Статья по логопедии
Формирование связной речи у детей с ОНР
Дурманова Нина Владимировна,
учитель-логопед высшей квалификационной категории
ГБДОУ детский сад №32 комбинированного вида
Петродворцового района Санкт-Петербурга
Основная задача логопедического воздействия на детей с ОНР - научить их связно и последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из своей и окружающей жизни. Это имеет важное значение для обучения в школе, общения со взрослыми и детьми, формирование личностных качеств.
Работа по развитию связной речи ведется по следующим направлениям:
-
Обогащение словарного запаса
-
Обучение составлению пересказа и придумывание рассказов
-
Разучивание стихотворений
-
Отгадывание загадок
Данный раздел предусматривает логопедическую работу с детьми, владеющими простой разговорной речью. Их словарный запас включает достаточное количество слов обиходно-разговорной лексики; объем понимаемой речи должен быть приближен к возрастной норме.
Дети могут рассказывать о себе, о своих товарищах, об интересных эпизодах из собственной жизни. Однако, анализ детских высказываний показывает, что речь детей еще не соответствует возрастной норме. В свободной речи дети с ОНР еще недостаточно четко произносят и дифференцируют поставленные звуки.
Фонематическое недоразвитие у детей с ОНР проявляются в основном в несформированности процессов дифференциации звуков, отличающихся наиболее тонкими акустико-артикуляционными признаками, а иногда захватывает и более широкий звуковой фон. Это задерживает овладение звуковым анализом и синтезом.
Диагностическим показателем недоразвития речи является нарушение слоговой структуры наиболее сложных слов, а также сокращение количества слогов. Множество ошибок наблюдается при передачи звуконаполняемости слов: перестановки и замены звуков и слогов, сокращении звуков при стечении согласных в слове. Типичными являются также персеверации слогов («хихист»-хоккеист), антицинации («астобус»-автобус), добавление лишних звуков и слогов («лимонт»-лимон).
Бытовой словарь детей с ОНР в количественном отношении значительно беднее, чем у их сверстников с нормальной речью. С наибольшей очевидностью это выступает при изучении активного словаря. Целый ряд слов дети не могут назвать по картинкам, хотя имеют их в пассиве (ступеньки, форточка, обложка, страница и др.)
Преобладающим типом лексических ошибок становится неправильное употребление слов в речевом контексте. Не зная названий многих частей предмета, дети заменяют их названием самого предмета (стена-дом) или названием действия, а также заменяют слова, близкие по ситуации и внешним признакам (раскрашивает-пишет).
В словаре детей мало обобщающих понятий: почти нет антонимов, мало синонимов. Так, характеризуя величину предмета, дети используют только два понятия: большой-маленький, которыми заменяют слова: длинный, короткий, широкий, узкий. Это обусловливает частые случаи нарушения лексической сочетаемости.
Анализ высказываний детей с общим недоразвитием речи выявляет картину выраженного аграмматизма. Характерным для большинства детей являются ошибки при изменении окончаний существительных но числам и родам, при согласовании числительных с существительными, прилагательных с существительными в роде и падеже.
Часто встречаются ошибки при употреблении предлогов: опускание, замена, недоговаривание.
Дети с ОНР затрудняются в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, в образовании прилагательных от существительных. Они допускают большое количество ошибок при употреблении приставочных глаголов.
Указанные недостатки в сфере фонетики, лексики, грамматического строя с наибольшей отчетливостью проявляются в различных формах монологической речи (пересказ, рассказ по картинке, серии картин, рассказ-описание).
При пересказе помимо речевых трудностей наблюдаются ошибки в передаче логической последовательности событий, пропуск звеньев событий, действующих лиц.
Рассказ-описание для детей малодоступен. Они обычно ограничиваются перечислением отдельных предметов и их частей. Некоторые дети способны лишь отвечать на вопросы.
Таким образом, у детей с общим недоразвитием речи активная речь может служить средством общения лишь в условиях постоянной помощи в виде дополнительных вопросов, оценочных суждений и др.
Вне специального внимания к речи дети малоактивны, инициаторами общения являются в редких случаях, редко обращаются с вопросами к взрослым, не оречевляют игровые ситуации. Это обуславливает недостаточную коммуникативную направленность их речи.
Одним из необходимых условий дальнейшего речевого развития ребенка является создание мотивации общения, формирование стремления рассказывать о себе, своих товарищах, о наблюдениях из жизни семьи и детского сада.
В процессе логопедических занятий рекомендуется создавать такие ситуации, которые бы актуализировали потребность в речевых высказываниях, ставили ребенка в такие условия, когда у него возникает самостоятельное желание высказываться, поделится своими наблюдениями и впечатлениями об увиденном. При этом необходимо создавать благоприятное речевое окружение, хороший эмоциональный настрой. Другими словами, в основе высказываний ребенка должен лежать непосредственно речевой мотив.
Коррекционное обучение включает в себя работу над словом, словосочетанием и предложением. Указанные направления коррекционной работы тесно связаны между собой. Так, например, уточнение и расширение словаря осуществляется в ходе работы над предложением.
Эффективность коррекционных упражнений зависит от того, насколько будут соблюдены следующие условия:
-
систематичность проведения;
-
распределение их по нарастающей сложности;
-
подчиненность заданий выбранной цели;
-
чередование и вариативность упражнений;
-
воспитание внимания к речи.
Словарная работа
Основной задачей словарной работы является уточнение имеющегося словаря и его обогащение. Дети должны не только запомнить новые слова, но и уметь свободно ими пользоваться.
Среди многочисленных приемов словарной работы, которые могут быть использованы на логопедических занятиях, можно выделить следующие:
-
Показ и называние нового предмета (и его признаков) или действий. Показ должен сопровождаться пояснением, которое помогает понять сущность предмета. Новое слово обязательно проговаривается хором и индивидуально. Для лучшего понимания и запоминания данное слово включается в знакомый ребенку контекст. Далее проводятся различные упражнения на закрепление его правильного произношения и употребления.
-
Объяснение происхождения данного слова (хлебница-посуда, где хранят хлеб, сахарница-посуда, где хранят сахар и т. п.)
-
Употребление расширенного значения уже известных словосочетаний (громадный дом-очень большой дом, тот, который выше всех других домов).
-
Постановка разных по форме вопросов, которые сначала носят характер подсказывающих («Этот забор высокий или низкий?»), а затем требуют самостоятельных ответов. Вопросы должны быть краткими, точными, доступными по содержанию. Необходимо также обучать детей и самостоятельной постановке вопросов.
-
Распространение предложений путем введения обстоятельств причины, следствия, условия, цели.
-
Составление предложений по опорным словам.
Предлагаемые различные задания необходимы для того, чтобы развивать у детей внимание к слову, к его различным оттенкам и значениям, сформировать умение у детей подбирать именно то слово, которое больше всего подходит в данной ситуации. Лексический материал должен быть подобран по частям речи (глагол, имя существительное, имя прилагательное, наречие). Особое внимание логопед должен уделить работе над однокоренными и сложными словами.
Обучение рассказыванию
Обучение рассказыванию занимает большое место в системе логопедических занятий и проводится в соответствии с индивидуальными особенностями детей. Учитывая сниженную речевую активность детей-логопатов, их быструю утомляемость, недостаточную переключаемость, логопед при построении занятий соответствующим образом подбирает речевой материал.
Первые небольшие самостоятельные рассказы детей должны быть связаны со знакомой наглядной ситуацией.
Постепенно задания усложняются: дети должны запомнить и совершить большее число действий, а затем точно рассказать о последовательности их выполнения. При этом, когда один ребенок рассказывает, остальные дети внимательно слушают их рассказ, исправляя ошибки и неточности. Составление рассказов по демонстрируемым действиям является неотъемлемой частью работы по развитию у детей связной речи.
Рассказы-описания
Процессу обучения детей различным видам рассказов-описаний предшествует большая работа по сравнению предметов. Сравнение активирует мысль детей, направляет внимание на отличительные и сходные признаки предметов, способствует повышению речевой активности. Во время занятий сравниваемые предметы или картинки обязательно находятся перед глазами ребенка. Сначала дети должны определить различие между предметами по их характерным признакам, т. к. для дошкольника эта задача наиболее легкая, а затем перейти к описанию сходных признаков. Обучение детей описанию предметов проводится при прохождении каждой лексической темы. Первоначально детям предлагается отобрать предметы определенной формы, цвета, размера и т. п.
Навык описания предметов полезно закреплять в ходе выполнения продуктивных видов деятельности (лепка, рисование, конструирование).
Описанию животных и птиц должна предшествовать работа по рассматриванию игрушек или изображений на картинках.
Рассказы по серии сюжетных картинок
Рассказы по картинкам имеют большое значение для развития навыков самостоятельной речи. Серии картинок помогают ребенку разобраться в последовательности событий. Если в начале занятия логопед посредством вопросов направляет внимание ребенка на процесс развертывания действия, то затем ребенок сам научается выделять основные моменты в содержании рассказа. Составление рассказа по картинкам способствует уточнению значений известных ребенку слов и усвоению новых. Новые слова запоминаются не механически, а в процессе их активного использования.
Большое значение для полноценного развития связной речи у детей с общим недоразвитием речи имеет закрепление полученных знаний вне занятий: на прогулках, в утренние и вечерние часы в группе, в домашней обстановке.
Для развития связной речи с детьми нужно постоянно беседовать и вести разговоры. Необходимо использовать все возможности повседневной жизни для закрепления речевых умений и навыков детей.
Литература:
-
«Логопедия» под редакцией профессора Л. С. Волковой - Москва, «Просвещение», 1989
-
Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., ФиличеваТ.Б. «Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников»- Москва, «Просвещение», 1990