Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности

Дошкольный возраст — это время активного усвоения разговорного языка ребенком, это мощнейший процесс становления, развития и совершенствования всех сторон речи. В дошкольном возрасте ключевым видом деятельности является игровая деятельность, что является ярчайшим подтверждением того, что задачи развития речи детей в игровой деятельности решаются более эффективно.
Нередко взрослые стремятся все сделать за ребенка, дать ему исчерпывающий ответ на вопрос. Это не может не натолкнуть нас на такой проблемный вопрос, как: всегда ли это оправдано? Готовый багаж знаний, четко разложенных по полочкам, не способствует формированию у ребенка потребности в увлекательном процессе познания, в самостоятельном стремлении к преодолению трудностей, к активному поиску решений на пути достижения цели. Ведь на многие вопрос ребенок может найти ответ сам, следуя по увлекательному пути эксперимента, используя в нем методы проб и ошибок.
Игра же решает поставленную задачу, которая направлена на понимание, накопление, расширение знаний детей и речевых умений. Основополагающим фактором работы по развитию речи, безусловно, является комплексный подход, направленный на решение взаимосвязанных задач, охватывающих разные стороны речевого развития (лексического, грамматического, развитие связной речи). Ведущим принципом является взаимосвязь разных речевых задач, которые на каждом временном этапе выступают в разных сочетаниях.
Так, необходимо вызвать интерес к процессу познания, помогать детям самостоятельно искать ответы на поставленные вопросы. Главная задача педагога – пробудить и постоянно поддерживать жажду детской пытливости в области знаний. А непоколебимая ориентация на ИГРУ как на средство, метод, форму организации развивающей деятельности маленьких открывателей поможет педагогу сделать его труд радостным и продуктивным.
Приведем пример проведения работы по развитию речи детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности. Утром воспитатель вносит в группу игрушку куклу Катю, которая будет встречать детей и находиться с ними в течение целого дня. Принимая детей, предлагаем поздороваться с куклой, рассказать о своем настроении, показать гостье игрушки и т. д. Во время общения с куклой следим за речью детей, аккуратно исправляем ошибки, так как речь воспитателя служит образцом для ребенка. Повторяем ежедневный ритуал приветствия: «Доброе утро!»
Задачи:
— концентрация внимания;
— создание благоприятной атмосферы.
Предлагаем детям взяться за руки и вместе сказать: «Доброе утро!»
-        шёпотом;
-        зевая;
-        обычным голосом;
-        прокричать.
Создание проблемной ситуации: к кукле придут гости, а в доме не прибрано. Предлагаем детям помочь кукле навести порядок. Так, мы проводим один из комплексов утренней гимнастики «Мамины помощники».
Во время непосредственной образовательной деятельности предлагаем детям следующие игры. Игра «Что это?» Детям предлагается демонстрационный набор посуды. Необходимо правильно определить и назвать эти предметы.
Задачи:
-        развивать умение понимать обращённую речь с опорой и без опоры на наглядность;
-        стимулировать желание вступать в контакт с окружающими, выражать свои мысли, чувства, впечатления, используя речевые средства;
-        развивать умение отвечать на вопросы, используя форму простого предложения или высказывания из 2–3 простых фраз;
-          обогащать словарь детей за счёт расширения представлений о предметах, объектах ближайшего окружения, их свойствах и качествах.
Игра «Не разбуди Катю»
Цель. Учить детей говорить тихо. Воспитание умения пользоваться тихим голосом.
Подготовительная работа. Взрослый приготавливает куклу с закрывающимися глазами, кроватку с постельными принадлежностями; мелкие игрушки, например, кубик, машинку, башенку и др., а также коробку для игрушек.
Краткое описание:
Педагог ставит к себе на стол кроватку со спящей куклой и говорит: «Катя много гуляла, устала. Пообедала и уснула. А нам надо убрать игрушки, но только тихо, чтобы не разбудить Катю. Идите ко мне, Оля и Петя. Оля, скажи тихо Пете, какую игрушку надо убрать в коробку». Так педагог вызывает всех детей по двое, и они убирают игрушки, расставленные на столе.
Методические указания. Следить, чтобы дети говорили тихо, но не шепотом.
Игра «Кто внимательный?»
Цель. Учить детей правильно воспринимать словесную ин­струкцию независимо от силы голоса, которым ее произносят. Развитие остроты физического слуха.
Подготовительная работа. Подобрать игрушки, с которыми легко производить различные действия.
Краткое описание:
Дети сидят в 3 ряда напротив стола педагога. (Первый ряд на расстоянии 2-3 м). На столе лежат различные игрушки. Взрослый говорит: «Дети, сейчас я буду давать задания тем, кто сидит в первом ряду. Говорить я буду шепотом, поэтому сидеть надо тихо, чтобы всем было слышно. Я вызову каждого по имени и дам задание, а вы проверяйте, правильно ли оно выполняется. Будьте внимательны. Вова, возьми мишку и посади в машину».
Задания по очереди выполняют все дети, сидящие в первом ряду. Затем они меняются местами: второй ряд занимает место первого, третий - второго, первый - третьего.
Методические указания. Педагогу надо следить, чтобы дети сидели тихо, не подсказывали друг другу. За­дания нужно давать короткие и простые.
Дидактическое упражнение «На приеме у врача»
Цель: Развивать артикуляционный аппарат детей.
Ход: Кукла – врач. Она хочет посмотреть, не болят ли у детей зубы.
В: Покажите доктору свои зубы (воспитатель с куклой быстро обходи детей и говорит, что у всех зубы хорошие. Теперь врач проверит, не болит ли у вас горло. К кому она подойдет, тот широко откроет рот (дети широко открывают рот).
Врач доволен: горло ни у кого не болит.
Дидактическая игра «Научим зайку правильно говорить»
Цель: Развивать интонационную выразительность.
В: Зайчик принес с собой чудесный мешочек. В нем лежат разные картинки. Зайчик будет говорить. Что на них нарисовано. Если он скажет неверно, вы научите говорить его правильно.
Ишка – дети поправляют «мишка»
Елочка – белочка
Оник – слоник
(После «обучения» зайка начинает называть все предметы правильно.
Создание игровой ситуации «Угостим кукол чаем» (игра с проговариванием) Задачи:
-        расширять лексической запас детей по данной теме;
-        продолжать учить употреблять в речи существительные в ед. и мн. числе;
-        развивать мышление, слуховое и зрительное внимание. Особого внимания к себе требуют так называемые подвижные игры.
Так, большое значение в речевом развитии детей придается игре. И творческая деятельность ребенка проявляется, прежде всего, в игре. В первый этап жизни детей труд преобразуется в ту же игру. Игра – это начальная и основополагающая ступень трудового воспитания. Игра развивает язык, а язык создает саму игру. Играя, ребенок учится, а не одно учение невозможно без помощи основного учителя - языка. Игра является сильнейшим стимулом для проявления детской самостоятельности в области языка. Слово в игре помогает ребенку выявить свои мысли и чувства, понять переживания партнера, согласовать с ним свои действия. Все умения и навыки, которые ребенок приобретает в игре, связаны с развитием речи. Для речевого развития используются все виды игровой деятельности.
Итак, для речевого развития ребенка младшего дошкольного возраста необходимо:
  • обеспечить детям социальное речевое окружение, соответствующее интересам их возраста; постепенно расширять и обновлять их социальные связи. Предоставлять детям возможность часто слышать речь и говорить с ними, сопровождать речью все виды обслуживания ребенка и всячески стимулировать его к активности речи;
  • использовать в речевом развитии средства, содействующие слуху, речевому аппарату, развитию связной речи детей младшего дошкольного возраста;
  • использовать игру как средство наибольшего развития речи детей, где сюжетно-ролевая игра является тем фундаментом, на котором строится дальнейшее усвоение языка.
В качестве примера представим следующие игры-занятия с куклой.
Предлагаю детям такие серии: «Встреча куклы», «Уход за куклой», «Лечение куклы», и др. Применяя игры-занятия с куклой как своеобразный образец для подражания, выполнения игровых действий и нравственных взаимоотношений, мы тем самым стремимся к обогащению самостоятельной деятельности детей. Кроме того, с помощью игр развиваю способности детей к более устойчивому проявлению добрых чувств, активности, целеустремленности. В образно-ролевую игру «Дочки-матери» мы привлекаем к участию каждого ребенка, даем возможность самостоятельно действовать с игрушкой. Кроме того, вводятся новые слова (маленький, хорошенький, умница, сыночек, доченька и др.).
Кукла становится любимой игрушкой, в игре она выступает в роли бабушки, сестрички, братика. Дети выражают свои чувства к кукле, всячески заботясь о ней. Обучая куклу действовать, они одновременно обучаются действовать сами. Поведение детей в игре изменяется. Так в самостоятельной игре дети вместе строят мебель для куклы, домик и т.д.
Но самое главное заключается в том, что в играх с куклами, со строительным материалом четко прослеживается направленность на доброжелательность, взаимопомощь. В играх с куклами выступают высоконравственные мотивы: «вместе праздновать, путешествовать», «готовить для кукол обед» и т.д. Проявление радостных чувств от достигнутого (сделали, построили) говорит о возросшей у детей уровне целеустремленности, о развитии эмоционально-волевой сферы ребенка.
Так, известно, что умение играть (особенно это относится к ранним этапам дошкольного детства) возникает не путем автоматического переноса в игру усвоенного в повседневной жизни. Необходимо стараться приобщать детей к игре. И от того, какое содержание будет вкладываться взрослым в предлагаемые детям игры, зависит успех передачи обществом своей культуры подрастающему поколению.
Итак, преимущество игры перед любым другим видом деятельности заключается в том, что в ней ребёнок сам, добровольно подчиняется определённым правилам, при этом именно выполнение правил доставляет максимальное удовольствие. Это делает поведение ребёнка осмысленным и осознанным. Поэтому игра - это практически единственная область, где дошкольник может проявить свою инициативу и творческую активность. И в то же время, именно в игре дети учатся контролировать и оценивать себя, понимать, что они делают, и хотят действовать правильно.

 
Библиография
  1. Т.Н. Доронова, В.В. Гербова, программа «Радуга», М.: «Просвещение», 1993г.
  2. В.И. Логинова, П.Г. Саморукова, «Дошкольная педагогика» (Творческая сюжетно-ролевая игра детей дошкольного возраста), М., «Просвещение», 1988г.
  3. Г.М. Лямина, «Воспитание и развитие детей раннего возраста», М., «Просвещение», 1981г.
  4. Дурова Н.В. Фонематика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки. Методическое пособие. – М.: мозаика-Синтез, - 112 с.
  5. 2.Маханева М.Д. Подготовка к обучению грамоте детей 4-5 лет. – М.: ТЦ Сф

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»