Трудовое воспитание детей старшего дошкольного возраста
Купчикова Надежда Борисовна,
воспитатель ГБДОУ детский сад №84
Приморского района Санкт-Петербурга
«Труд был всегда основанием человеческой жизни и культуры»
А.С. Макаренко
Трудовому воспитанию, т.е. привлечению детей к самостоятельному, посильному труду и наблюдению за трудом взрослых, объяснению его значения в жизни людей, принадлежит важная роль во всестороннем развитии личности ребенка в ближайшем будущем ученика ребенка.
Главная цель трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста- это формирование у них нравственных ориентиров, трудолюбия, осознания полезности труда.
Трудовая деятельность дошкольника, умело руководимая взрослыми, оказывает существенное влияние на развитие волевых черт ребенка, его мышления, речи, памяти, внимания, воображения.
Нравственное развитие ребенка старшего дошкольного возраста, приобщение его к труду возможны только при условии правильной организации трудовой деятельности в соответствии с возрастными особенностями.
Возрастные особенности старших дошкольников.
Психофизиологические особенности ребенка пяти-шести лет позволяют активно включать его в разнообразные виды трудовой деятельности, которую организуют и которой руководят взрослые, обеспечивая тем самым наиболее успешное всестороннее развитие и воспитание старших дошкольников.
Пяти- шестилетние дети успешно овладевают основными движениями. У них усилено развиваются мелкие мышцы, активно идет процесс окостенения мелких костей запястья, движения кисти и пальцев рук становятся устойчивее, точнее, улучшается согласованность движения. Следует помнить, что костная система даже старшего дошкольника еще мягка, эластична: если ребенок этого возраста носит тяжелые для него предметы, или неправильно сидит за столом, его позвоночник может принять неправильную форму.
Для старших дошкольников характерны живой интерес к окружающей жизни, жажда е познания, огромная восприимчивость к тому, что он узнает самостоятельно, от взрослых. Они очень впечатлительны, эмоциональны и внушаемы.Именно влияя на чувства, взрослые могут успешнее вызвать у ни желание «поступать хорошо и не делать плохо»
Внимание в этом возрасте становится более сосредоточенным, устойчивым, в связи с этим развивается способность запоминать; мобилизуя волю, ребенок сознательно старается запомнить правила ухода за птичкой, последовательность действий при конструировании игрушки и т.д.
По сравнению с предыдущим периодом заметно повышается уровень наглядно-образного мышления, за счет чего становится возможным формирование не только конкретных, но и обобщенных знаний, а также простейших понятий об окружающем мире, например о труде взрослых, необходимости взаимопомощи, добросовестного отношения к работе.
Взрослым следует помнить о том, что правильному физическому и психическому развитию ребенка способствуют наиболее благоприятные, с психологической точки зрения, условия. Дети пяти-шести лет достаточно легко поддаются воспитанию, воздействию со стороны взрослых, так как их организм в целом и нервная система в частности находятся в стадии становления, созревания, что позволяет в процессе формирования личности ребенка не насиловать, как говорится, его природу. Все это необходимо принимать во внимание, решая задачи трудового воспитания.
Эмоциональный настрой ребенка.
Трудовое воспитание нужно начинать с первых лет жизни, но особенно актуальной эта задача становится, когда ребенку исполняется пять-шесть лет. Главное- воспитать трудолюбие, положительное отношение к труду, понимание его общественной значимости. Взрослые должны развивать у детей готовность и умение трудиться, интерес к работе, результат которой будут полезны самому ребенку и окружающим его близким людям.
Устойчивость привычки трудиться во многом зависит от эмоционального настроя ребенка, развития его социальных чувств. Нельзя принуждать выполнять какую-либо работу, так как это связано с отрицательными эмоциями, и вряд ли позволит добиться хороших результатов. Позитивное отношение к труду необходимо формировать, используя интерес самого ребенка к данному виду трудовой деятельности и заинтересованность в ней взрослых, что поможет ему осознавать важность, необходимость этой работы
Воспитывая у детей желание и умение трудится, мы тем самым, решаем важные социальные задачи формирования личности ребенка. Трудовое, нравственное воспитание подрастающего поколения, формирование активной позиции человека могут быть достигнуты только совместными усилиями семья и общественности.
Литература:
- А. С. Макаренко «Трудовое воспитание» Минск «Народная асвета» 1977
- Т. А. Маркова «Воспитание трудолюбия у дошкольников» Москва «Просвещение» 1991