Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Консультация для родителей

К моменту поступления ребёнка в школу он овладевает правильным звуковым оформлением слов, имеет определённый словарный запас, у детей старшего дошкольного возраста большой запас слов (он доходит до 4-5 тысяч ). Это главным образом, слова основного словарного фонда языка, т.е. общеупотребительные слова, необходимые для общения. В этом возрасте ребёнок имеет в основном грамматически правильнуюречь: строит различные по конституции предложения, согласовывает слова в роде, числе, падеже, точно спрягает часто употребляемые глаголы; свободно пользуется монологической речью: способен рассказать о пережитых событиях, пересказать содержание сказки, рассказов, описывать окружающие предметы, раскрыть содержание картины, некоторые явления окружающей действительности. Всё это даёт возможностьребёнку при поступлении в школу успешно овладевать программным материалом.

Конечно, не все дети владеют в полной мере таким богатством и самостоятельно им пользуются. Уровень развития речи дошкольников различен. Одни дети свободно распоряжаются словарным запасом; у других активный словарь небольшой, хотя значительное количество слов хорошо понимается (пассивный словарь).  У детей с общим недоразвитием речи наблюдается неточное знание и неточное употребление многих обиходных слов. В активном словаре детей преобладают существительные и глаголы. Мало слов, (порой и полностью отсутствуют) характеризующих качества, признаки, состояние предметов и действий, а также способы действий. Мало синонимов и полностью отсутствуют антонимы. (Исследования А.В. Захарова словаря детей 6-7 лет с точки зрения распространённости имён прилагательных показало, что на каждые 100 словоупотреблений приходится в среднем 8,65% прилагательных). Наблюдается недостаточная сформированность грамматических форм языка - ошибки в падежных окончаниях, смешение временных и видовых форм глаголов, ошибки в согласовании, управлении. В активной речи используются преимущественно простые предложения. Отмечаются большие затруднения, а часто полное неумение распространять и строить сложные предложения.

Учитывая перечисленные недостатки в речи детей, мы поставили перед собой задачу: помочь детям овладеть родным языком, пополнить пассивный словарь детей,  расширить и обогатить активный. Для успешной реализации данной задачи необходима активная помощь родителей. Упор в расширении и обогащении словаря сделан на прилагательные, которые украшают и эмоционально обогащают речь человека. К основным видам деятельности дошкольника относят игру и общение, следовательно, игровое общение есть тот необходимый базис, в рамках которого проходит формирование и совершенствование речевой активности ребёнка. Эффективное средство словарной работы - игра. Игры имеют большое познавательное значение, так как расширяют кругозор детей, учат выделять свойства предметов, находить в них сходства и различия. Словесные игры помогут ребёнку обогатить словарный запас, уточнить значение слов, сформировать словоизменение и словообразование. Специалистами разработана система упражнений и игр, предусматривающих обогащение словаря ребёнка. Приведём некоторые из них.

1. Подбор определений и эпитетов. Собака. Какие бывают собаки? (Большие, маленькие, лохматые, умные, весёлые, злые, добрые, охотничьи, пожарные и т.д.). Можно использовать такие словесные игры: "Подбери признак", "Расскажи какие", "Назови чей", "Чей, чья, чьё?", "Слова наоборот" и т.п.

2. Узнавание предмета по эпитетам. Зелёная, кудрявая, стройная, белоствольная, душистая - что это? (Берёза). Словесные игры: "Отгадай, что это?", "Узнай, о чём я говорю", "Назови нужное слово", "Угадай-ка", "Подбери слово" и др.

3. Подбор синонимов: большой, огромный, громадный. Словесные игры: "Назови нужное слово", "Скажи по-другому", "Создай нужное слово", "Сравни", "Слова-синонимы".

4. Подбор антонимов: большой-маленький, сильный-слабый, горячий-холодный, лёгкий-тяжёлый и т.д. Словесные игры: "Скажи наоборот", "Исправь ошибку", "Слова-антонимы", "Определи" и др.

Все эти упражнения и игры помогают не только расширить словарь ребёнка, но и сделать более активным. Для того чтобы слова входили в активный словарь, необходимо их многократное повторение. Словесные игры хороши тем, что не требуют особых усилий для их проведения. Их можно проводить с ребёнком влюбое время, в свободной и совершенно непринуждённой обстановке, когда родители общаются с ребёнком (будь-то утро, когда родители ведут ребёнка в детский сад или вечером, возвращаясь домой, на детской площадке во время прогулки или во время поездки в автобусе, перед ужином или перед сном). Главное сделать общение с ребёнком привлекательным для него: развивать его любознательность, будить в нём игровой азарт, стать его партнёром в игре, сотрудничать с ребёнком, но ни в коем случае не принуждать.

В дошкольном детстве, естественно, не заканчивается для ребёнка процесс овладения речью. Да и речь его в целом, конечно не всегда бывает интересной, содержательной, грамматически правильно оформленной. Обогащение словаря, развитие грамматически правильной речи, совершенствование умения при помощи речи выражать свои мысли, интересно и выразительно передавать содержание художественного произведения будут продолжаться в школьные годы, на протяжении всей жизни.

Используемая литература: "Мир детства. Дошкольник" Под редакцией А.Г. Хрипковой, отв. ред. А.В. Запорожец. - М., Педагогика, 1979., "Игры в логопедической работе с детьми" Под редакцией кандидата педагогических наук В.И. Селивёрстова. - Москва "Просвещение" 1981., Г.С. Швайко "Игры и игровые упражнения для развития речи". осква "Просвещение" 1988. А.К. Бондаренко "Дидактические игры в детском саду". Москва "Просвещение" 1991. О.С. Ушакова "Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду". Млсква "ТЦ Сфера" 2006.

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»