможности дифференцированно подходить к оценке результатов двигательной деятельности.

В процессе подвижных игр дети дошкольного возраста в полной мере могут удовлетворить свою потребность в положительных эмоциях, а также обогатить свой двигательный опыт. Подвижная игра с правилами — это сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевремен­ным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами. По определению П.Ф. Лесгафта, подвижная игра является упражнением, посредством которого ребенок гото­вится к жизни. Увлекательное содержание, эмоциональная насы­щенность игры побуждают ребенка к определенным умственным и физическим усилиям.

В игре  ребенок  упражняется в самых разнообразных движениях: беге, прыжках, лазании, перелезании, бросании, ловле, увертывании и т.д. Большое количество движений активизирует дыхание, кровообращение и обменные процессы. Это в свою очередь оказывает благотворное влияние на психическую деятельность. Оздоровительный эффект подвижных игр усиливается при проведении их на свежем воздухе.

Чрезвычайно важно учитывать роль растущего напряжения, радости, сильных переживаний и незатухающего интереса к результатам игры, которые испытывает ребенок. Увлеченность ребенка игрой не только мобилизует его физиологические ресурсы, но и улучшает результативность движений. Игра является незаменимым средством совершенствования движений, развивая их, способствуя формированию быстроты, силы, выносливости, координации движений. В подвижной игре, как деятельности творческой, ничто не сковывает свободу действий ребенка, в ней он раскован и свободен. В.В. Гориневский важное значение придавал воспитанию выразительности и грациозности движений ребенка в игре. Он считал целесообразным введение в игры элементов соревнования, доступного детям. При этом исключал азарт, возбуждение, недоброжелательность детей друг к другу. При наличии необходимого руководства со стороны воспитателя соревнование, по мнению В.В. Гориневского, может быть использовано в целях воспитания у детей положительных моральных качеств, чтобы пробудить в них интерес к игре и эмоциональный настрой.

Многочисленными исследованиями доказано, что характер, мысли, чувства человека отражаются в виде «мускульного панциря» на теле (М.Александер, В.Райх, М. Фельденкрайз и др.), поэтому для реализации задач гармоничного развития детей важно понять, как «действует» наше тело. Педагог должен научить детей двигаться естественно, грациозно, в соответствии с конституцией своего тела и индивидуальными способностями. Эмоции играют своеобразную ориентирующую и регулирующую роль в той деятельности, в которой они  формируются. Когда взрослый предлагает ребенку задание, он объясняет, зачем оно выполняется, т.е. мотивирует необходимость деятельности. Однако то, что выдвигает в качестве мотива взрослый, далеко не сразу становится мотивом действий ребенка. И хотя он  принимает задание взрослого и приступает к его выполнению, мотив действий ребенка может не только не совпадать с мотивом взрослого ,но и  существенно отличается от него. Другими словами, и ситуация деятельности, и выполняемые в ней действия могут иметь для малыша совсем иной смысл, нежели смысл, задаваемый взрослым,- глубоко личностный, субъективный.

На протяжении детства особенности эмоций (их длительность, сила, устойчивость) изменяются в связи с изменением общего характера деятельности ребенка и ее мотивов, а также в связи с  усложнением отношений ребенка с окружающим миром. Наряду с переживаниями удовольствия и неудовольствия, связанными с удовлетворением или неудовлетворением непосредственных желаний, у ребенка возникают более сложные чувства, вызванные тем, насколько хорошо выполнил он свои обязанности, какое значение имеют совершаемые им действия для других людей и в какой мере соблюдаются им самим и окружающими определенные нормы и правила поведения.

Подвижные игры воспитателя с детьми ориентированы на взаимодействие и очень наглядны. Каждый ребенок может на месте оценить себя, особенности своего взаимодействия с другими детьми, научиться справляться с неудачами и переживать успех. Как правило, у ребенка успешных случаев бывает больше, чем неудач. Действия, которые предлагается осуществить ребенку (справиться с проблемой, принять практическое решение, достичь определенного результата), повышают его способность делать над собой усилия, стремление совершенствоваться. Удовлетворение, которое ребенок получает, когда чувствует, что может выполнить задание или что–то делает хорошо, становится основной позитивного образа себя. А.А. Люблинская в своих исследованиях отмечала, что душевная радость тесно связана с телесной, и они в равной степени важны для нормального развития ребенка.

Е. И. Тихеева очень ценила и широко использовала игру, как средство всестороннего развития ребенка. Она считала, что на игры в детском саду должно быть обращено огромное и, при том, продуманное внимание. Значение игр заключается не только в том, что они доставляют детям громадное удовольствие, но они являются наиболее для ребенка приспособленным и психологически обоснованным средством , ведущим к развитию всех его физических и духовных сил. Игра является основным содержанием в жизни ребенка, его работой и развлечением в одно и то же время.

Подвижная игра, окрашенная эмоциональной настроенностью, является главнейшим фактором, способствующим этому развитию. Вот почему следует заботиться о том, чтобы организованные коллективные подвижные игры были представлены в каждом учреждении для детей дошкольного возраста, использовались при организации непосредственно-образовательной деятельности , на прогулке, в досугах и праздниках.

Методика проведения подвижной игры детей дошкольного возраста направлена на воспитание эмоционального, сознательно действующего в меру своих возможностей ребенка и владеющего разнообразными двигательными навыками. Под доброжелательным, внимательным руководством воспитателя формируется творчески мыслящий ребенок, умеющий ориентироваться в окружающей среде, активно преодолевать встречающиеся трудности, проявлять доброжелательное отношение к детям, выдержку, самообладание.  Результаты педагогического наблюдения позволяют выявить, что ,обычно, не все дети любой возрастной группы  имеют высокие показатели развития социальной компетентности, легко устанавливают контакты как с взрослым, так и со сверстниками, инициативны, активны во всех направлениях жизнедеятельности группы, не у всех детей  наблюдается  позитивное настроение, преобладание положительных эмоций, такие дети обычно не  склонны к сопереживанию, сочувствию, адекватному пониманию основных эмоциональных проявлений человека. В Федеральном государственном образовательном стандарте  дошкольного образования подчеркивается, что современный образовательный процесс характеризуется и современными формами, методами и приемами взаимодействия с детьми, одним из наиболее эффективных методов при этом становится именно метод проектов, как метод максимально обеспечивающий субъектные проявления ребенка, такие как активность, инициативность, коммуникативность, самостоятельность, эмоциональность, проявление творчества.

Педагогический проект по использованию подвижных игр в работе с детьми младшего  дошкольного возраста

Педагогический проект «Вместе весело играть!»

Вид проекта:

  • по количеству участников: коллективный;
  • по контингенту участников: дети младшего дошкольного возраста;
  • по направленности: практико-ориентированный;
  • по продолжительности: 1 месяц

Цель: создание эмоционально-положительного настроя детей на протяжении дня посредством использования разнообразных подвижных игр.

Задачи:

  • составить картотеку подвижных игр для детей младшего возраста;
  • разработать схему-график проведения подвижных игр;
  • совершенствовать двигательные умения и навыки, развивать физические качества у детей младшего дошкольного возраста;
  • способствовать созданию эмоционально-положительного настроя детей в течение дня.

Ожидаемые результаты:

  • посредством систематической организации и проведения подвижных игр в режиме дня у детей младшего  дошкольного возраста будет наблюдаться эмоционально-положительный настрой в течение каждого дня;
  • использование разнообразных подвижных игр в работе с детьми младшего дошкольного возраста позволит воспитывать у детей устойчивый интерес к активной двигательной деятельности и желание заниматься физической культурой;
  • в процессе подвижных игр у детей будут совершенствоваться двигательные навыки, развиваться физические качества;
  • у детей активизируются психические процессы: восприятие, мышление, память, речь, воображение.

Участие специалистов образовательного учреждения в реализации проекта:

  • воспитатели дошкольного образовательного учреждения, инструктор по физическому воспитанию.

Основу сюжетных подвижных игр составляют подражательные движения. Это самый доступный для детей способ восприятия любой двигательной деятельности. Подвижные игры и игровые упражнения создают особое пространство, в котором дети получают новый опыт, развивают социальные, эмоциональные, телесные, интеллектуальные способности. В процессе сюжетных подвижных игр дети младшего дошкольного возраста в полной мере могут удовлетворить свою потребность в положительных эмоциях, а также обогатить свой двигательный опыт. В психолого-педагогических исследованиях указывается на то, что душевная радость тесно связана с телесной, и они в равной степени важны для нормального развития ребенка.

Эмоции играют своеобразную ориентирующую и регулирующую роль в той деятельности, в которой они  формируются. Главное направление развития эмоциональной сферы у дошкольника - это появление способности управлять чувствами, т. е. произвольность поведения. Основную роль в развитии чувств ребенка, играет его практическая деятельность, в ходе которой он вступает в реальные взаимоотношения с окружающим миром и усваивает созданные обществом ценности, овладевает социальными нормами и правилами поведения. Существенное значение для эмоционального развития детской личности имеет деятельность не только реальная, но и воображаемая, позволяющая эмоционально  превосходить отдаленные последствия своих поступков. В процессе такого воображения  происходит своеобразное проигрывание данной ситуации, во время которого можно обнаружить ценность для субъекта сложившихся обстоятельств или действий, которые в этих обстоятельствах могут быть выполнены. В процессе развития происходят изменения в эмоциональной сфере ребенка. Меняются его взгляды на мир и отношения с окружающими. Способность ребенка сознавать и контролировать свои эмоции возрастает.

В процессе педагогического наблюдения можно отметить , что подвижные игры благоприятным образом влияют на эмоциональное состояние детей. По окончании подвижных игр у детей наблюдается эмоционально-положительное состояние.

Использование проектной деятельности, посвященной  подвижным играм, методически грамотное её использование, а также систематизация подвижных игр позволит существенным образом обогатить двигательную деятельность детей младшего дошкольного возраста и будет способствовать созданию эмоционально-положительного состояния у детей.

Литература

1. Агафонова И.Н., Князева Н.А. Развитие эмоциональной сферы дошкольника: Методическое пособие/ Под ред. Агафоновой И.Н. / СПб. :СПбАППО, 2006. – 82 с.

2.Зайцева Г.А. , Е.Н. Игнатьева. Сказочный театр физической культуры (Физкультурные занятия с дошкольниками в музыкальном ритме сказок) /Авт. – сост. Н.А. Фомина и др.- Волгоград: Учитель, 2004. – 96 с.

3. Бочарова Н.И. Физическая культура дошкольника в ДОУ. Программно- методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2007.-176с.

4. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. -368 с.

5.Фопель К. Привет, ножки! Подвижные игры для детей 3-6 лет: Пер. с нем.- М.: Генезис, 2005.- 135 с.

6.Хухлаева  Г.В. Занятия по физической культуре с детьми 2-4 лет в малокомплектном детском саду: Кн. для воспитателя дет.сада.-М.:Просвещение,1992.-192с.

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»