Моделирование детьми подвижных игр
и игровых упражнений
Яковлева Эльвира Иосифовна,
воспитатель1 категории
ГБДОУ детский сад №72
Калиниского района Санкт-Петербург
Целью моей работы в данном направлении стало помочь детям найти баланс между выполнением правил и свободой творчества, что мне, кажется, очень актуально при современной концепции взгляда на воспитание дошкольника.
Также мною были поставлены задачи по совершенствованию у детей двигательных навыков, таких как координация движений, ловкость, стремительность, что помогает раскрытию индивидуальных способностей ребенка, помогает воспитать его, здоровым, бодрым, жизнерадостным, активным, умеющим самостоятельно и творчески решать самые разнообразные задачи. Подвижная игра является естественной формой творческого освоения мира.
В качестве подготовительной работы необходимо проводить с детьми разбор уже прошедших игр.
Для этого можно использовать следующие вопросы:
– Как называется игра?
– Какие герои в этой игре?
– Как дети будут располагаться перед началом игры?
– Где будет находиться водящий?
– Где будут расположены дети?
– Что будут говорить дети?
– Какие движения будут выполнять?
– Как начнется игра?
– Как закончится?
– Какие правила будут в игре (что в игре можно делать, а что нельзя)?
– Как мы узнаем, кто выиграл (победил)?
– Как будет выбираться следующий водящий?
Я разделяю варианты придумывания и моделирования детьми подвижных игр и упражнений на следующие подгруппы:
1. Усложнение правил хорошо знакомых игр, составлению вариантов игр.
Что способствует развитию творческого мышления детей. Данную работу можно начинать проводить с младшей группы . Но, в этом возрасте ведущая роль принадлежит педагогу. Привлечение детей к самостоятельному придумыванию подвижных игр и игровых упражнений я начинаю путем наводящих вопросов.
Например:
Игра «Пузырь». Одна из самых простейших игр, тем не менее очень любима детьми.
Ход игры:
Детки становятся в круг, взявшись за руки. Вместе со взрослым, они расширяют круг, декламируя:
«Раздувайся пузырь,
Раздувайся большой,
Оставайся такой
И не лопайся».
Дети громко хлопают в ладоши и присаживаются на корточки
Я задаю детям вопрос: «Мы с вами встали в круг. Что мы можем сделать ручками (ножками)?»
Возможные ответы: похлопать, помахать, потопать и.т.д.
Таким образом, играя по правилам, дети начинают мыслить самостоятельно и
постепенно детям предоставляется все больше и больше самостоятельности.
В старшем возрасте детям предлагается самим придумать варианты игр. Из предложенных вариантов выбираются наиболее интересные. Таким образом, показателем творчества детей в игре является не только быстрота реакции, умение войти в роль, передавая свое понимание образа, самостоятельность в решение двигательных задач в связи с изменением игровой ситуации, но и способность к созданию комбинаций движений, вариантов игр, усложнению правил В старшем возрасте можно скомбинировать две хорошо знакомые игры.
Например: игра «Белки на дереве» и «Зайчики и волк».
Ход игры:
Зайчики и волк
Скачут зайки на лужайке.
Вдруг в лесу мелькнула тень-
Зайки спрятались за пень.
На носочки поднялись.
Ну-ка, зайка оглянись:
Не сидит ли за кустом
Страшный волк с большим хвостом
Вдруг волчище выбегает,
Серых зайчиков хватает.
Выбегает волк и ловит зайчиков, а зайчики убегают за линию.
Белки на дереве.
Дети – это белки. Белки прыгают, по сигналу ведущего запригивают на деревянные предметы.
Возможные варианты, предложенные детьми: волк догоняет белок, белки прячутся на деревьях.
2. Использование атрибутов при моделировании подвижных игр и упражнений.
Атрибутами могут стать как стандартное оборудование спортивного зала (мячи, обручи, гимнастические палки) так и пособия приготовленные специально для данной совместной деятельности.
Например:
Я вношу модель цветка. Особенно хорошо, чтобы эта игра совпала с лексической темой «Цветы». Рассматриваем части цветка (лепестки, серцевинка).
Вопрос: «Как мы можем поиграть?»
Варианты, предложенные детьми среднего возраста: Раздайте нам лепестки. Мы соберем цветок. Разбросайте лепестки по полу, мы их соберем.
Варианты, предложенные детьми подготовительной группы:
- Мы бегаем, лепестки лежат на полу, пусть одного лепестка не хватает, кому не достался тот проиграл.
- Спрячьте лепестки, а мы будем искать.
3. Игры на основе сказок.
Требуется предварительная работа:
1. Предварительное ознакомление детей с художественной литературой, просматривание мультфильмов.
2. Рисование по сюжету будущей игры.
3.Анализ структуры двух-трех знакомых детям подвижных игр, чтобы они могли.
Например:
Обыгрываем сказку «Золотой ключик».
В начале данной совместной деятельности можно также внести разминку:
Ритмические упражнения под потешки:
И.П. ноги на ширине плеч, руки вверху. Махи прямыми руками. |
Этот ключик золотой, Я всегда ношу с собой. Раз-два, раз-два, Я всегда ношу с собой. |
И.П. ноги на ширине плеч, руки на поясе. Повороты назад с отводом руки поочередно в правую и левую стороны. |
Руки в стороны развел, Видно ключик не нашел, Раз-два, раз-два, Видно ключик не нашел. |
И.П. ноги на ширине плеч, руки на поясе.
Чередование наклонов и ходьбы на месте с высоким подниманием колена. |
Может, он на пол упал, Может, вовсе он пропал Раз-два, раз-два, Может, вовсе он пропал. |
4. И.П. ноги на ширине стопы, руки на поясе. Повороты головой. |
Посмотри по сторонам, Может, ключ увидишь там. Раз-два, раз-два, Может, ключ увидишь там. |
5 И.П. ноги на ширине стопы, руки на поясе. Поднимание на носки. |
Чтобы ключик увидать, Нужно на носочки встать. Раз-два, раз-два, Нужно на носочки встать. |
6. И.П. ноги на ширине плеч, руки на поясе. Прыжки, ноги в стороны, руки хлопают над головой. |
Раз, два, три, четыре, пять, Будем ключик мы искать Раз, два, три, четыре, пять, Будем ключик мы искать. |
Я задаю вопрос группе: «Кем ты хочешь быть в игре о Буратино?» Если возникли затруднения или детей очень много, возможный ответ – это куклой. Когда роли распределены, решаем, как можно поиграть.
Варианты, предложенные детьми подготовительной группы:
- Карабас и Дуремар догоняют, куклы убегают.
- Кот Базилио и лиса Алиса спрятали золотой ключик, а куклы его будут искать.
- Куклы танцуют. (Необходимо подготовить музыку).
В заключении, я должна отметить, что придумывание подвижных игр и игровых упражнений даётся не всем детям одинаково. Причинами этого могут, являться индивидуальные особенности, уровень двигательного и социального опыта. Я не акцентирую на этом внимание, кто как смог, так и придумал. Очевидно одно: все дети, без исключения с удовольствием играют в новые игры.