Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Инновационные технологии в развитии музыкальных способностей у детей дошкольного возраста

Лодцова Ольга Николаевна,
музыкальный руководитель ГБДОУ №47
Кировского района Санкт-Петербурга

 

В педагогике с давних пор известно, какие огромные возможности для воспитания души и тела заложены в синтезе музыки и движения, интеграции различных видов художественной деятельности. По мнению Платона: "Трудно представить себе лучший метод воспитания, чем тот, который открыт и проверен опытом веков; он может быть выражен в двух положениях: гимнастика для тела и музыка для души... Ввиду этого воспитание в музыке надо считать самым главным: благодаря ему,  Ритм и Гармония глубоко внедряются в душу, овладевают ею, наполняют ее красотой и делают человека прекрасно мыслящим... Он будет упиваться, и восхищаться прекрасным, с радостью воспринимать его, насыщаться им и согласовывать свой быт».

Актуальная и большая проблема, стоящая перед современным обществом - угроза духовного оскудения личности, опасность утраты нравственных ориентиров. Поэтому, нашему воспитанию необходим поворот к жизненно-важным проблемам современного общества, обеспечение нравственного воспитания, противостояние бездуховности, потребительству, возрождению в детях желания и потребности в активной интеллектуальной деятельности. Все имеет большое значение в воспитании: восприятие музыки, пение, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах. Современное образование невозможно себе представить без использования информационных ресурсов. Постепенно использование компьютерных технологий входит и в систему дошкольного образования.

Детский сад - часть общества, и в нём, как в капле воды, отражаются те же проблемы, что и во всей стране. Поэтому очень важно организовать процесс обучения так, чтобы ребёнок активно, с увлечением и интересом занимался на музыкальном занятии.

В моей  работе  в решении этой непростой задачи помогает  сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных. Поэтому, применение инновационных технологий в моей  работе с детьми по общеобразовательной  программе, заключается  в  повышения мотивации к обучению и облегчения усвоения детьми учебного материала различной направленности.

Цель моей работы:   приобщать детей к различным видам музыкальной  деятельности  средствами инновационных технологий

Задачи:

-выделить эффективные методы и педагогические технологии для музыкального развития  детей;

-расширить кругозор детей  через восприятие звуков окружающего мира, через знакомство с лучшими образцами мировой музыкальной культуры, музыкальными инструментами;

-вовлечь дошкольников в разные виды организованной и самостоятельной музыкальной деятельности: художественно-эстетическую, познавательно-речевую, музыкально-театрализованную, игровую.

Пение.

Применение инновационных технологий в обучении пению, может повысить познавательный интерес дошкольников во время музыкальных занятий.  Мультимедиа-средства по своей природе интерактивны, т.е. зритель и слушатель  не остается пассивным, информация может подаваться с видеосюжетом и музыкальным сопровождением. Важным направлением в этой работе является применение игрового метода направленного на учет психологических и возрастных особенностей ребенка и соответствующего игровой природе музыкального искусства.

Цель  – развить активный образно-мыслящий слух. Путь достижения цели: от слухового опыта, жизненных прообразов музыкального искусства к музицированию по слуху.  Для развития музыкально-сенсорных способностей используются специальные мультимедийные музыкально-дидактические игры и задания, в ходе которых ребенок получает возможность упражняться в различении свойств  звуков   и воспроизведении их доступными ему способами. Они оказывают существенное влияние, как на общее развитие ребенка, так и на развитие его эмоциональной сферы и музыкально-сенсорных способностей.  Игровые задания преследуют разнообразные цели:

-расширение и закрепление представлений об окружающем мире;

развитие способности различать и воспроизводить звуки различной высоты, длительности, силы и тембра,

-отдельных компонентов чувства ритма;

развитие мелодического слуха, способности различать характер и настроение музыки.

По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников инновационная форма обладает рядом преимуществ:

-предъявление информации на экране в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;

-несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;

-движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;

Восприятие музыки:

Восприятие музыки один из сложнейших разделов образовательной программы.

Часто проводя занятия по слушанию музыки, я ловила себя на мысли, что не все детки одинаково слушают музыкальное произведение, встречается равнодушное, безразличное отношение к услышанному.

Что делать? Как заинтересовать ребенка? Как привлечь его внимание к восприятию музыки

На мой взгляд, необходимо сделать ребенка активным участником данного процесса.

Музыкальное восприятие детей старшего дошкольного возраста развивается во взаимодействии эмоционально-интонационного восприятия и индивидуальной интерпретации ребенка.

Для малыша бывает трудно рассказать о чувствах и настроениях, вызванных музыкой, соотнести их с характером музыки. Вот здесь то и смогут помочь ИКТ. Подбирая произведения для смены настроений и самочувствий дошкольников, желательно остановить внимание на классической музыке.

Задачи:

-развитие музыкальных способностей дошкольников;

-дополнение слуховых впечатлений и представлений детей;

-активизация и развитие эмоционального восприятия музыки;

-формирование познавательной мотивации у дошкольников к музыкальной деятельности.

Для закрепления материала по слушанию музыки использую художественно-изобразительную деятельность.

Музыкально-ритмические движения:

Музыкально-ритмические движения - один из видов музыкальной деятельности, в котором содержание музыки, ее характер, образы передаются в движениях. Основой является музыка, а разнообразные физические упражнения, танцы, сюжетно-образные движения используются как средства более глубокого ее восприятия и понимания.

Начальный этап обучения характеризуется созданием предварительного представления об упражнении. На этом этапе обучения  необходимо рассказывать, объяснять и продемонстрировать упражнения. Дети пытаются воссоздать увиденное, выполнить упражнения, подражая педагогу или увиденному на экране. Объяснение техники исполнения дополняет ту информацию, которую ребенок получил при просмотре. Первые попытки выполнения упражнения имеют большое значение при дальнейшем формировании двигательного навыка. Музыка на занятии должна быть доступна восприятию ребенка, поэтому желательно использовать детские песни, песни из мультфильмов, эстрадные произведения.

Многое могут дать сюжетные занятия. Сюжетное занятие выстраивается в соответствии с содержанием русских и зарубежных сказок, главных героев которых можно показать, используя презентацию, созданную в программе Microsoft Office PowerPoint.  В сюжетном занятии преобладают имитационные движения – разнообразные, образно-игровые движения, жесты, раскрывающие понятный детям образ, динамику его настроений или состояний (в природе, в настроениях человека и животных, в вымышленных игровых ситуациях). Также возможно применение занятий - импровизаций. Эти занятия способствуют творческому мышлению, воображению и фантазии. Интерес к лучшему исполнению танца можно вызвать у детей, показав им исполнение их сверстниками различных танцевальных композиций с помощью ЭОР.

Игра на детских музыкальных инструментах:

Необходимо уделять большое внимание творческому развитию ребенка при игре на детских музыкальных инструментах. Демонстрация презентаций, разработанных мною к занятиям по изучению детских музыкальных инструментов, помогает озвучить задания,  дети совместно музицируют - играя в оркестре, изображают пантомиму, поют в хоре. Благодаря демонстрации презентации решаются психологические проблемы общения: застенчивый ребенок может почувствовать себя более раскрепощенным; а творческий ребенок - проявит свою фантазию на деле. Дети учатся проявлять терпение, выдержку, взаимопонимание и уважение. Информация, представленная на компьютерных дисках или сети Internet, позволяет проводить виртуальные экскурсии по музею музыкальных инструментов, путешествовать по странам и эпохам, знакомясь с образцами музыкального искусства. Например,  на основе DVD –диска «Путешествие в мир музыки с Чавостиком» занятие можно превратить одновременно и в игру, и в деятельность по изучению музыкальных инструментов.

Результат моей работы:

Музыкальные занятия с применением ИКТ  активизирует  внимание и познавательный интерес детей к музыке, помогает формированию образного мышления. ИКТ  помогает  передать информацию быстрее, нагляднее, красочнее, в доступной форме. В результате усиливается  восприятие музыки за счет увеличения количества иллюстративного материала. Дети смогут принимать участие в совместном обсуждении музыкального произведения, у них усиливается эмоциональная отзывчивость, музыкальный слух, чувство ритма.

Использовала материал:

  1. «Новые информационные технологии в дошкольном образовании.»  Горвиц Ю.М., Чайнова Л.Д., Поддьяков Н.Н., Зворыгина Е.В. и др. М.: ЛИНКА-IIPЕСС, 1998г.
  2. «Новые формы организации игрового и учебно-воспитательного процесса с использованием ИКТ и обучающие развивающие программы для дошкольного образования» Учебно-методическое пособие, Москва,2012

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»