Гендерный подход в создании предметно-развивющей среды детского сада
Клюева Юлия Александровна,
воспитатель высшей квалификационной категории
ГБДОУ детский сад №47
Кировского района Санкт-Петербург
Модель оформления групп в нашем детском саду базируется на двух простых идеях:
– детский сад – второй дом для малышей, в котором им должно быть уютно и комфортно;
– для полноценного и разностороннего развития детей необходима специально организованная среда для игр, отдыха, занятий.
Оборудование детских помещений позволяет реализовать организацию воспитания ребенка на научной основе по следующим принципам:
1. Принцип обеспечения здорового образа жизни и физического развития
2. Принцип обеспечения воспитания и развития ребенка в условиях детского сообщества
3. Принцип обеспечения педагогического процесса в условиях общественного воспитания
4. Принцип надежности и безопасности
5. Принцип гигиенического соответствия
6. Принцип эргонометрического соответствия
7. Принцип вариативности.
8. Принцип гарнитуры
9. Принцип рациональности
10. Принцип складирования
11. Принцип «общего» и «единичного» в подборе и использовании
12. Принцип возрастного и гендерного соответствия.
Остановимся на этом принципе подробнее. Как бы ни была красива групповая комната, но если она организована без учета возраста детей и задач воспитания, т.е. без функциональной направленности, – в ней не создана развивающая среда для малышей. Конкретная игровая среда, чтобы быть действительно развивающей, должна
«настраиваться» на конкретную группу детей. Иными словами, сколько игрушек и какие уголки должны быть в группе, нужно каждый раз решать заново.
Разработка предметно-пространственной развивающей среды должна осуществляться на основе следующих характеристик детского сообщества:
· возрастного состава малышей;
· психологической характеристики группы;
· количественного соотношения мальчиков и девочек;
· социальных условий жизни детей в семьях и типов семей;
· окружающей социальной практики.
Для мальчиков характерно освоение «дальнего» пространства групповой комнаты, желание больше использовать в игре предметы-двигатели, а также свободно перемещаться из одного конца комнаты в другую и т.д. Мальчикам всегда нужно больше места. И если с этой точки зрения анализировать дизайн группового помещения, он всегда обустраивается в ущерб мужской части воспитанников. Хотя бы потому, что воспитатели оформляют группу, исходя из своих, женских, представлений о красоте и уюте. И им гораздо легче представить, как и во что будут играть девочки, чем поставить себя на место мальчиков. Так что гендерное неравенство, ограничивающее мальчиковые игры, в детсадовской среде присутствует изначально.
Эти особенности необходимо учитывать при планировке группы, в которой «мужской контингент» преобладает. Возможно, требуется пожертвовать парикмахерской и отвести дополнительное место для строительных игр. Возможно, требуется сократить количество кукол, но увеличить количество машин.
К сожалению, в самый ответственный период формирования гендерной устойчивости девочки и мальчики подвергаются в большей степени женскому влиянию: на протяжении всего дня, пока дети в детском саду, их воспитываем мы, женщины-воспитатели.
Поэтому важной задачей нашей работы по гендерному воспитанию является более активное вовлечение в неё родителей, и самое главное – мужчин, пап и дедушек.
Мы изменили подход к организации среды в группе: в помещении выделили специально оборудованные игровые зоны – девочек и мальчиков, а также место для совместных игр и взаимообщения.
В работе по созданию предметно-развивающей среды мы придерживались 3 основных принципов.
1. Насыщенность, целостность, полифункциональность, трансформированность.
2. Создание среды с учетом индивидуальных и гендерных особенностей детей.
3. Использование при создании среды тех материалов, которые хорошо зарекомендовали себя в практике ДОУ.
Известно, что чем старше дети, тем больше они нуждаются в полифункциональном материале, обслуживающем их разнообразные игровые замыслы.
Для этого используются различные наборы строительных игр и конструкторов – больших и малых, сборных-разборных, разной степени трудности и из разного материала, а также необходимые атрибуты для игр по ПДД: дорожные знаки, деревья, разметка дороги, сюжетно-ролевая игра «Станция технического обслуживания», мобильный складной столик по ПДД, коврик напольный с разметкой.
В качестве стимулирующего и поддерживающего игрового материала были изготовлены из картона для мальчиков крупные трансформируемые модули
для сюжетных игр, такие как:
- пожарная машина
- корабль
- автобус
Произошли изменения и в других центрах активности:
- в литературном центре подобраны книги, журналы, открытки для мальчиков и девочек, материал меняются, в зависимости от темы недели, привлекаем к этому самих детей и родителей
- в центр искусств дополнительно приобрели трафареты и раскраски для мальчиков, которые используем в утреней коррекционной работе.
Всё оборудование центров активности размещается так, чтобы детям можно было объ-
единиться подгруппами (по интересам, по полоролевому принципу, по уровню развития детей).