Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Влияние декоративно-прикладного искусства
на формирование творческих способностей детей дошкольного возраста в художественно-эстетическом воспитании

 Калинина Надежда Викторовна,
воспитатель ГБДОУ д/с №75
Калининского района Санкт-Петербурга

 

«Надо начинать рисовать с младенческого возраста,
Чтобы приучить руку передавать мысли и чувства
Подобно тому, как скрипач передает на скрипке,
что чувствует».

К.П.Брюллов

« Воспитание, если оно не хочет быть бессильным,
Должно быть народным».

К.Д.Ушинский

Культуру России невозможно себе представить без народного искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и являются частью её истории.

Народное искусство способствует глубокому воздействию на мир ребенка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений и рассматривается как часть материальной  культуры. Народное искусство в силу своей специфики, заключающейся в образно-эмоциональном отражении мира, оказывает сильное воздействие на ребенка, который по образному выражению К.Д.Ушинского , мыслит формами, красками, звуками, ощущениями.

Известный педагог Е.А. Флерина одной из первых выступила за активное использование народного искусства для развития детского творчества, считая, что в процессе занятия дети приобретают навыки и умения, необходимые для создания декоративных узоров.

Важное воспитательное  значение народного искусства неоднократно подчеркивала в своих работах Н.П. Сакулина: « Детям дошкольного возраста близки и понятны многие работы мастеров декоративной росписи,

резьбы, вышивки, понятно искусство игрушечников. Маленькие дети воспринимают их глубже и полнее, чем большие полотна живописи и станковую скульптуру, и это очень помогает педагогу детского сада в формировании художественного вкуса и в руководстве их изобразительным творчеством».

В настоящее время народное искусство широко применяется в художественном воспитании детей. Подлинные образцы народного творчества и современные произведения декоративного искусства используются на занятиях и в оформлении детских садов.

Знакомство с народным декоративно - прикладным искусством способствует решению труднейших задач, стоящих перед педагогом  в

 

области эстетического воспитания  подрастающего поколения, - расширения и развития у детей художественных представлений, духовных потребностей, навыков оценки произведений искусства, становления художественного вкуса, эстетического отношения к окружающему.

Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества.

Для того, чтобы дать эту радость творчества, поставила перед собой цель.

ЦЕЛЬ: формирование творческих способностей, эстетического вкуса детей через декоративно-прикладное искусство.

Исходя из поставленной цели, определила для себя задачи для дальнейшей работы:

-Изучить литературу

-Составить перспективный план на каждую возрастную группу

-Разработать диагностический материал

-Привлечь родителей к совместной работе над темой

 

Изучив методическую литературу:

  1. «Народное искусство в воспитании детей» под редакцией Т.С.Комаровой;
  2. Т.С.Комарова « Изобразительное творчество дошкольников в детском саду»;
  3. «Художественное творчество в детском саду» под редакцией А. А. Ветлугиной;
  4. «Декоративное искусство детям» Г. Н. Пантелеева, Ю. В. Максимова, Л. В. Пантелеева;
    1. Н.Н.Алексахин « Художественные промыслы России»,

« Матрешка. Методика преподавания росписи матрешки»;

  1. «Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством» О. А. Скоролуповой;
  2. Т.Я.Шпикалова «Народное искусство на уроках декоративного рисования»;
  3. А.П.Усова « Русское народное творчество в детском саду»;
  4. О.А.Соломенникова «Радость творчества» программа дополнительного образования
  5. Е.М.Торшилова, Т.В.Морозова « Развитие эстетических способностей детей 3-7 лет (теория и диагностика)»;
  6. Т.С.Комарова,О.А.Соломеннокова « Педагогическая диагностика развития детей перед поступлением в школу» - раздел шестой «диагностика готовности детей к обучению изобразительного искусства».

 

Мною были определены следующие этапы работы:

Подготовительный
Цель: а) Углубление знаний детей по теме будущей работы через

проведение бесед, экскурсий.
б) Формирование ярких художественных образов у детей через

рассматривание иллюстраций, репродукции, экспонатов, альбомов,

книг.


 

Основной
Цель:а) предоставление детям возможности воплотить полученные знания

при выполнении работ
б) создание условий для творческого взаимодействия

 

Использовала следующие формы организации работы с детьми.
1. Целевые прогулки и экскурсии в музеи и выставочные залы Народных промыслов.
2. Свободная деятельность (разучивание песен, стихов, потешек, чтение сказок по теме: «Народное декоративно – прикладное искусство».)
3. Оформление коллекций по теме «Декоративно - прикладное искусство».
4. Организация конкурсов и выставок детских работ и совместных тематических выставок детей и родителей.
5.  Проведение викторин с детьми по декоративно – прикладному искусству.

Диагностический

Использованы диагностические задания  из книг авторов

-Т.С.Комаровой;

-Е.М.Торшиловой, Т.В.Морозовой;

-Т.С.Комаровой, О.А.Соломенниковой

 

На каждом занятии планировалось 3 вида задач:

-Изобразительная

-Техническая

-Воспитательно-образовательная

 

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ

  1. Изображение предмета

-учить передать форму предмета, отдельных его частей, строение предмета

-расположение предмета в целом на плоскости

-учить изображать предмет в зависимости от формата плоскости

-учить обводить по контуру формы карандашом

-передавать цвет частей, окраску предметов

-передавать мелкие выразительные детали.

  1. Составление узора

-знать, что узор украшает предметы и зависит от формы предмета,

величины и назначения

-научить элементам узора

-учить подбирать цветосочетания к узору и фону

-компоновать узор на фоне

ТЕХНИЧЕСКАЯ

  1. Умение и навыки по овладению инструментами и материалами

-правильно держать карандаш, кисть, пользоваться стеком, вести кисть по ворсу.

-для получения нужного цвета смешивать краски, наносить краску кончиком и полной кистью.

  1. Навыки связанные с изображением форм, знакомство с линией

-проводить прямые, округлые, отрывистые, толстые, тонкие, волнистые ли­нии.

-закрашивать в пределах контура

-в лепке - раскатывать, вытягивать, вдавливать пластилин.

 

ВОСПИТАТЕЛЬНО - ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

  1. Развивать наблюдательность, зрительную память, чувство цвета, творчество, умение доводить дело до конца, работать, соблюдая очередность действий.
  2. Развивать любовь к народному искусству, посещая музеи, экскурсии.


В ходе занятий использовались следующие методические приёмы:

  1. игровой приём (внесение игрушки, создание сюжета);
    1. создание проблемной ситуации;
    2. проблемные вопросы;
    3. работа в паре, коллективная работа;
    4. положительная оценка детских работ;
    5. связь рассматривания изделий народных мастеров с последующим составлением узоров;
    6. сравнение двух элементов узора;
    7. использование движения руки в воздухе;
    8. упражнение в начале занятия;
    9. использование фланелеграфа;
    10. называние элементов узора, действия при его воспроизведении;
    11. использование разных видов оценок: приз, словесная оценка, аплодисменты;
    12. осуществляется индивидуальный подход к детям с низким уровнем;
    13. косвенные приёмы: напоминание, совет, подсказ, исправление, замечание, реплика.

 

По каждому виду росписи проводилась работа согласно такой последовательности:
1. Экскурсии в музеи народных промыслов.
Знакомство с данным видом декоративно-прикладного искусства (материал, фактура, орнамент, узор).
2. Рассказы, беседы, рассматривание иллюстраций об истории промысла.
3. Оформление полки красоты (один предмет, например, дымковский конь), несколько предметов одного народного промысла (дымковские игрушки или хохломская посуда, и т.д.), сравнение двух трех видов народных промыслов, выставка детских работ).
4. Занятия по ознакомлению с определёнными видами декоративно-прикладного искусства.
5. Интегрированные занятия по лепке, декоративному рисованию, аппликации.
6. Организация «мини – музея» в группе (предметы народного промысла).
7. Использование дидактических игр по разным видам росписи: «Найди пару», «Составь узор», «Узнай элементы узора».
8. Самостоятельная художественная деятельность детей в уголке рисования (использование трафаретов, нетрадиционных изобретаемых материалов).

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Алексахин Н.Н. – Художественные промыслы России. – М., народное образование, 2005 – 176 с.
  2. Гомонова А.А – Роль рисовании в творческом развитии детей дошкольного возраста
  3. Казакова Т.Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников. - М.: Педагогика, 1983.
  4. Князева О.Л., Маханева М.Д. – Приобщение детей к истокам русской народной культуры
  5. Кожихина С.К. Путешествие в мир искусства. – М.: ТЦ Сфера, 2002. – 192с.
  6. Комарова Т.С. – Как научить ребенка рисовать
  7. Комарова Т.С. Детское изотворчество: что под этим следует понимать?// дошкольное воспитание. – 2005, № 2.
  8. Комарова Т.С. Детское художественное творчество.- М.: Мозаика-Синтез, 2006-136с.
  9. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: Обучение и творчество. - М.: Педагогика, 1990-247с
  10. Косминская В.Б. Развитие изобразительных способностей и творчества у детей дошкольного возраста. – М., Просвещение, 1977.
  11. Народное искусство в воспитании детей. Книга для педагогов дошкольных учреждений, учителей начальных классов, руководителей художественных студий. /Под редакцией Т.С.Комаровой.- М.: Российское педагогическое общество, 2000-156с
  12. Пантелеев Г.Н., Максимов Ю.В., Пантелеева Л.В. – Декоративное искусство детям. – М., Просвещение, 1976 – 143 с.
  13. Педагогическая диагностика развития детей перед поступлением в школу/ под редакцией Т.С.Комаровой и О.А. Соломенниковой. – Ярославль: Академия развития, 2006-143с
  14. Сакулина Н.П. Рисование в дошкольном детстве. – Изд. Просвещение - 1965-215с.
  15. Скоролупова О.А. Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством: Цикл занятий для детей старшего дошкольного возраста.- М:Скрипторий, 2003-128с.

16. Соломенникова О.А. Радость творчества: Ознакомление детей 5-7 лет с народным и декоративно-прикладным искусством: Программа дополнительного образования.- М.: Мозаика-Синтез, 2006-132с.

 

 

 

 

 

 

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»