Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Конспект непосредственной образовательной деятельности
по образовательной области «Познавательное развитие»

для детей старшей группы детского сада

Четыре стихии

Харитонова Ольга Вячеславовна

Цель:

Совершенствовать знания детей:

- о необходимых условиях (вода, воздух, огонь, земля) для жизни живых организмов (человека, животных, растений);

- о явлениях природы и стихийных бедствиях;

- основах безопасности жизнедеятельности.

Задачи:

Образовательная:

- Закрепить знания о живой и неживой природе;

- Дать понятие о стихийных бедствиях;

- Познакомить с понятием символ, схема, учить понимать схемы;

- Активизировать словарный запас по теме.

Развивающая:

- Развивать умение проводить самостоятельно опыты, делать выводы;

- Развивать умение работать в команде, распределять обязанности при ответе на командные вопросы.

Воспитательная: Воспитывать социальные навыки: уважительное отношение к товарищам во время спора, учиться не перебивать друг друга, дослушивать до конца, уважать чужое мнение.

 

Интеграция образовательных областей: Познание, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое, физическое развитие.

Использование современных образовательных технологий:

- мнемотехника;

- исследовательская технология;

-здоровьесберегающие технологии: пальчиковая гимнастика, физкультминутка.

Перед занятием:

- расставить столы на 4 группы, на столе каждой группы поставить символ «Воды», «Воздуха», «Огня», «Земли»;

На столе «Вода»:

- 5-6 салфеток

- лист алоэ (любого комнатного растения, хорошо выделяющего сок)

- овощ, фрукт или ягода (сочный)

На столе «Земля»:

- банка с различными слоями почвы,

На столе «Воздух»:

- мыльные пузыри,

- кусочек земли (можно взять из цветочного горшка)

- одноразовый пищевой пакет,

На столе «Огонь»:

- мешочек с предметами (свеча, бенгальский огонь, спички, зажигалка, игрушечная плита)

На доске:

- Схема: в центре человек, соединенный стрелкам с символами «Воды», «Воздуха», «Огня», «Земли», расположенных по четырем углам доски;

- по четырем углам ковра разложить символы «Воды», «Воздуха», «Огня», «Земли».

Оборудование и материалы:

- символы (маленькие) «Воды», «Воздуха», «Огня», «Земли» (для детей);

- символы (большие) «Воды», «Воздуха», «Огня», «Земли» (на каждый стол + на ковер);

- лист любого комнатного растения;

- овощ, фрукт или ягода;

- салфетки;

- банка с образцами почвы;

- мыльные пузыри;

- кусочек земли;

- пищевой пакет;

- мешочек с предметами (свеча, бенгальский огонь, спички, зажигалка, игрушечная плита);

- картинки стихийных бедствий;

- макет «Вулкан», макет «Торнадо»;

- спецодежда лаборанта

- музыкальный трек

- видеоролик

Индивидуальный материал:

- символы четырех стихий по количеству детей

Далее в конспекте ВВОЗ - «Вода», «Воздух», «Огонь», «Земля».

ХОД НОД:

1. Организационный момент

Воспитатель: Ребята, чтобы попасть к нам на занятие, вам нужны входные билеты. Возьмите кружок (круги подаем белой стороной) переверните его и внимательно рассмотрите.

2. Знакомство и работа с символами

Воспитатель: У кого такая картинка (показываем «воду»)? Как вы думаете, что здесь нарисовано? – Это вода. Вы будете водой.

«Воздух», «Огонь», «Земля» (аналогично)

Воспитатель: У каждого из вас в руках символы, картинки обозначающие «Воду», «Воздух», «Огонь» и «Землю»

Встаньте вокруг таких же символов на ковре. (Воспитатель встает в центре ковра)

Воспитатель: Никто не ошибся? Сейчас проверю.

Игра «Кого назову, покажи свой символ»

Воспитатель: Если я скажу «Вода», поднимают символ те дети, у которых на кружке изображена вода (аналогично «Воздух», «Огонь», «Земля»)

 

3. Знакомство со схемой

Воспитатель: Ребята, вам знакомо выражение «Солнце, воздух, земля и вода нам полезные всегда»?

Дети: Да!

Воспитатель: Обратите внимание, я встала в центре ковра. Я – это человек. А теперь отгадайте загадку: «Что от всех болезней мне всего полезней? »

Дети: ВВОЗ

Воспитатель: Вы все правильно сказали. Солнце, т. е. огонь, воздух, вода и земля не только полезны, но и необходимы для жизни человека.

- А теперь (не сходя с места) посмотрите на доску. Что вы видите? (подвести к мысли о том, что и на ковре и на доске изображено одно и то же)

Объяснение схемы:

Это - схема (воспитатель подходит к доске). Вот вы (показываю ВВОЗ), а это я – человек. И обозначает эта схема то, что природа создала для человека все необходимые условия для его жизни. Если хоть один кружок убрать, то человек погибнет.

А кто еще изображен рядом с человеком?

Дети: животные, насекомые, растения.

Воспитатель: А почему они нарисованы в центре схемы вместе с человеком?

Дети: Всему живому необходимы ВВОЗ.

Воспитатель: Правильно. Догадались, о чем наше занятие? О 4-ех стихиях: «Воде», «Воздухе», «Огне» и «Земле». Приглашаю вас за столы, но не забудьте, что вы – «Вода», вы – «Воздух», вы – «Огонь, а вы – «Земля».

4. Закрепить знания о живой природе

Воспитатель: Ребята, а умеете ли вы отличать, что создала природа, а что сделано руками человека. И сейчас вы сами расскажите, что создала природа (подходим к столу «Вода»)

Дети: дети дают ответы (реки, моря, морские животные, рыба)

«Воздух» (аналогично) – небо, облака, воздух

«Огонь» (аналогично) – пламя, солнце, тепло и свет

«Земля» (аналогично) – почву, растения, цветы, т. д.

Воспитатель: Природа создала все необходимое для жизни человека, для живых организмов. И когда-то давно древним людям всего этого хватало. Есть вода можно – пить, мыться, ловить рыбу; есть воздух – значит можно дышать; есть огонь – значит будет свет и тепло; есть земля – есть пища (ягоды, грибы, овощи и фрукты).

5. Обобщить знания о неживой природе

Воспитатель: Прошло время людям стало этого мало. Стали они думать, как улучшить свою жизнь. Где-то надо жить – значит  нужно построить дом, необходимо перебраться на другой берег реки – значит нужно построить лодку. НО как это сделать? Ведь у них и есть только ВВОЗ. Вот и стали люди использовать ВВОЗ, стали создавать предметы, которые делали сами. А ВВОЗ стали лучшими помощниками человека. А как человек использует ВВОЗ, об этом вы расскажите сами. Чем вы помогли людям? И начнем мы с…

ЗАГАДКА

Черная, сыпучая,

В полях насыпана кучами.

Можешь ты ее капать

И растения сажать.

… С «Земли» (воспитатель подходит к столу «Земля»).

Есть пословица: «Кто мать сыру землю любит, голоден не будет». Почему так говорят? Что дает нам земля?

Дети: растения в ней растут, земля – это дом для некоторых насекомых и животных.

Воспитатель: Верно, но люди используют не только то, что на земле растет, но и саму почву.

Знакомство с составом почвы

Воспитатель: Посмотрите и назовите, из чего состоит почва? (показываем банку с разными слоями земли)

Дети: перегной, песок, глина, камни.

Воспитатель: Хорошо.

- Верхний слой земли называется перегной – это остатки погибших животных и растений, благодаря этому слою в почве растут растения и он служит некоторым животным домом.

- Песок. Для чего используют песок?

Дети: Из него делают стекло, а зачем людям стекло? (ответы детей)

Воспитатель: Что делают из глины?

Дети: посуду, кирпичи

Воспитатель: Как используют камни?

Дети: Для строительства домов, дорог

Воспитатель: Молодцы

БЛОК ОБЖ: А теперь, ребята, вспомним, ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОГО ОБРАЩЕНИЯ С ПОЧВОЙ. Где мы с вами можем встретиться с почвой или ее отдельными слоями?

Дети: Когда что-то сажаем (почва), когда гуляем на улице (перегной, песок, камни), когда лепим на гончарном круге (глина).

Воспитатель: Правильно. Что и зачем нужно делать после каждого контакта с почвой?

Дети: Коротко стричь ногти, мыть руки теплой водой с мылом, чтобы через грязные руки не занести в организм микробы и не заболеть.

Воспитатель: Все верно! Молодцы! Ну что, двигаемся дальше.

 

Опыты с воздухом

ЗАГАДКА

Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь.

Он невидимый и все же

Без него мы жить не можем.

- О чем моя загадка? (воспитатель подходит к столу «Воздух») Узнаем, где же прячется воздух?

Давайте проведем опыт:

а) (Ребенок, имя), возьми бутылочку с мыльными пузырями, подуй в колечко.

- Что вы увидели? Что внутри пузыря? Откуда взялся воздух в пузыре?

ВЫВОД: человек дышит воздухом, он находится в легких человека.

 

б) (Ребенок, имя), опусти кусочек земли в банку с водой.

- Что вы увидели? Зачем нужен воздух в земле?

ВЫВОД: в почве есть воздух, он нужен растениям.

 

в) (Ребенок, имя), возьми пакет двумя руками за края, проведи пакетом сверху вниз.

- Что в нутрии пакета? Чем наполнился пакет?

ВЫВОД: воздух окружает нас, он повсюду.

 

 

Работа со схемой №1 (связь: воздух - предмет)

Рассмотрите внимательно схему и скажите, как человек научился использовать воздух, какие предметы он придумал. (ответы детей)

БЛОК ОБЖ: А теперь, ребята, вспомним, ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОГО ОБРАЩЕНИЯ С ВОЗДУХОМ. Где мы с вами можем встретиться с воздухом?

Дети: Везде.

Воспитатель: Верно. Скажите, а каким воздухом нам с вами нужно дышать и почему?

Дети: Чистым и свежим, чаще бывать на природе, за городом, на море, часто проветривать помещение, чтобы не болеть.

Воспитатель: Умнички.

 

5. Ритмическая пауза

(под песню «А ну-ка песню нам пропой, веселый ветер»,

муз. И. Дунаевский, сл. В. Лебедев-Кумач)

 

Опыты с водой

ЗАГАДКА

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли –

Жить нельзя нам без…

(воспитатель подходит к столу «Вода»)

Воспитатель: А как вы думаете, ребята, вода умеет прятаться?

Дети: Да.

Воспитатель: А где?

Дети: Не знаем.

Воспитатель: Давайте проведем опыт:

 

 

а) (Ребенок, имя), возьми салфетку, дотронься до нее языком.

- Что вы заметили? (она намокла)

ВЫВОД: в организме человека есть вода – это слюна, пот, слезы.

 

б) (Ребенок, имя), сломай лист пополам, ранкой дотронься до салфетки.

- Что вы обнаружили? (она намокла)

ВЫВОД: вода есть в растениях.

 

в) (Ребенок, имя), разрежем (помощь взрослого) овощ (фрукт, дотронься надрезанной стороной до салфетки.

- Что мы увидели? (она намокла)

ВЫВОД: плоды овощей (фруктов) содержат воду

 

 

Работа со схемой № 2 (связь: вода - предмет)

Воспитатель: А как же человек использует воду? Какие предметы он изобрел? Ответить на вопрос поможет схема, рассмотрите и скажите. (ответы детей)

БЛОК ОБЖ: А теперь, ребята, вспомним, ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОГО ОБРАЩЕНИЯ С ВОДОЙ и НА ВОДЕ. Где мы с вами можем встретиться с водой?

Дети: Дома, в садике (в кране), на природе (водоемы), на улице (дождь, лужи)

Воспитатель: Да. Какую воду можно пить, какой мыть руки, можно ли гулять под дождем, можно ли ходить по лужам, можно ли купаться без присмотра родителей?

Дети: Ответы детей

Воспитатель: Отлично. Поехали дальше!

 

ЗАГАДКА

Может он шипеть и злиться,

И всегда воды боится.

Людям он дает тепло,

От него всегда светло.

Воспитатель: О чем загадка? (воспитатель подходит к столу «Огонь»)

Дети: об огне

Воспитатель: Да, на огонь человек может смотреть бесконечно, очень долго.

Пальчиковая гимнастика «Огонь» (движения возможно составить самостоятельно, соотнося их с текстом)

Наверное, это осталось от наших далеких предков, которым огонь казался загадочным существом. Был он очень опасным и задиристым. Гулял, где хотел, никого не щадил, сжигал все подряд и был злейшим врагом всего живого.

(кистью левой руки, поднятой вверх, шевеля пальцами - изобразить пламя огня)

Повстречал огонь человека:

(правая рука: указательные и средние пальцы (ноги человека) имитируют идущего человека)

- Слушай, человек, давай померимся силой.

Тот согласился, вот начался бой. Человек заманил его к реке и сам прыгнул в воду, огонь за ним. Схватил человек мокрой рукой язык пламени и хотел затушить.

(изобразить руками волну (реку), совершать хватательные движения (человек хватает огонь)

Взмолился огонь:

(сложить две ладони вместе на уровне груди)

- Не туши меня, верой и правдой буду тебе служить.

(раскрыть руки вверх ладонями)

Пожалел его человек. Вот так и начал служить огонь людям. «Поселил» его человек в своем жилище (пещере).

(сложить руки «мостиком», изображая пещеру)

Огонь стал их другом. У огня древние люди могли согреться, в пещере становилось тепло и светло. На огне они готовили пищу (еду). А главное огонь отпугивал хищников от жилища людей. Но прошло время и люди даже «приручили» огонь, спрятали его в надежном месте. Они придумали предметы необходимые человеку, в которых хранится огонь. А что это за предметы, вы сейчас скажите.

 

Игра «Волшебный мешок»

Перед вами мешок. Вы на ощупь должны определить, что за предмет там находится и назвать его.

БЛОК ОБЖ: А теперь, ребята, вспомним, ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОГО ОБРАЩЕНИЯ С ОГНЕМ. Где мы с вами можем встретиться с огнем, с Солнцем?

Дети: Дома, в садике (на кухне), на природе (в походе – костер или в печке, когда загораешь), на улице (если вдруг увидели пожар)

Воспитатель: Да. Запомните твердо, что к огню детям подход СТРОГО ВОСПРЕЩЕН!

Просмотр видеоролика
«Аркадий Паровозов спешит на помощь. Спички»

 

СЮРПРИЗНЫЙ МОМЕНТ «Выход Пэппи Длинного Чулка»

 

6. Обобщить полученные знания

Воспитатель: Вы назвали много предметов, которые созданы руками человека. И каждый из вас – ВВОЗ – помогает людям жить. Но бывает так, что друг без друга ни огонь, ни вода, ни воздух, ни земля не могут помочь человеку.

 

Например:

1. Чтобы сделать машину нужна руда – земля дала руду, сложили руду в огромную печь – огонь превратил ее в метал – залили метал в форму – воздух остудил деталь, собрали все детали получилась машина.

2. Чтобы сделать вазу, нужен песок – его дала нам …. (земля). Чтобы сделать песок жидким помогает …. (огонь): мастер придает жидкому стеклу форму и охлаждает ее …. (воздухом), а чтобы ваза окончательно остыла, а стекло стало крепким, опускают вазу в …. (воду).

 

Вывод: И вот человек, а человек это я, и говорит: «Спасибо вам ВВОЗ, что поддерживаете мою жизнь, что помогаете создавать разные предметы, чтобы интереснее мне жилось».

 

7. Итог занятия

Воспитатель: Но ВВОЗ люди называют четырьмя  стихиями, потому что не всегда они помощники, а бывает и так, что творят они большие беды.

  • Земля может вдруг расколоться – землетрясение.
  • В воздухе может образоваться огромная воронка – разрушительный смерч.
  • Вода может разозлиться и наслать на землю цунами – гигантскую волну, которая может разрушить все на своем пути!
  • И огонь, который спал в недрах Земли, может неожиданно проснуться и вырваться на поверхность и стереть с лица Земли целые города – это извержение вулканов (показ модели «Вулкан).

 

Игра «Спор»

- Давайте поиграем в игру «Спор», в котором вы будете доказывать, что ВВОЗ это хорошо, а я буду доказывать, что плохо. Начнем с земли. Начинайте:

1. В: земля это плохо, потому что бывают землетрясения (воспитатель показывает фотографии №1, №2, №3) гибнут люди, рушатся дома.

Д: Нет, земля это хорошо, потому что … (дети, сидящие за столом «Земля» приводят свои примеры, по одному)

2. В: воздух это плохо, потому что бывают сильные ветры, смерчи, ураганы (фотографии №4, №5, №6…).

Д: Нет, Воздух это хорошо, потому что…. (аналогично)

3. В: вода это плохо, потому что бывают штормы на море, наводнения, цунами (фотографии №7, №8, №9…).

Д: Нет, Вода это хорошо, потому что…. (аналогично)

4. В: огонь это плохо, потому что бывают пожары и извержения вулканов (фотографии №10, №11, №12…).

Д: Нет, Огонь это хорошо, потому что…. (аналогично)

 

Воспитатель: Хорошо. Последнее командное задание для вас «Выбери свое». На этом большом полотне размещены разные предметы и явления. Каждый предмет или явление, связаны с кем-то из вас, ВВОЗ. Ваша задача, по сигналу, побежать к полотну и своим цветом обвести предметы и явления связанные именно с вашей командой. У каждой команды – 10 предметов. Готовы?

Итак, наше занятие подошло к концу. Вы все были большие молодцы!

 

 

Физкультминутка

Руки все подняли выше

Чистым воздухом мы дышим.

Руки плавно опускаем,

Отдыхаем, отдыхаем.

(Руки вверх – глубокий вдох, руки опустили – выдох)

У костра мы все присели

Свои ручки мы погрели,

А костер все выше, выше:

«Ты, костер, гори потише! »

(Присели,  руки вперед, потянулись вверх на носочках)

Лодки по воде плывут

Люди веслами гребут.

Лодки к берегу подплыли,

Руки мы в воде помыли.

(Имитируем движение, «гребем веслами»

Потянулись вперед, слегка наклоняясь вперед, изображаем мытье рук)

На земле могу скакать

Раз, два, три, четыре, пять.

Могу даже покружиться

Ей могу и поклониться.

( Прыжки на двух ногах

Повороты вокруг себя

Низкий поклон)

 

 

Вы сегодня хорошо поработали, молодцы!

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»