Развитие лексико- грамматических навыков у детей старшего дошкольного возраста
Лошкарева Ирина Анатольевна
Воспитатель детского сада №15 г.Красноуфимск
Известно, что правила образования грамматических форм слов, словосочетаний и предложений составляют суть грамматического строя языка. Следует отметить, что в последние годы все больше возрастает процент детей с различными видами речевых нарушений, чаще это дети с нарушениями всех компонентов речи: звукопроизношение нарушено, словарный запас отстает от возрастной нормы, лексико- грамматический строй речи недостаточно сформирован, связная речь не развита. Такие дети не усваивают в полном объеме общеобразовательную программу детского сада и в дальнейшем им тяжело при поступлении в школу. Основные трудности проявляются при развернутых ответах на сложные вопросы школьной программы, дети не могут последовательно, грамотно и логично излагать свои собственные суждения, воспроизводить содержание текстов из учебников. И, наконец, непременным условием для написания изложений и сочинений является высокий уровень сформированности лексико- грамматического строя речи. Поэтому формирование лексико- грамматических конструкций у детей дошкольного возраста является наиболее актуальной проблемой на сегодняшний день.
Анализ показал что, несмотря на многообразие различных пособий для развития лексико- грамматических средств, ни в одном из них не выделено прямых методик по формированию лексико- грамматических конструкций речи. Все пособия содержат разнообразный материал (игры, упражнения), который может использоваться в непосредственно образовательной деятельности для формирования лексико- грамматических навыков и для закрепления. Поэтому была поставлена цель: совершенствование системы формирования лексико- грамматических навыков у детей старшего дошкольного возраста. Отсюда определила основные задачи работы: 1. Показать необходимость формирования лексики и грамматического строя речи у дошкольников.2. Создать систему работы по формированию лексико- грамматических навыков у детей.3.Пополнить предметно - развивающую среду необходимыми материалами (пособия, игры и т. д.) и литературой по лексико- грамматическому строю речи. Работа состояла из нескольких этапов. Составила непосредственно образовательную деятельность по лексико - грамматике. При разработке и отборе лексико- грамматического материала ориентировалась на тематические циклы. Так как первым системообразующим фактором в дошкольном образовании выступают образовательные области. Вторым фактором является их интеграция на основе календарно- тематического планирования: выбор определенной темы определяет и подбор к ней образовательных областей, которые всесторонне раскроют ребенку ее содержание. Темы могут использоваться для гибкого проектирования целостного образовательного процесса. Например, тема « Осень» определяет выбор таких образовательных областей, как « Социализация», « Коммуникация», « Познание», « Музыка», «Труд», « Чтение художественной литературы», « художественное творчество», а также видов деятельности: художественно- творческая, игровой, читательской, познавательно- исследовательской. Единой организационной формой, поход в березовую рощу .
Доказано, что на развитие ребенка дошкольного возраста большое влияние оказывает окружающая его среда, в которой он находится большую часть времени пребывания в детском саду. Среда стимулирует развитие самостоятельности, инициативности, помогает ребенку включиться в активную деятельность, взаимодействовать со сверстниками и педагогами. Окружающая детей обстановка в группе комфортна и эстетична, оформление привлекательное для детей.
Для достижения положительной динамики по формированию лексико- грамматических навыков спланирована работа с педагогами по данной проблеме: консультации, беседы, семинары, игры направленные на обобщение и расширение словарного запаса, развитие грамматического строя речи, подобраны игры и упражнения на расширение ориентировки в окружающем мире и формирование словаря.
Для совершенствования речи спланирована работа с родителями: собрания, консультации по данной проблеме, папки передвижки, буклеты, так как родители играют немаловажную роль в успешном обучении и воспитаний детей. Беседы с родителями помогают выяснить особенности умственного и психического развития каждого ребенка, в каких условиях воспитывается ребенок, какая речевая среда его окружает. Взаимодействие с родителями носит как индивидуальный, так и коллективный характер. Опыт показывает, что только совместная работа дошкольного учреждения и семьи дает хорошие результаты и способствует более ответственному отношению взрослых.
Список литературы:
Арушанова А.Г. Развитие коммуникативных способностей дошкольника: Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2011