Конспект занятия по развитию речи в младшей группе
Овощи
Михелева Марина Яковлевна,
воспитатель ГДОУ №54
Пояснительная записка
Цель: Способствовать развитию речи как средства общения.
Задачи:
1)расширять словарный запас;
2)совершенствовать грамотную структуру речи;
3)формировать первоначально представление о количественных и качественных различиях предметов;
4)тренировать память на запоминание коротких стишков и потешек;
5)способствовать развитию артикуляционного и голосового аппарата, речевого дыхания, слухового внимания;
6)помогать детям отвечать на простейшие («что?», «кто?», «что делает?») и более сложные вопросы.
Занятие построено с использованием таких методов в развитии речи, как «Волшебный сундучок», выставка иллюстраций, загадывание загадок, заучивание коротких стишков и потешек, артикуляционная гимнастика, пальчиковая гимнастика.
Ход занятия
Воспитатель: Здравствуйте , ребята ! Посмотрите кто к нам пришел в гости ( на стульчике игрушка бабушка с корзинкой). Давайте поздороваемся. Посмотрите что у бабушки в руках ( корзинка с овощами).
Бабушка : Ребята давайте поиграем. Отгадайте мои загадки.
1.Что за скрип? Что за хруст?
Это что ещё за куст?
Как же быть без хруста,
Если я …. ( капуста).
2. Летом - в огороде,
Свежие, зелёные,
А зимою – в бочке,
Крепкие , солёные (огурцы).
3.Как на нашей грядке
Выросли загадки
Сочные да крупные,
Вот такие круглые.
Летом зеленеют,
К осени краснеют (помидоры).
4.Заставит плакать всех вокруг,
Хоть он и не драчун, а …(лук).
5.За кудрявый хохолок
Лису из норки поволок.
На ощупь - очень гладкая,
На вкус - как сахар сладкая ( морковь).
Бабушка: Молодцы ребята все загадки отгадали.
Воспитатель: Ребята как одним словом назвать капусту , огурец, помидор, лук, морковь? Что это? (овощи).
-Ребята, а где растут овощи?(на грядках в огороде).
Молодцы!
Воспитатель: Ребята, мы сегодня с вами отправимся в путешествие в огород. На улице какое время года? (поздняя осень). А мы побываем в волшебном огороде , где всегда лето.
-Ребята , кого мы пригласим с собой в путешествие(зайчика).
-Ребята вот мы и пришли в огород. Давайте присядем на травку, и посмотрим что растёт на грядке на огороде.
Стихи про овощи.
Л. Громова : Как у бабушки на грядке
Вырос овощ очень сладкий,
Проведём мы тренировку-
Кто быстрей сгрызёт морковку!
Е. Жуковская: Ох, уж этот злющий лук!
С ним узнаешь столько мук!
Жжёт глаза и жжёт язык
Заставит плакать в один миг.
Н. Довженко : С белым хвостиком редиска
Зарумянила бочок
С грядки нам сестра Раиска
Собрала большой пучок.
М. Борина: Огурец растёт на грядке,
Значит будет всё в порядке,
Скоро будет урожай,
Если хочешь собирай.
Е. Жуковская: Помидоря , иль томат
Витаминами богат.
На вид я не ужасный:
Круглый я и красный,
Положить меня в салат
Каждый будет очень рад.
Е. Голубенко: Грядку раскопай немножко,
Глядь ,а там живёт картошка,
Раз, картошка, два и три….
Всю в ведро её бери.
Е. Голубенко: Побежали мы в припрыжку
Рвать капусты кочерыжку.
Только сверху кочерыжки
Было листьев много слишком.
Воспитатель: Давайте встанем и поиграем.
Игра с движением «Урожай».
В огород пойдем, урожай соберем. Маршируют.
Мы морковки натаскаем «Таскают».
И картошки накопаем. «Копают».
Срежем мы кочан капусты, «Срезают».
Круглый, сочный,
Очень вкусный, Показывают круг руками 3 раза.
Щавеля нарвем немножко «Рвут».
И вернёмся по дорожке. Маршируют.
Воспитатель: А теперь сядем на травку. Ребята посмотрите внимательно овощи у нас все одинаковые ? Нет.
-Чем отличаются овощи друг от друга( форма, цвет, размер).
-Какую форму имеют овощи( круг, овал).
-Какого цвета овощи (красные, зелёные ,жёлтые и др.)
Бабушка: Давайте поиграем.
Игра «Назови ласково» (с мячом).
Бабушка: - Я буду бросать вам мяч и называть овощ, вы будете называть этот овощ ласково и бросать мне мяч обратно.
Помидор – помидорчик; морковь-морковочка
Огурец – огурчик; тыква – тыковка;
Лук – лучок; свёкла – свёколка;
Чеснок – чесночок; капуста – капустка;
Горох – горошек; картошка – картошечка.
Бабушка: Молодцы.
Воспитатель: Скажите ребята , что с капустой делают? (жарят, варят, тушат, солят, делают салат). Давайте засолим капусту.
Пальчиковая гимнастика
Мы капусту рубим, рубим.
Мы морковку трем, трем.
Мы капусту солим, солим.
Мы капусту жмем, жмем.
Игра «Чего не стало?»
Воспитатель:
- Я положила на стол 4 овоща. Посмотрите на них и запомните. Сейчас вы закроете глаза, я уберу один, а вы скажете, чего не стало.
Воспитатель: - Ребята, о чем мы сегодня с вами говорили?
- Где мы путешествовали?
- Ребята, а где продают овощи? (в магазине)
-Ребята, вот какие Вы молодцы рассказали мне про овощи, отгадали все загадки и капусту солили!