Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Развитие музыкально-ритмических движения
в соответствии с ФГОС

Лдцова Ольга Николаевна

Первое, что следует отметить, познакомившись с ФГОС дошкольного образования - это ориентация нового документа на социализацию и индивидуализацию развития ребёнка в возрасте от 2 месяцев до 8 лет. Образовательная программа дошкольной образователыцой организации формируется как программа психолого-­педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации развития личности детей дошкольного возраста. В связи с этим все образовательное содержание программы, в т. ч. и музыкальное, становится условием и средством этого процесса. Иными словами, музыка и детская музыкальная деятельность есть средство и условие вхождения ребёнка в мир социальных отношений, открьтия и презентации своего "Я" социуму. Это основной ориентир для специалистов и воспитателей в преломлении музыкального содержания программы в соответствии со Стандартом.

Если говорить об актуальности ФГОС то необходимо учитывать, что одним из приоритетных направлений социальной политики нашего государства является осуществление комплекса мер в воспитании здорового, культурного и духовно-богатого поколения.

В последние годы отмечается тенденция к существенному ухудшению состояния здоровья детского населения в нашей стране, к разрушению нравственны ценностей. Сократ сказал: « Заговори, чтобы я тебя увидел» и конечно же смешно спорить с мыслью философа. В танце не звучит слово, но выразительность пластики, человеческого тела, выразительность ритмов, богатство мелодий оказывается могущественней любых слов. Поэтому язык музыки и танца понятен всем.

Целью музыкально-ритмических движений является формирование у детей дошкольного возраста основ здорового образа жизни, развитие интереса и творческой самостоятельности. Хореография обладает огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребёнка, для его гармоничного духовного и физического развития. Физические изменения ведут к психологическим изменениям, росту самооценки детей, противостоянию стрессам, формированию положительного мышления. Ребёнок приобретает уверенность в том, что он способен достичь многого не только в творчестве , но и в дальнейшей жизни

Музыкально-ритмические движения формируют правильную осанку, прививают основы этикета и грамотной манеры поведения в обществе, дают представление об актёрском мастерстве. Танец имеет огромное значение как средство воспитания национального самосознания. Получение сведений о танцах разных народов и различных эпох необходимо, т.к. каждый народ имеет свои, только ему присущие танцы, в которых отражены его душа, его история, его обычаи и характер.

ФГОС  включает в себя такое понятия личностно-ориентированную модель взаимодействия взрослого с ребенком.

Что же это такое? Ее характерные черты?

Цель общения:

- обеспечить ребенку чувства психологической защищенности, доверия к миру, радости существования (психологическое здоровье),

- сформировать начало личности (базис личностной культуры), развивать его индивидуальность.

Педагог не подгоняет развитие детей к заранее известны. канонам, а предупреждает возникновение возможного тупика их личностного развития, координирует свои ожидания и требования, предъявленные ребенку, с задачей создать максимально благоприятные условия, для того, чтобы обеспечить наиболее полное развитие замечаемых в коде общения с детьми, способностей каждого.

Разрешается все, что не противоречит нравственным нормам и не угрожает здоровью и жизни ребенка:

не «программирование», а прогнозирование и содействие развитию личности, не реализация некоего первоначального заданного замысла, а динамическое

проектирование.

Формирование знаний и навыков не цель, а средство полноценного развития личности.

Способы общения:

-понимание,

-признание,

-приятие личности ребенка, основанное на способности взрослых к дицентрации (умения становиться на позицию другого, учитывать точку зрения ребенка и не игнорировать его чувства и эмоции).

Тактика общения:

-сотрудничество,

-создание и использование ситуаций, требующих от детей проявление интеллектуальной

и нравственной активности,

-динамика стилей общения с ребенком (многообразие стилей общения и их

варьирование).

Личностная позиция педагога:

Исходить из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития. Взгляд на ребенка, как на полноправного партнера в условиях сотрудничества (отрицание манипулярного подхода к детям).

Позиция общения:

Наилучший контакт устанавливается, когда собеседник не просто могут видеть  глаза  друг друга, но и когда они занимают ровные позиции в психологическом плане, ни один не считает себя более значимым, важным, умным и т. д., чем другой.

Если в вашем общении с детьми преобладает позиция «на равны», «вместе», это значит, что ваши общения с детьми может быть отнесено к личностно-ориентированной модели. Но это еще не все. Вспомните: «не рядом, не над, а вместе».

Хотелось бы отметить, что именно через танец можно и нужно воспитывает и развивать нравственно-духовные ценности, чувства патриотизма и любви к своей Родине.

Коммуникативная направленность танцевальных движений обусловлена, помимо прочего, присущим танцу особым видом мыслительной деятельности - невербальным, ритмопластическим мышлением. Поэтому правомерно определить танец как исскуство ритмопластического общения. Процесс обучения музыкально-ритмических движений в основном построен на реализацию дидактических принципов.

Принципы сознательности и активности предусматривает сознательность в отношении ПОД, формирование интереса в овладении танцевальными движениями и осмысленного отношения к ним; воспитание способности к самооценке своих действий и к соответствующему их анализу.

-Принцип наглядности помогает создать представление о темпе, ритме, амплитуде движений, повышает интерес к более глубокому и прочному усвоению танцевальных  движений.

-Принцип доступности требует постановки перед детьми задач, соответствующих их силам, постепенного повышения трудности осваиваемого материала по дидактическому правилу: от известного к неизвестному, от легкого к трудному, от простого к сложному.

-Принцип систематичности предусматривает непрерывность процесса формирования танцевальных навыков, чередование работы и отдыха для поддержания работоспособности и активности детей, определенную последовательность решения танцевально-творческих заданий.

-Принцип гуманности в воспитательной работе выражает:

  • безусловную веру в доброе начало, заложенное в природе каждого ребенка, отсутствие давления на волю ребенка;
  • глубокое знание и понимание физических, эмоциональны и интеллектуальных потребностей детей;
  • создание условий для максимального раскрытия индивидуальности каждого ребенка, его самореализации и самоутверждения;

-Принцип демократизма основывается на признании равны прав и обязанностей взрослы и ребенка, на создании эмоционально-комфортного климата в социальной среде.

В разделе музькально-ритмических движений применяются          традиционные методы обучения: использования слов, наглядного восприятия и практические методы.

Метод использования слова - универсальный метод обучения .С его помощью решаются различные задачи: раскрывается содержание музыкальны произведений, объясняются элементарные основы музыкальной грамоты, описывается техника движений в связи с музыкой и др. Это определяет разнообразие методических приёмов использования слова в обучении.

Рассказ, беседа, обсуждение, объяснение, словесное сопровождение движений под музыку и т.д.

Методы наглядного восприятия способствуют более быстрому, глубокому и прочному усвоению детьми блока музыкально-ритмических движений, повышения интереса к изучаемым упражнениям. К этим методам можно отнести: показ упражнений, демонстрацию плакатов, рисунков, видеозаписей, прослушивание ритма и темпа движений, музыки, которая помогает закреплять мьшечное чувство и запоминать движения в связи со звучанием музыкальных отрывков. Всё это способствует воспитанию музыкальной памяти, формированию двигательного навыка, закрепляет привычку двигаться ритмично.

Практические методы основаны на активной деятельности самих детей. Этот метод целостного освоения упражнений, метод обучения (путём) ступенчатый и игровой метод.

Метод целостного освоения упражнений и движений объясняется относительной доступностью упражнений. Однако, использование данного метода подразумевает наличие двигательной базы, полученной ранее. В эту базу входят двигательные элементы и связки, позволяющие на их основе осваивать в дальнейшем более сложные движения. Ступенчатый метод широко используется для освоения самых разных упражнений и танцевальных движений. Практически каждое упражнение можно приостановить для уточнения двигательного движения, улучшение выразительности движения и т.п. Этот метод может также применяться при изучении сложных  движений.

Игровой метод используется при проведении музыкально - ритмических игр. Этот метод основан на элементах соперничества детей между собой и повышении ответственности каждого за достижение определённого результата. Такие условия повышают эмоциональность обучения. Также необходимо помнить, что в реализации ФГОС необходимо опираться на работу с родителями. Это беседы, консультации разъяснительная работа, совместное творчество.

А закончить я хотела бы словами: «Как гимнастика выпрямляет тело, так музыка исправляет душу» «Движение никогда не лжёт. Мы должны считать потерянным каждый день, в который мы не танцевали хотя бы раз». (Фридрих Ницше)

 

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»