Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Гендерный подход в создании предметно-развивющей среды детского сада

Клюева Юлия Александровна,
воспитатель высшей квалификационной категории
ГБДОУ детский сад №47
Кировского района Санкт-Петербург

Модель оформления групп в нашем детском саду базируется на двух простых идеях:

– детский сад – второй дом для малышей, в котором им должно быть уютно и комфортно;

– для полноценного и разностороннего развития детей необходима специально организованная среда для игр, отдыха, занятий.

Оборудование детских помещений позволяет реализовать организацию воспитания ребенка на научной основе по следующим принципам:

1. Принцип обеспечения здорового образа жизни и физического развития

2. Принцип обеспечения воспитания и развития ребенка в условиях детского сообщества

3. Принцип обеспечения педагогического процесса в условиях общественного воспитания

4. Принцип надежности и безопасности

5. Принцип гигиенического соответствия

6. Принцип эргонометрического соответствия

7. Принцип вариативности.

8. Принцип гарнитуры

9. Принцип рациональности

10. Принцип складирования

11. Принцип «общего» и «единичного» в подборе и использовании

12. Принцип возрастного и гендерного соответствия.

Остановимся на этом принципе подробнее. Как бы ни была красива групповая комната, но если она организована без учета возраста детей и задач воспитания, т.е. без функциональной направленности, – в ней не создана развивающая среда для малышей. Конкретная игровая среда, чтобы быть действительно развивающей, должна

«настраиваться» на конкретную группу детей. Иными словами, сколько игрушек и какие уголки должны быть в группе, нужно каждый раз решать заново.

Разработка предметно-пространственной развивающей среды должна осуществляться на основе следующих характеристик детского сообщества:

· возрастного состава малышей;

· психологической характеристики группы;

· количественного соотношения мальчиков и девочек;

· социальных условий жизни детей в семьях и типов семей;

· окружающей социальной практики.

Для мальчиков характерно освоение «дальнего» пространства групповой комнаты, желание больше использовать в игре предметы-двигатели, а также свободно перемещаться из одного конца комнаты в другую и т.д. Мальчикам всегда нужно больше места. И если с этой точки зрения анализировать дизайн группового помещения, он всегда обустраивается в ущерб мужской части воспитанников. Хотя бы потому, что воспитатели оформляют группу, исходя из своих, женских, представлений о красоте и уюте. И им гораздо легче представить, как и во что будут играть девочки, чем поставить себя на место мальчиков. Так что гендерное неравенство, ограничивающее мальчиковые игры, в детсадовской среде присутствует изначально.

Эти особенности необходимо учитывать при планировке группы, в которой «мужской контингент» преобладает. Возможно, требуется пожертвовать парикмахерской и отвести дополнительное место для строительных игр. Возможно, требуется сократить количество кукол, но увеличить количество машин.

К сожалению, в самый ответственный период формирования гендерной устойчивости девочки и мальчики подвергаются в большей степени женскому влиянию: на протяжении всего дня, пока дети в детском саду, их воспитываем мы, женщины-воспитатели.

Поэтому важной задачей нашей работы по гендерному воспитанию является более активное вовлечение в неё родителей, и самое главное – мужчин, пап и дедушек.

Мы изменили подход к организации среды в группе: в помещении выделили специально оборудованные игровые зоны – девочек и мальчиков, а также место для совместных игр и взаимообщения.

В работе по созданию предметно-развивающей среды мы придерживались 3 основных принципов.

1. Насыщенность, целостность, полифункциональность, трансформированность.

2. Создание среды с учетом индивидуальных и гендерных особенностей детей.

3. Использование при создании среды тех материалов, которые хорошо зарекомендовали себя в практике ДОУ.

Известно, что чем старше дети, тем больше они нуждаются в полифункциональном материале, обслуживающем их разнообразные игровые замыслы.

Для этого используются различные наборы строительных игр и конструкторов – больших и малых, сборных-разборных, разной степени трудности и из разного материала, а также необходимые атрибуты для игр по ПДД: дорожные знаки, деревья, разметка дороги, сюжетно-ролевая игра «Станция технического обслуживания», мобильный складной столик по ПДД, коврик напольный с разметкой.

В качестве стимулирующего и поддерживающего игрового материала были изготовлены из картона для мальчиков крупные трансформируемые модули

для сюжетных игр, такие как:

- пожарная машина

- корабль

- автобус

Произошли изменения и в других центрах активности:

- в литературном центре подобраны книги, журналы, открытки для мальчиков и девочек, материал меняются, в зависимости от темы недели, привлекаем к этому самих детей и родителей

- в центр искусств дополнительно приобрели трафареты и раскраски для мальчиков, которые используем в утреней коррекционной работе.

Всё оборудование центров активности размещается так, чтобы детям можно было объ-

единиться подгруппами (по интересам, по полоролевому принципу, по уровню развития детей).

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»