Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Методическая разработка

Развитие музыкально-ритмических движений у детей дошкольного возраста на примере детских досугов, праздников

Соломянина Валентина Владимировна,
музыкальный руководитель ГБДОУ №18
Кировского района Санкт-Петербурга

Актуальность темы:

Детский праздник - важная часть жизни ребенка, это радостное событие, которое позволяет расслабиться, встряхнуться, забыться, а порой и просто отдохнуть от будней. И уже почти афоризмом стали слова: “Без праздников не бывает детства!” Праздники духовно обогащают ребенка, расширяют его знания об окружающем мире, помогают восстанавливать старые и добрые традиции, объединяют и побуждают к творчеству. Занимаясь его подготовкой, педагоги, воспитатели, родители должны в первую очередь ориентироваться на интересы каждого конкретного ребенка и группы детей, для которых и готовится этот праздник. И главный критерий подбора материала здесь – зрелищность, яркость и веселость.

В любом празднике присутствуют разнообразные виды искусства: литература, музыка, живопись, театр, пантомима. Таким образом, праздник является синтезом практически всех видов искусств. В разнообразных видах деятельности проявляются наклонности, формируются определенные умения и навыки. На празднике дети не только говорят, но танцуют, поют, рисуют. Дети учатся подчинять свои движения ритму музыки, различать музыкальные темпы, отражать их в движениях, играх, сопровождая речью.

В данном представленном вечере досуга для детей среднего возраста можно выделить основные задачи:

1. Создать комфортную обстановку, радостное настроение у детей, вызвать желание активно участвовать в совместной деятельности – играх, плясках, хороводах.

2. Развивать умение передавать в движении игровые образы, эмоционально реагировать на музыку веселого, бодрого, спокойного характера и соответственно менять движения.

3. Узнавать музыкальные инструменты ( бубен, треугольник, ложки, металлофон, маракасы) по звучанию и называть их.

4.Обогащать ощущения детей – зрительные, слуховые, тактильные ( при общении с бабушкой)

5. Продолжать воспитывать чувство уважения к старшим.

6.Воспитывать у детей доброжелательность и искренность.

Все музыкально – ритмические движения выполняют общую задачу – добиться слитности характера движения и музыки:

1.         Музыкально - ритмическая деятельность, объединяющая в единый комплекс музыку, драматизацию, пантомиму, пластику и танец, является одним из наиболее эффективных видов эстетической деятельности для формирования художественно-творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста. Этот вид деятельности основан на моторно-пластической проработке музыкального материала, что соответствует двигательной природе воображения дошкольников. Сила и преимущество музыкально -ритмической деятельности состоит в том, что она возникает и опирается на привычную, увлекательную игровую деятельность, в процессе которой особенно ярко развивается творческое воображение детей и активизируется их творческие проявления.

2.         В процессе музыкально-ритмического творчества, предусматривающего сочинение и исполнение детьми комбинаций движений, упражнений, этюдов, игр, танцевальных сценок и небольших спектаклей в сотворчестве с педагогом, происходит активное формирование как специальнык компонентов способностей к этому виду деятельности, так и общих компонентов в структуре художественно-творческих способностей, таких как: эмоциональная отзывчивость, интеллектуальная инициатива, творческая активность, настойчивость и выдержка в достижении намеченной цели.

Музыкально-ритмические движения заставляют детей переживать выраженное в музыке. А это, в свою очередь, оказывает влияние на качество исполнения. Радуясь музыке, ощущая красоту своих движений, ребенок эмоционально обогащается, испытывает особый подъем, жизнерадостность.

Музыка, как самое эмоциональное из искусств, близка впечатлительной натуре ребенка, и в этом заключается сила ее воспитательного воздействия. Под влиянием музыки развивается художественное восприятие ребенка, богаче становятся переживания. Нет детей абсолютно равнодушных к музыке. С раннего детство ребенок движениями выражает свои чувства, рожденные музыкой (ритмично прихлопывает, приплясывает). Играя, танцуя, ребенок упражняется в движении, осваивает его.

Специально подобранные музыкально-ритмические движения, углубляют представления детей об окружающем, о некоторых сторонах жизни и деятельности людей.

В детском саду ребенок действует в коллективе, совместные активные действия детей развивают целеустремленность, выдержку, решительность, самостоятельность, находчивость.

Исполнение музыкальных игр, плясок требует от детей быстрой реакции на изменения в музыке, на движения товарищей, инициативы в выполнении заданий, проявления посильного творчества.

Художественный образ, развиваясь во времени, передается с помощью сочетания и чередования средств музыкальной выразительности. Движение также располагается о времени: изменяется его характер, направление, развертывается рисунок настроения, чередуется индивидуальная и групповая его последовательность. Принцип контрастности и повторности в музыке вызывает по аналогии контрастный характер движения и его повторность. Несложные ритмы, акценты воспроизводятся хлопками, притопами, динамические, темповые обозначения изменением напряженности, скорости, амплитуды и направления движений. Движение помогает полнее воспринимать музыкальное произведение, которое, в свою очередь, придает движению особую выразительность. В этом взаимодействии музыка занимает ведущее положение, движения становятся своеобразным средством выражения художественных образов. Например, движение поезда, которое передается легким, несколько “щаркающим”, постепенно ускоряющимся бегом.

Так, в условиях интересной, увлекательной деятельности ритмики совершается музыкально – эстетическое развитие ребенка. Занятия ритмикой способствуют формированию личности ребенка, его познавательной волевой и эмоциональной сфер. Познавательные способности развиваются в силу того, что дети многое узнают благодаря разнообразной тематике музыкальных игр, хороводов, ознакомлению с художественными движениями.

Сценарий досуга  « В гостях у бабушки Варварушки»

 

Дети под музыку змейкой заходят в зал.

Исполняют танец « Детский сад» ( « Кукоша» вып.№4)

( Дети садятся на места)

 

Ведущая: Ребята, отгадайте загадку:

Кто нам вяжет всем носочки?

Нас погладит ласково.

И в любой беде утешит,

И расскажет сказку нам.

Поиграет в ладушки?

Дети: Это наша бабушка!

Ведущая: Принесла я вам письмо ( показывает конверт)

Вот, от бабушки оно!

(читает)        Милые внучата!

Ко мне в гости собирайтесь,

Да в дорогу отправляйтесь!

Жду вас с нетерпеньем.

Уже готово угощенье!

Бабушка Варварушка.

Ведущая: Ребята, поедем в гости к бабушке?

Дети: да!

Ведущая: Лады, лады, ладушки

Едем в гости к бабушке!

К нашей милой бабушке,

Бабушке Варварушке!

Едут к ней ребятушки

Милые внучатушки!

Ребята, а поедем мы на поезде!

Танец – игра « Паровоз Букашка».

(в конце танца – игры дети подъезжают к домику бабушки).

Из домика выходит бабушка Варварушка.

Бабушка: Здравствуйте, ребятишки,

Девчонки и мальчишки!

Спасибо, что приехали к бабушке Варварушке.

Очень рада видеть вас,

Обниму я вас сейчас! ( обнимает детей)

Бабушка: Ни минуты не скучаю,

И другим скучать не дам!

Танцевать, шутить люблю,

Всех, кто рядом, веселю!

А сейчас мы с вами поиграем. Ребята, вы будете превращаться в разных животных. Слушайте внимательно.

Игры – превращения с бабушкой Варварушкой:

Вот идет петушок,

Красная бородка,

Важная походка.

А за ним ребятки –

Желтые цыплятки.

Игра – танец « Петушок и цыплятки» ( надеть шапочки цыплят)

Бабушка: Очень нравилось овечке

Песни петь кругом и всем.

Только люди ни словечка

Не могли понять совсем.

« Бе-бе-бе» овца поет,

Думает: « Как складно!»

Но никто не разберет –

Как же ей досадно!

 

Тренаж « Овечка» ( « Кукоша» вып. 4) ( надеть шапочки овечек)

Бабушка: Вот щенок озорной,

Он с лохматой головой

Бегает и лает,

Во дворе играет.

Муз. – ритм. Движение « Собачки» («Кукоша» вып. 4) ( надеть шапочки собачек)

Бабушка: Гусь крикливый, с длинным носом.

Шея словно знак вопроса.

Гусь идет гулять в луга

И гогочет : Га – га – га!

Муз. - ритм. Движение « Гуси» ( « Кукоша» вып. 4)( надеть элементы костюма)

Бабушка: Вот лошадка серый бок!

Начала она скакать,

Приглашает поиграть!

Муз. – ритм. Движение « Лошадка» ( « Кукоша» вып. 4) ( надеть маски лошадок)

Бабушка: Наши детки так резвились,

Танцевали, веселились.

Устали деточки играть,

Легли на коврик отдыхать.

Релаксация. Муз. « Колыбельная»

( дети ложится в любую удобную позу и расслабляются, бабушка ходит и гладит по спинкам детей)

Поет Петушок ( аудио)  Ку – Ка – Ре – Ку!

Бабушка: Ребятушки, просыпайтесь!

И за дело принимайтесь!

( дети встают и убегают на места)

Ведущая: Бабушка, ребята приготовили танец – сюрприз для тебя!

 

Танец с балалайками

Бабушка: А я вам, ребята, приготовила загадки. Но не простые – а музыкальные! Угадайте, на каком инструменте я буду сейчас играть.

Слушайте внимательно.

 

Загадки музыкальные ( бабушка за ширмой по очереди играет под русские народные мелодии на бубне, треугольнике, ложках, маракасах, бубенчиках, дети узнают по звучанию и называют музыкальные инструменты. Передает муз.  инструменты детям)

 

Бабушка: Не люблю сидеть на месте,

Петь люблю смешные песни,

Ну, а вы, споете здесь?

Среди вас артисты есть? ( дети : Да!)

Ведущая: Наши дети песни знают,

Каждый день их распевают.

Очень весело живут,

Дружно песенку споют.

Песня     « Вот какая бабушка» муз. Е. Тиличеевой ( дети подыгрывают на муз.  инструментах)

Бабушка: ( Благодарит детей за песню)

С вами вместе веселилась

И немножко утомилась.

На завалинке посижу,

На вас, ребятки, погляжу!

Бойко музыка играет,

От нее не устоять.

Тут никто не заскучает,

Предлагаю поплясать!

Хоровод  « Машенька» ( рус. нар.  мелодия)

Бабушка: Лады, лады, ладушки,

Где были?     ( Дети: у бабушки!)

Бабушка: А я принесла вам угощенье! ( выносит угощение в корзинке, отдает детям)

 

Ведущая: У Варварушки гостили,

Время славно проводили,

А теперь пора прощаться

И в дорогу собираться!

Ведущая и дети: До свиданья, бабушка,

Бабушка – Варварушка!

( Дети прощаются с бабушкой, бабушка прощается с детьми)

 

Музыка « Паровоз Букашка» ( дети паровозиком покидают зал).

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»