Конспект непосредственной образовательной деятельности
по образовательной области «Познавательное развитие»
для детей старшей группы детского сада
Четыре стихии
Харитонова Ольга Вячеславовна
Цель:
Совершенствовать знания детей:
- о необходимых условиях (вода, воздух, огонь, земля) для жизни живых организмов (человека, животных, растений);
- о явлениях природы и стихийных бедствиях;
- основах безопасности жизнедеятельности.
Задачи:
Образовательная:
- Закрепить знания о живой и неживой природе;
- Дать понятие о стихийных бедствиях;
- Познакомить с понятием символ, схема, учить понимать схемы;
- Активизировать словарный запас по теме.
Развивающая:
- Развивать умение проводить самостоятельно опыты, делать выводы;
- Развивать умение работать в команде, распределять обязанности при ответе на командные вопросы.
Воспитательная: Воспитывать социальные навыки: уважительное отношение к товарищам во время спора, учиться не перебивать друг друга, дослушивать до конца, уважать чужое мнение.
Интеграция образовательных областей: Познание, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое, физическое развитие.
Использование современных образовательных технологий:
- мнемотехника;
- исследовательская технология;
-здоровьесберегающие технологии: пальчиковая гимнастика, физкультминутка.
Перед занятием:
- расставить столы на 4 группы, на столе каждой группы поставить символ «Воды», «Воздуха», «Огня», «Земли»;
На столе «Вода»:
- 5-6 салфеток
- лист алоэ (любого комнатного растения, хорошо выделяющего сок)
- овощ, фрукт или ягода (сочный)
На столе «Земля»:
- банка с различными слоями почвы,
На столе «Воздух»:
- мыльные пузыри,
- кусочек земли (можно взять из цветочного горшка)
- одноразовый пищевой пакет,
На столе «Огонь»:
- мешочек с предметами (свеча, бенгальский огонь, спички, зажигалка, игрушечная плита)
На доске:
- Схема: в центре человек, соединенный стрелкам с символами «Воды», «Воздуха», «Огня», «Земли», расположенных по четырем углам доски;
- по четырем углам ковра разложить символы «Воды», «Воздуха», «Огня», «Земли».
Оборудование и материалы:
- символы (маленькие) «Воды», «Воздуха», «Огня», «Земли» (для детей);
- символы (большие) «Воды», «Воздуха», «Огня», «Земли» (на каждый стол + на ковер);
- лист любого комнатного растения;
- овощ, фрукт или ягода;
- салфетки;
- банка с образцами почвы;
- мыльные пузыри;
- кусочек земли;
- пищевой пакет;
- мешочек с предметами (свеча, бенгальский огонь, спички, зажигалка, игрушечная плита);
- картинки стихийных бедствий;
- макет «Вулкан», макет «Торнадо»;
- спецодежда лаборанта
- музыкальный трек
- видеоролик
Индивидуальный материал:
- символы четырех стихий по количеству детей
Далее в конспекте ВВОЗ - «Вода», «Воздух», «Огонь», «Земля».
ХОД НОД:
1. Организационный момент
Воспитатель: Ребята, чтобы попасть к нам на занятие, вам нужны входные билеты. Возьмите кружок (круги подаем белой стороной) переверните его и внимательно рассмотрите.
2. Знакомство и работа с символами
Воспитатель: У кого такая картинка (показываем «воду»)? Как вы думаете, что здесь нарисовано? – Это вода. Вы будете водой.
«Воздух», «Огонь», «Земля» (аналогично)
Воспитатель: У каждого из вас в руках символы, картинки обозначающие «Воду», «Воздух», «Огонь» и «Землю»
Встаньте вокруг таких же символов на ковре. (Воспитатель встает в центре ковра)
Воспитатель: Никто не ошибся? Сейчас проверю.
Игра «Кого назову, покажи свой символ»
Воспитатель: Если я скажу «Вода», поднимают символ те дети, у которых на кружке изображена вода (аналогично «Воздух», «Огонь», «Земля»)
3. Знакомство со схемой
Воспитатель: Ребята, вам знакомо выражение «Солнце, воздух, земля и вода нам полезные всегда»?
Дети: Да!
Воспитатель: Обратите внимание, я встала в центре ковра. Я – это человек. А теперь отгадайте загадку: «Что от всех болезней мне всего полезней? »
Дети: ВВОЗ
Воспитатель: Вы все правильно сказали. Солнце, т. е. огонь, воздух, вода и земля не только полезны, но и необходимы для жизни человека.
- А теперь (не сходя с места) посмотрите на доску. Что вы видите? (подвести к мысли о том, что и на ковре и на доске изображено одно и то же)
Объяснение схемы:
Это - схема (воспитатель подходит к доске). Вот вы (показываю ВВОЗ), а это я – человек. И обозначает эта схема то, что природа создала для человека все необходимые условия для его жизни. Если хоть один кружок убрать, то человек погибнет.
А кто еще изображен рядом с человеком?
Дети: животные, насекомые, растения.
Воспитатель: А почему они нарисованы в центре схемы вместе с человеком?
Дети: Всему живому необходимы ВВОЗ.
Воспитатель: Правильно. Догадались, о чем наше занятие? О 4-ех стихиях: «Воде», «Воздухе», «Огне» и «Земле». Приглашаю вас за столы, но не забудьте, что вы – «Вода», вы – «Воздух», вы – «Огонь, а вы – «Земля».
4. Закрепить знания о живой природе
Воспитатель: Ребята, а умеете ли вы отличать, что создала природа, а что сделано руками человека. И сейчас вы сами расскажите, что создала природа (подходим к столу «Вода»)
Дети: дети дают ответы (реки, моря, морские животные, рыба)
«Воздух» (аналогично) – небо, облака, воздух
«Огонь» (аналогично) – пламя, солнце, тепло и свет
«Земля» (аналогично) – почву, растения, цветы, т. д.
Воспитатель: Природа создала все необходимое для жизни человека, для живых организмов. И когда-то давно древним людям всего этого хватало. Есть вода можно – пить, мыться, ловить рыбу; есть воздух – значит можно дышать; есть огонь – значит будет свет и тепло; есть земля – есть пища (ягоды, грибы, овощи и фрукты).
5. Обобщить знания о неживой природе
Воспитатель: Прошло время людям стало этого мало. Стали они думать, как улучшить свою жизнь. Где-то надо жить – значит нужно построить дом, необходимо перебраться на другой берег реки – значит нужно построить лодку. НО как это сделать? Ведь у них и есть только ВВОЗ. Вот и стали люди использовать ВВОЗ, стали создавать предметы, которые делали сами. А ВВОЗ стали лучшими помощниками человека. А как человек использует ВВОЗ, об этом вы расскажите сами. Чем вы помогли людям? И начнем мы с…
ЗАГАДКА
Черная, сыпучая,
В полях насыпана кучами.
Можешь ты ее капать
И растения сажать.
… С «Земли» (воспитатель подходит к столу «Земля»).
Есть пословица: «Кто мать сыру землю любит, голоден не будет». Почему так говорят? Что дает нам земля?
Дети: растения в ней растут, земля – это дом для некоторых насекомых и животных.
Воспитатель: Верно, но люди используют не только то, что на земле растет, но и саму почву.
Знакомство с составом почвы
Воспитатель: Посмотрите и назовите, из чего состоит почва? (показываем банку с разными слоями земли)
Дети: перегной, песок, глина, камни.
Воспитатель: Хорошо.
- Верхний слой земли называется перегной – это остатки погибших животных и растений, благодаря этому слою в почве растут растения и он служит некоторым животным домом.
- Песок. Для чего используют песок?
Дети: Из него делают стекло, а зачем людям стекло? (ответы детей)
Воспитатель: Что делают из глины?
Дети: посуду, кирпичи
Воспитатель: Как используют камни?
Дети: Для строительства домов, дорог
Воспитатель: Молодцы
БЛОК ОБЖ: А теперь, ребята, вспомним, ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОГО ОБРАЩЕНИЯ С ПОЧВОЙ. Где мы с вами можем встретиться с почвой или ее отдельными слоями?
Дети: Когда что-то сажаем (почва), когда гуляем на улице (перегной, песок, камни), когда лепим на гончарном круге (глина).
Воспитатель: Правильно. Что и зачем нужно делать после каждого контакта с почвой?
Дети: Коротко стричь ногти, мыть руки теплой водой с мылом, чтобы через грязные руки не занести в организм микробы и не заболеть.
Воспитатель: Все верно! Молодцы! Ну что, двигаемся дальше.
Опыты с воздухом
ЗАГАДКА
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый и все же
Без него мы жить не можем.
- О чем моя загадка? (воспитатель подходит к столу «Воздух») Узнаем, где же прячется воздух?
Давайте проведем опыт:
а) (Ребенок, имя), возьми бутылочку с мыльными пузырями, подуй в колечко. - Что вы увидели? Что внутри пузыря? Откуда взялся воздух в пузыре? ВЫВОД: человек дышит воздухом, он находится в легких человека.
|
б) (Ребенок, имя), опусти кусочек земли в банку с водой. - Что вы увидели? Зачем нужен воздух в земле? ВЫВОД: в почве есть воздух, он нужен растениям.
|
в) (Ребенок, имя), возьми пакет двумя руками за края, проведи пакетом сверху вниз. - Что в нутрии пакета? Чем наполнился пакет? ВЫВОД: воздух окружает нас, он повсюду.
|
Работа со схемой №1 (связь: воздух - предмет)
Рассмотрите внимательно схему и скажите, как человек научился использовать воздух, какие предметы он придумал. (ответы детей)
БЛОК ОБЖ: А теперь, ребята, вспомним, ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОГО ОБРАЩЕНИЯ С ВОЗДУХОМ. Где мы с вами можем встретиться с воздухом?
Дети: Везде.
Воспитатель: Верно. Скажите, а каким воздухом нам с вами нужно дышать и почему?
Дети: Чистым и свежим, чаще бывать на природе, за городом, на море, часто проветривать помещение, чтобы не болеть.
Воспитатель: Умнички.
5. Ритмическая пауза
(под песню «А ну-ка песню нам пропой, веселый ветер»,
муз. И. Дунаевский, сл. В. Лебедев-Кумач)
Опыты с водой
ЗАГАДКА
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли –
Жить нельзя нам без…
(воспитатель подходит к столу «Вода»)
Воспитатель: А как вы думаете, ребята, вода умеет прятаться?
Дети: Да.
Воспитатель: А где?
Дети: Не знаем.
Воспитатель: Давайте проведем опыт:
а) (Ребенок, имя), возьми салфетку, дотронься до нее языком. - Что вы заметили? (она намокла) ВЫВОД: в организме человека есть вода – это слюна, пот, слезы.
|
б) (Ребенок, имя), сломай лист пополам, ранкой дотронься до салфетки. - Что вы обнаружили? (она намокла) ВЫВОД: вода есть в растениях.
|
в) (Ребенок, имя), разрежем (помощь взрослого) овощ (фрукт, дотронься надрезанной стороной до салфетки. - Что мы увидели? (она намокла) ВЫВОД: плоды овощей (фруктов) содержат воду
|
Работа со схемой № 2 (связь: вода - предмет)
Воспитатель: А как же человек использует воду? Какие предметы он изобрел? Ответить на вопрос поможет схема, рассмотрите и скажите. (ответы детей)
БЛОК ОБЖ: А теперь, ребята, вспомним, ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОГО ОБРАЩЕНИЯ С ВОДОЙ и НА ВОДЕ. Где мы с вами можем встретиться с водой?
Дети: Дома, в садике (в кране), на природе (водоемы), на улице (дождь, лужи)
Воспитатель: Да. Какую воду можно пить, какой мыть руки, можно ли гулять под дождем, можно ли ходить по лужам, можно ли купаться без присмотра родителей?
Дети: Ответы детей
Воспитатель: Отлично. Поехали дальше!
ЗАГАДКА
Может он шипеть и злиться,
И всегда воды боится.
Людям он дает тепло,
От него всегда светло.
Воспитатель: О чем загадка? (воспитатель подходит к столу «Огонь»)
Дети: об огне
Воспитатель: Да, на огонь человек может смотреть бесконечно, очень долго.
Пальчиковая гимнастика «Огонь» (движения возможно составить самостоятельно, соотнося их с текстом)
Наверное, это осталось от наших далеких предков, которым огонь казался загадочным существом. Был он очень опасным и задиристым. Гулял, где хотел, никого не щадил, сжигал все подряд и был злейшим врагом всего живого.
(кистью левой руки, поднятой вверх, шевеля пальцами - изобразить пламя огня)
Повстречал огонь человека:
(правая рука: указательные и средние пальцы (ноги человека) имитируют идущего человека)
- Слушай, человек, давай померимся силой.
Тот согласился, вот начался бой. Человек заманил его к реке и сам прыгнул в воду, огонь за ним. Схватил человек мокрой рукой язык пламени и хотел затушить.
(изобразить руками волну (реку), совершать хватательные движения (человек хватает огонь)
Взмолился огонь:
(сложить две ладони вместе на уровне груди)
- Не туши меня, верой и правдой буду тебе служить.
(раскрыть руки вверх ладонями)
Пожалел его человек. Вот так и начал служить огонь людям. «Поселил» его человек в своем жилище (пещере).
(сложить руки «мостиком», изображая пещеру)
Огонь стал их другом. У огня древние люди могли согреться, в пещере становилось тепло и светло. На огне они готовили пищу (еду). А главное огонь отпугивал хищников от жилища людей. Но прошло время и люди даже «приручили» огонь, спрятали его в надежном месте. Они придумали предметы необходимые человеку, в которых хранится огонь. А что это за предметы, вы сейчас скажите.
Игра «Волшебный мешок»
Перед вами мешок. Вы на ощупь должны определить, что за предмет там находится и назвать его.
БЛОК ОБЖ: А теперь, ребята, вспомним, ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОГО ОБРАЩЕНИЯ С ОГНЕМ. Где мы с вами можем встретиться с огнем, с Солнцем?
Дети: Дома, в садике (на кухне), на природе (в походе – костер или в печке, когда загораешь), на улице (если вдруг увидели пожар)
Воспитатель: Да. Запомните твердо, что к огню детям подход СТРОГО ВОСПРЕЩЕН!
Просмотр видеоролика
«Аркадий Паровозов спешит на помощь. Спички»
СЮРПРИЗНЫЙ МОМЕНТ «Выход Пэппи Длинного Чулка»
6. Обобщить полученные знания
Воспитатель: Вы назвали много предметов, которые созданы руками человека. И каждый из вас – ВВОЗ – помогает людям жить. Но бывает так, что друг без друга ни огонь, ни вода, ни воздух, ни земля не могут помочь человеку.
Например:
1. Чтобы сделать машину нужна руда – земля дала руду, сложили руду в огромную печь – огонь превратил ее в метал – залили метал в форму – воздух остудил деталь, собрали все детали получилась машина.
2. Чтобы сделать вазу, нужен песок – его дала нам …. (земля). Чтобы сделать песок жидким помогает …. (огонь): мастер придает жидкому стеклу форму и охлаждает ее …. (воздухом), а чтобы ваза окончательно остыла, а стекло стало крепким, опускают вазу в …. (воду).
Вывод: И вот человек, а человек это я, и говорит: «Спасибо вам ВВОЗ, что поддерживаете мою жизнь, что помогаете создавать разные предметы, чтобы интереснее мне жилось».
7. Итог занятия
Воспитатель: Но ВВОЗ люди называют четырьмя стихиями, потому что не всегда они помощники, а бывает и так, что творят они большие беды.
- Земля может вдруг расколоться – землетрясение.
- В воздухе может образоваться огромная воронка – разрушительный смерч.
- Вода может разозлиться и наслать на землю цунами – гигантскую волну, которая может разрушить все на своем пути!
- И огонь, который спал в недрах Земли, может неожиданно проснуться и вырваться на поверхность и стереть с лица Земли целые города – это извержение вулканов (показ модели «Вулкан).
Игра «Спор»
- Давайте поиграем в игру «Спор», в котором вы будете доказывать, что ВВОЗ это хорошо, а я буду доказывать, что плохо. Начнем с земли. Начинайте:
1. В: земля это плохо, потому что бывают землетрясения (воспитатель показывает фотографии №1, №2, №3) гибнут люди, рушатся дома.
Д: Нет, земля это хорошо, потому что … (дети, сидящие за столом «Земля» приводят свои примеры, по одному)
2. В: воздух это плохо, потому что бывают сильные ветры, смерчи, ураганы (фотографии №4, №5, №6…).
Д: Нет, Воздух это хорошо, потому что…. (аналогично)
3. В: вода это плохо, потому что бывают штормы на море, наводнения, цунами (фотографии №7, №8, №9…).
Д: Нет, Вода это хорошо, потому что…. (аналогично)
4. В: огонь это плохо, потому что бывают пожары и извержения вулканов (фотографии №10, №11, №12…).
Д: Нет, Огонь это хорошо, потому что…. (аналогично)
Воспитатель: Хорошо. Последнее командное задание для вас «Выбери свое». На этом большом полотне размещены разные предметы и явления. Каждый предмет или явление, связаны с кем-то из вас, ВВОЗ. Ваша задача, по сигналу, побежать к полотну и своим цветом обвести предметы и явления связанные именно с вашей командой. У каждой команды – 10 предметов. Готовы?
Итак, наше занятие подошло к концу. Вы все были большие молодцы!
Физкультминутка
Руки все подняли выше
Чистым воздухом мы дышим.
Руки плавно опускаем,
Отдыхаем, отдыхаем.
(Руки вверх – глубокий вдох, руки опустили – выдох)
У костра мы все присели
Свои ручки мы погрели,
А костер все выше, выше:
«Ты, костер, гори потише! »
(Присели, руки вперед, потянулись вверх на носочках)
Лодки по воде плывут
Люди веслами гребут.
Лодки к берегу подплыли,
Руки мы в воде помыли.
(Имитируем движение, «гребем веслами»
Потянулись вперед, слегка наклоняясь вперед, изображаем мытье рук)
На земле могу скакать
Раз, два, три, четыре, пять.
Могу даже покружиться
Ей могу и поклониться.
( Прыжки на двух ногах
Повороты вокруг себя
Низкий поклон)
Вы сегодня хорошо поработали, молодцы!