Условия реализации ФГОС ДО: структурные компоненты предметно развивающей среды для девочек
в общеобразовательном пространстве детского сада
Золотарева Лариса Ивановна,
музыкальный руководитель ГБДОУ детский сад №49
Красносельского района Санкт-Петербурга
Создание адекватной развивающей среды в образовательном учреждении играет очень важную роль. Без нее, в принципе, невозможен воспитательно-образовательный процесс, невозможно наладить отношения между воспитателями и воспитанниками. Предметно-развивающая среда должна способствовать не только установлению и укреплению связей между взрослым и ребенком, но также и связей в звене «ребенок – ребенок». В этом звене большое значение имеет пол ребенка. Ведь в этом возрасте дети уже идентифицируют себя как мальчики и девочки. Именно в этом дошкольном возрасте у ребенка формируются основные понятия, проявляются способности. И очень важно направить их уже на этой ступеньке развития в нужное русло. Именно адекватная среда, в которой воспитывается ребенок, поможет ему при формировании у него первых мужских и женских качеств. Также не стоит забывать и о том, что, к сожалению, не все дети в дошкольном учреждении из благополучных семей. И может быть, создание оптимальной среды в воспитательном учреждении – это единственная «соломинка», которая позволит ребенку в будущем не пойти по пути родителей. Ведь в этом дошкольном возрасте у детей начинают формироваться определенные стереотипы поведения. Дети очень податливы и ведомы, просто нужно их умело направить в правильное русло.
В дошкольном учреждении дети много контактируют друг с другом. Необходимо создать такие условия, чтобы в процессе взаимодействия, общения, игр у них проявлялись и закреплялись качества их полов, у мальчиков - мужские, а у девочек - женские качества соответственно.
Создавая адекватную предметно развивающую среду, следует также обращать внимание на возраст ребенка и на его психологический тип. Нужно очень четко соблюдать баланс между коллективными занятиями и самостоятельным времяпрепровождением. Следует грамотно подобрать детскую литературу для чтения. И, конечно же, при выборе игр и игрушек нужно учитывать пол ребенка. Нужно стараться создать такие условия в группе, чтобы каждый ребенок мог заниматься любимым делом.
Несомненно, создание адекватной предметно развивающей среды немыслимо без должного оформления помещения группы. В группе должно быть комфортно и мальчикам, и девочкам. В этом очень помогает создание уголков для мальчиков, и уголков для девочек.
В уголке для девочек должно найтись место для кукол, платьев, расчесок, детских столовых приборов. Девочки очень любят играть в дочки-матери. По сути дела в этих играх они проигрывают свою будущую роль в семье. Куклу нужно одеть, накормить, уложить спать. Очень часто девочки разыгрывают сценки продавец – покупатель или пациент на приеме у доктора. Проигрывая роль доктора, ребенок формирует у себя такое качество, как гуманность. И это качество непременно проявится у него, когда он будет ухаживать, например, за больной бабушкой.
Но при оформлении группы не следует забывать, что должно быть и общее пространство для детей. Ведь существует масса игр и игрушек, в которые с одинаковым интересом играют как мальчики, так и девочки. Следует стремиться к тому, чтобы во время игры девочки и мальчики взаимодействовать друг с другом. Например, разыгрывая сценку «семья» , папой будет мальчик, а мамой – девочка. Такие ролевые игры очень хорошо помогают детям с раннего возраста усвоить свои социальные роли и подготовиться к взрослой жизни.
Также следует обращать внимание и на то, что порой в группе дети одного пола явно преобладают над детьми другого пола. Тогда следует внести определенные коррективы в ранее оборудованные игровые зоны.
Другим помощником ребенка в вопросе половой идентификации могут быть различные эмблемы, метки. Например, в раздевалках на шкафчике девочек можно наклеить эмблемы с изображением цветочка, детской коляски, куклы. В то время, как на дверке шкафчика для мальчиков может быть установлена эмблема машинки, поезда, самолета и так далее. Очень часто помимо определенных меток шкафчики еще и окрашивают в разный цвет. Например: розовые - для девочки, голубой – для мальчика.
Но здесь важно дать возможность ребенку самому выбрать себе эмблему или цвет по личным предпочтениям. Никогда не следует забывать об индивидуальном подходе к каждому ребенку. Ведь все мы такие разные. Не стоит всех равнять под одну гребенку. Если у ребенка уже в детстве будет выявлена тяга к определенному роду занятий, то, при правильной работе с этим ребенком, в будущем это может стать не только его увлечением, но и профессией. Нужно развивать таланты и давать ребенку возможность самореализоваться, пусть даже и во время детских игр.
Во время музыкальных занятий, подготавливая определенный номер к празднику, также нужно распределять роли между детьми в соответствии с их полом. Например, танец «Пограничников» и танец «Моряков» - это танцы для мальчиков. Они помогают сформировать у будущих мужчин такие качества, как отвага, смелость, мужество. И, напротив, танцы для девочек – танец «Матрешек», танец «Цветов» - вырабатывают в девочке такие качества, как нежность и заботу. В смешанном же танце, где мальчики и девочки танцуют вместе, у детей есть возможность взаимодействовать и проигрывать определенные роли. Стоит обращать внимание детей на то, чтобы мальчик, после окончания танца проводил девочку до ее места и поклонился ее. А после окончания занятия, следует контролировать выход детей из зала, не допускать толкотни, а сделать так, чтобы мальчики уступали место девочкам. Если ребенок усвоит эти элементарные правила уже в этом возрасте, то в будущем это станет моделью его поведения.
При обустройстве игрового пространства для детей в группе нужно также помнить и о психологических особенностях детей разных полов. Мальчики предпочитают более активные игры, им нужно больше пространства для передвижения. Девочки же, в основном, предпочитают играть на ограниченной территории, например, разыгрывая сценку дочки – матери. Но в случае детского уголка для девочек пространство должно быть продуманно для мелочей. Девочки в этом плане намного аккуратнее мальчиков, у каждой вещи должно быть свое место. Например, чемоданчик доктора, или чемоданчик парикмахера, или шкафчик с одеждой для куклы, или с кухонными принадлежностями. То есть, большое значение имеют определенные предметы из нашей повседневной жизни. При проигрывании различных сцен, в центре внимания девочек находится человек и его быт, его повседневные дела, его предметы потребления. Девочки мало интересуются внутренним устройством игрушек. Поэтому конструкторам здесь не место.
Правильная организация предметно развивающей среды – это одно из условий всестороннего развития ребенка. Сюжетно – ролевые игры для детей дошкольного возраста имеют очень большое значение. Через игру ребенок проявляет свои личностные качества, формируется его психика, ребенок приобретает определенные навыки, которые ему понадобятся во взрослой жизни. Иными словами, игра – это репетиция, подготовка к жизни взрослого человека. И если с детства с помощью игры привить мальчикам и девочкам взаимоуважение друг к другу, то в будущем этот человек будет воспитанным и культурным. Все это в сумме способствует в будущем успешной социализации, как мальчиков, так и девочек.