Конспект занятия
Путешествие капельки
Алексеева Екатерина Сергеевна,
воспитатель ГБДОУ детский сад № 93 компенсирующего вида
Калининского района Санкт-Петербурга
Цель:сформировать у детей представление о круговороте воды в природе.
Технологии: здоровьесберегающая, исследовательская деятельность.
Оборудование: капельки воды из картона, плакат "Круговорот воды в природе", тазик с водой, прозрачные стаканчики для воды, чайник, стекло.
На листьях растений лежат вырезанные из картона капельки воды. Воспитатель осторожно встряхивает лист, и ему на руку падают капельки.
Воспитатель: Посмотрите внимательно, что мне упало на руку?
Дети: Капельки воды.
Воспитатель: Как вы думаете, а что здесь делают капель воды?
Дети:Они остались на растениях после полива.
Воспитатель:А где ещё могут жить капельки воды в группе?
Дети:Могут жить в лейках, в кране, в трубах.
Воспитатель: Сегодня мы вместе с капельками отправимся в увлекательное путешествие. И посмотрим, как путешествуют капельки.
(подходят к плакату)
Представьте, что мы подошли к берегу водоёма и дружно прыгнули в воду. Много брызг получилось. Это капельки с нами поздаровались.
(вынести тазик с водой)
Давайте рассмотрим воду. Как она переливается, какая прозрачная. Если мы возьмём её в ладошки, то увидим, как протекает вода между пальцами. Вот так капельки играют, резвятся, держатся за руки.Но солнышко светит ярко, нагревает капельки. И они отпускают ручки и поднимаются всё выше и выше. Теперь они лёгкие и могут летать. Давайте посмотрим, как это происходит.
Опытная деятельность: дети рассаживаются вокруг стола, проводится опыт по превращению воды в пар, объясняя при этом, что пар - газообразное состояние воды; описать пар - какой он на цвет, запах, что происходит в чайнике, где образуется пар.
Вот так происходит и в природе. Когда капельки поднимаютсяя к солнышку, они не исчезают и не разлетаются по всему небу. Высоко в небе воздух становится холоднее, и наши капельки снова собираются вместе. А что получится, если капельки возьмутся за руки, вы узнаете, если отгадаете загадку:
Белый-белый пароход, над деревьями плывёт.
Если станет синим, разразиться ливнем. (облако)
Давайте посмотрим, как образуется дождь. Вскипятим чайник и понесём холодное стекло. Подержим над паром. Что произошло со стеклом?
Дети:На нём появились капельки.
Воспитатель:Откуда появились капельки воды на стекле, пред опытом оно было чистым и сухим?
Когда пар попал на холодное стекло, он опять превратился в воду. Вот так же и в природе появляется дождь.
Посмотрите на картинку. Наши белые облака наполнились водой и стали тёмными. Не смогла туча держать много воды в себе, и падают наши путешественницы на землю. Начался дождик. Напоили растения и животных, наполнились ручейки и реки, чисто и свежо стало на земле. И снова встретились наши капельки со своими подружками.
Итог: Давайте вспомним, как путешесствовали капельки. Как вы думаете, надо ли беречь воду? Почему? А что случится, если вода не сможет путешествовать? Как мы будем беречь воду?