Методическая разработка
Развитие музыкально-ритмических движений у детей дошкольного возраста на примере детских досугов, праздников
Соломянина Валентина Владимировна,
музыкальный руководитель ГБДОУ №18
Кировского района Санкт-Петербурга
Актуальность темы:
Детский праздник - важная часть жизни ребенка, это радостное событие, которое позволяет расслабиться, встряхнуться, забыться, а порой и просто отдохнуть от будней. И уже почти афоризмом стали слова: “Без праздников не бывает детства!” Праздники духовно обогащают ребенка, расширяют его знания об окружающем мире, помогают восстанавливать старые и добрые традиции, объединяют и побуждают к творчеству. Занимаясь его подготовкой, педагоги, воспитатели, родители должны в первую очередь ориентироваться на интересы каждого конкретного ребенка и группы детей, для которых и готовится этот праздник. И главный критерий подбора материала здесь – зрелищность, яркость и веселость.
В любом празднике присутствуют разнообразные виды искусства: литература, музыка, живопись, театр, пантомима. Таким образом, праздник является синтезом практически всех видов искусств. В разнообразных видах деятельности проявляются наклонности, формируются определенные умения и навыки. На празднике дети не только говорят, но танцуют, поют, рисуют. Дети учатся подчинять свои движения ритму музыки, различать музыкальные темпы, отражать их в движениях, играх, сопровождая речью.
В данном представленном вечере досуга для детей среднего возраста можно выделить основные задачи:
1. Создать комфортную обстановку, радостное настроение у детей, вызвать желание активно участвовать в совместной деятельности – играх, плясках, хороводах.
2. Развивать умение передавать в движении игровые образы, эмоционально реагировать на музыку веселого, бодрого, спокойного характера и соответственно менять движения.
3. Узнавать музыкальные инструменты ( бубен, треугольник, ложки, металлофон, маракасы) по звучанию и называть их.
4.Обогащать ощущения детей – зрительные, слуховые, тактильные ( при общении с бабушкой)
5. Продолжать воспитывать чувство уважения к старшим.
6.Воспитывать у детей доброжелательность и искренность.
Все музыкально – ритмические движения выполняют общую задачу – добиться слитности характера движения и музыки:
1. Музыкально - ритмическая деятельность, объединяющая в единый комплекс музыку, драматизацию, пантомиму, пластику и танец, является одним из наиболее эффективных видов эстетической деятельности для формирования художественно-творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста. Этот вид деятельности основан на моторно-пластической проработке музыкального материала, что соответствует двигательной природе воображения дошкольников. Сила и преимущество музыкально -ритмической деятельности состоит в том, что она возникает и опирается на привычную, увлекательную игровую деятельность, в процессе которой особенно ярко развивается творческое воображение детей и активизируется их творческие проявления.
2. В процессе музыкально-ритмического творчества, предусматривающего сочинение и исполнение детьми комбинаций движений, упражнений, этюдов, игр, танцевальных сценок и небольших спектаклей в сотворчестве с педагогом, происходит активное формирование как специальнык компонентов способностей к этому виду деятельности, так и общих компонентов в структуре художественно-творческих способностей, таких как: эмоциональная отзывчивость, интеллектуальная инициатива, творческая активность, настойчивость и выдержка в достижении намеченной цели.
Музыкально-ритмические движения заставляют детей переживать выраженное в музыке. А это, в свою очередь, оказывает влияние на качество исполнения. Радуясь музыке, ощущая красоту своих движений, ребенок эмоционально обогащается, испытывает особый подъем, жизнерадостность.
Музыка, как самое эмоциональное из искусств, близка впечатлительной натуре ребенка, и в этом заключается сила ее воспитательного воздействия. Под влиянием музыки развивается художественное восприятие ребенка, богаче становятся переживания. Нет детей абсолютно равнодушных к музыке. С раннего детство ребенок движениями выражает свои чувства, рожденные музыкой (ритмично прихлопывает, приплясывает). Играя, танцуя, ребенок упражняется в движении, осваивает его.
Специально подобранные музыкально-ритмические движения, углубляют представления детей об окружающем, о некоторых сторонах жизни и деятельности людей.
В детском саду ребенок действует в коллективе, совместные активные действия детей развивают целеустремленность, выдержку, решительность, самостоятельность, находчивость.
Исполнение музыкальных игр, плясок требует от детей быстрой реакции на изменения в музыке, на движения товарищей, инициативы в выполнении заданий, проявления посильного творчества.
Художественный образ, развиваясь во времени, передается с помощью сочетания и чередования средств музыкальной выразительности. Движение также располагается о времени: изменяется его характер, направление, развертывается рисунок настроения, чередуется индивидуальная и групповая его последовательность. Принцип контрастности и повторности в музыке вызывает по аналогии контрастный характер движения и его повторность. Несложные ритмы, акценты воспроизводятся хлопками, притопами, динамические, темповые обозначения изменением напряженности, скорости, амплитуды и направления движений. Движение помогает полнее воспринимать музыкальное произведение, которое, в свою очередь, придает движению особую выразительность. В этом взаимодействии музыка занимает ведущее положение, движения становятся своеобразным средством выражения художественных образов. Например, движение поезда, которое передается легким, несколько “щаркающим”, постепенно ускоряющимся бегом.
Так, в условиях интересной, увлекательной деятельности ритмики совершается музыкально – эстетическое развитие ребенка. Занятия ритмикой способствуют формированию личности ребенка, его познавательной волевой и эмоциональной сфер. Познавательные способности развиваются в силу того, что дети многое узнают благодаря разнообразной тематике музыкальных игр, хороводов, ознакомлению с художественными движениями.
Сценарий досуга « В гостях у бабушки Варварушки»
Дети под музыку змейкой заходят в зал.
Исполняют танец « Детский сад» ( « Кукоша» вып.№4)
( Дети садятся на места)
Ведущая: Ребята, отгадайте загадку:
Кто нам вяжет всем носочки?
Нас погладит ласково.
И в любой беде утешит,
И расскажет сказку нам.
Поиграет в ладушки?
Дети: Это наша бабушка!
Ведущая: Принесла я вам письмо ( показывает конверт)
Вот, от бабушки оно!
(читает) Милые внучата!
Ко мне в гости собирайтесь,
Да в дорогу отправляйтесь!
Жду вас с нетерпеньем.
Уже готово угощенье!
Бабушка Варварушка.
Ведущая: Ребята, поедем в гости к бабушке?
Дети: да!
Ведущая: Лады, лады, ладушки
Едем в гости к бабушке!
К нашей милой бабушке,
Бабушке Варварушке!
Едут к ней ребятушки
Милые внучатушки!
Ребята, а поедем мы на поезде!
Танец – игра « Паровоз Букашка».
(в конце танца – игры дети подъезжают к домику бабушки).
Из домика выходит бабушка Варварушка.
Бабушка: Здравствуйте, ребятишки,
Девчонки и мальчишки!
Спасибо, что приехали к бабушке Варварушке.
Очень рада видеть вас,
Обниму я вас сейчас! ( обнимает детей)
Бабушка: Ни минуты не скучаю,
И другим скучать не дам!
Танцевать, шутить люблю,
Всех, кто рядом, веселю!
А сейчас мы с вами поиграем. Ребята, вы будете превращаться в разных животных. Слушайте внимательно.
Игры – превращения с бабушкой Варварушкой:
Вот идет петушок,
Красная бородка,
Важная походка.
А за ним ребятки –
Желтые цыплятки.
Игра – танец « Петушок и цыплятки» ( надеть шапочки цыплят)
Бабушка: Очень нравилось овечке
Песни петь кругом и всем.
Только люди ни словечка
Не могли понять совсем.
« Бе-бе-бе» овца поет,
Думает: « Как складно!»
Но никто не разберет –
Как же ей досадно!
Тренаж « Овечка» ( « Кукоша» вып. 4) ( надеть шапочки овечек)
Бабушка: Вот щенок озорной,
Он с лохматой головой
Бегает и лает,
Во дворе играет.
Муз. – ритм. Движение « Собачки» («Кукоша» вып. 4) ( надеть шапочки собачек)
Бабушка: Гусь крикливый, с длинным носом.
Шея словно знак вопроса.
Гусь идет гулять в луга
И гогочет : Га – га – га!
Муз. - ритм. Движение « Гуси» ( « Кукоша» вып. 4)( надеть элементы костюма)
Бабушка: Вот лошадка серый бок!
Начала она скакать,
Приглашает поиграть!
Муз. – ритм. Движение « Лошадка» ( « Кукоша» вып. 4) ( надеть маски лошадок)
Бабушка: Наши детки так резвились,
Танцевали, веселились.
Устали деточки играть,
Легли на коврик отдыхать.
Релаксация. Муз. « Колыбельная»
( дети ложится в любую удобную позу и расслабляются, бабушка ходит и гладит по спинкам детей)
Поет Петушок ( аудио) Ку – Ка – Ре – Ку!
Бабушка: Ребятушки, просыпайтесь!
И за дело принимайтесь!
( дети встают и убегают на места)
Ведущая: Бабушка, ребята приготовили танец – сюрприз для тебя!
Танец с балалайками
Бабушка: А я вам, ребята, приготовила загадки. Но не простые – а музыкальные! Угадайте, на каком инструменте я буду сейчас играть.
Слушайте внимательно.
Загадки музыкальные ( бабушка за ширмой по очереди играет под русские народные мелодии на бубне, треугольнике, ложках, маракасах, бубенчиках, дети узнают по звучанию и называют музыкальные инструменты. Передает муз. инструменты детям)
Бабушка: Не люблю сидеть на месте,
Петь люблю смешные песни,
Ну, а вы, споете здесь?
Среди вас артисты есть? ( дети : Да!)
Ведущая: Наши дети песни знают,
Каждый день их распевают.
Очень весело живут,
Дружно песенку споют.
Песня « Вот какая бабушка» муз. Е. Тиличеевой ( дети подыгрывают на муз. инструментах)
Бабушка: ( Благодарит детей за песню)
С вами вместе веселилась
И немножко утомилась.
На завалинке посижу,
На вас, ребятки, погляжу!
Бойко музыка играет,
От нее не устоять.
Тут никто не заскучает,
Предлагаю поплясать!
Хоровод « Машенька» ( рус. нар. мелодия)
Бабушка: Лады, лады, ладушки,
Где были? ( Дети: у бабушки!)
Бабушка: А я принесла вам угощенье! ( выносит угощение в корзинке, отдает детям)
Ведущая: У Варварушки гостили,
Время славно проводили,
А теперь пора прощаться
И в дорогу собираться!
Ведущая и дети: До свиданья, бабушка,
Бабушка – Варварушка!
( Дети прощаются с бабушкой, бабушка прощается с детьми)
Музыка « Паровоз Букашка» ( дети паровозиком покидают зал).