Открытое занятие в старшей группе
Железная дорога – детям не игрушка
Мубаракшина Диляра Наилевна
Цель:
- Формирование у детей потребности в соблюдении правил поведения на железной дороге.
Задачи:
1. Образовательные задачи:
- Закрепить знания детей о железнодорожном транспорте, как об одном из средств передвижения.
- Расширить представления детей о профессиях железнодорожников, правилах поведения на железной дороге.
2. Воспитательные задачи:
- Воспитывать уважение к труду работников железнодорожного транспорта.
- Воспитание добрых отношений между членами семьи.
3. Развивающие задачи:
- Продолжать развивать умение понимать поставленную задачу (Что делать?), и способы её достижения (Как делать?)
- Учить анализировать выполненные постройки.
- Развивать память, воображение, мышление, навыки работы с мелким конструктором.
Методы и приёмы:
- 1. Наглядные:
- использование иллюстраций и картинок.
2. Словесные:
- пояснение;
- беседа.
3. Практические:
- выполнение заданий с опорой на личный опыт;
- выполнение заданий в малых подгруппах.
Материалы и оборудование:
- Интерактивная доска.
- Карточки с вопросами о железной дороге.
- Слайды с загадками о железной дороге и ж/д транспорте.
- Мелкий пластмассовый конструктор.
- Картинка-пазл с изображением паровоза.
- Запрещающие ж/д знаки формата А4.
- Карточки с цифрами.
- Фонограммы.
Предварительная работа:
- Знакомство с железнодорожным транспортом.
- Знакомство с ж/д профессиями.
- Придумывание и отгадывание загадок о железной дороге.
- Конструирование ж/д вагонов из мелкого пластмассового конструктора.
Ожидаемые результаты:
Развивать умение рассуждать, анализировать свою работу, учить проявлять целеустремлённость и взаимопомощь.
Ход занятия:
Воспитатель: У нас сегодня викторина железнодорожно-развлекательная, где вы сможете показать свои знания о железнодорожном транспорте, о профессиях, которые встречаются на железной дороге и какие правила необходимо соблюдать, чтобы с вами не случилась беда. Вам необходимо будет выполнить несколько заданий, ответить на вопросы и за каждое правильно выполненное задание вы будете получать фант.
Воспитатель: Железная дорога
В наше время так нужна!
И любая из профессий, -
Всем почётна и важна.
Ответьте, пожалуйста:
- Для чего нужна железная дорога? (Ответы детей)
- Люди каких профессий работают на железной дороге? (Ответы детей)
- Ваши родители работают на железной дороге? Кем? (Ответы детей)
Воспитатель: А теперь я вас проверю,
И игру для вас затею.
Я задам сейчас вопросы –
Отвечать на них непросто.
Воспитатель показывает на доске слайды и задаёт вопросы:
- 1. Какие виды поездов вы знаете?
Ответы детей: (Пассажирский, грузовой).
- 2. Где люди ждут электричку или поезд?
Ответ детей: (На перроне).
- 3. Для чего нужен стоп-кран?
Ответ детей: (Срочно остановить поезд).
- 4. При помощи чего движется электровоз, паровоз, тепловоз
Ответ детей: (Электричества, пара, тепла).
5. Как называются люди, которые едут в поезде?
Ответ детей: (Пассажиры).
6. Кто ведёт поезд? (Машинист, помощник машиниста)
Молодцы! Вы ответили на все вопросы и получаете первый фант.
Воспитатель: Чтобы пыл веселья не угас,
Чтобы время шло быстрее,
Друзья, я приглашаю вас
К загадкам побыстрее.
Воспитатель достаёт из конверта карточки с вопросами и задаёт их детям.
На обратной стороне карточки – картинка-отгадка.
Мимо рощи, мимо яра,
Мчит без дыма, мчит без пара
Паровозова сестричка.
Кто такая? (Ответ детей: электричка)
Железные избушки
Прицеплены друг к дружке.
Одна из них с трубой
Везёт всех за собой. (Ответ детей - поезд)
В быстром поезде сидит
И в окно своё глядит.
Он движеньем управляет –
Грузы вовремя доставляет. (Ответ детей - машинист)
Он на вокзале есть всегда,
К нему подходят поезда.
Двойное «Р» содержит он
И называется … (Ответ детей - перрон)
Я – хозяйка в доме на колёсах,
Я всегда вас чаем напою.
День и ночь тружусь, не уставая,
Назови профессию мою! (Ответ детей - проводница)
Я глазищами моргаю
Неустанно день и ночь.
Машинистам помогаю,
Но зовусь не светофор. (Ответ детей - семафор)
Молодцы! Вы отгадали все загадки и получаете второй фант.
Воспитатель: Люди, работающие на железной дороге должны быть внимательными, смелыми, сильными и вы тоже сейчас сможете проверить себя на ловкость и внимание. Для этого надо разделиться на две команды. (Дети делятся на две команды). Одна команда соберёт поезд из геометрических фигур, а другая соберёт геометрический паровоз. Дети выполняют задание.
Воспитатель: Вы справились с заданием и получаете третий фант.
Вы хорошо потрудились и вам нужно немного отдохнуть и подвигаться:
Динамическая пауза:
А теперь, ребята, встать,
Руки медленно поднять,
Пальцы сжать, потом разжать.
Руки вниз и так стоять.
Наклонитесь вправо, влево
И беритесь вновь за дело.
И снова мы продолжаем нашу викторину:
Без правил жить на свете никак, никак нельзя.
Выходят в рейс по правилам большие поезда.
Ребята! Вы, конечно, знаете, что правила на железной дороге обозначаются знаками. Вот сейчас мы проверим, знаете ли вы эти знаки:
!!! Заранее подготовить большие знаки!
Воспитатель показывает два знака:
Ходить по ж/д путям запрещено! и
Играть на ж/д путях запрещено!
1 – На железной дороге два братца
Захотели друг с другом подраться:
Забодаю! – мычит белолобый.
Чёрно-белый мычит: «Ну, попробуй!»
Драчуны! Уносите-ка ноги
Поскорее с железной дороги!
Дети объясняют, что обозначают эти знаки.
Следующий знак:
Не подлезайте под вагоны!
2 – В это самое мгновенье
Вдруг объявят отправленье,
Поезд тронется, тогда –
Неминуема беда!
Дети объясняют значение этого знака.
Ещё один знак:
Переходить путь вблизи идущего поезда запрещено!
3 – Нарисован паровоз,
Слышим стук из-под колёс,
Видим – едет тепловоз,
Тот же стук из-под колёс.
Разницы тут никакой:
Всё равно, идущий, стой!
Дети объясняют значение этого знака.
Воспитатель: Вы справились с заданием, знаете правила безопасности на железной дороге и получаете ещё один фант. Наша игра-викторина подошла к концу. Вы справились со всеми заданиями, а теперь давайте попробуем собрать и запустить железную дорогу. Дети включают игрушку.
Спасибо всем за активное участие.