Конспект непосредственной образовательной деятельности по правилам дорожного движения
Там, на сказочных дорожках…
Белова Олеся Владимировна,
воспитатель ГБДОУ детский сад №107
Центрального района Санкт-Петербурга
Цель: расширение знаний детей о правилах дорожной безопасности.
Задачи развивающие:
- Развивать любознательность и познавательную активность через театрализацию и включение детей в различные игровые ситуации;
- Способствовать формированию умений ориентироваться в пространстве.
Задачи обучающие: Расширять представление о видах транспорта, в том числе специального, дорожных знаков, о профессиях людей работающих на транспорте, о поведении детей-участников дорожного движения.
Задачи воспитательные:
- воспитывать ответственность за свое поведение на дороге;
- воспитывать дружеские взаимоотношения;
- эмоциональную отзывчивость;
- желание помочь в трудной ситуации.
- формировать навыки умения работать в коллективе;
- воспитывать самостоятельность, доброжелательность, инициативность.
Использование современных образовательных технологий:
- Технология «ТРИЗ» (подача материала на простейших примерах из сказок)
Интеграция образовательных областей:
- Познание;
- Социально –коммуникативная.
Предварительная работа с детьми в ходе режимных моментов:
1. Сюжетно - ролевые игры: «Перекресток», «Светофор», «Скорая помощь едет на вызов».
2. Рассматривание игрушечного специального транспорта: скорой помощи, пожарной машины, машины полиции и т. д.
3. Загадывание загадок по видам транспорта.
4. Чтение рассказов Н. Носова: «Автомобиль», «Как Незнайка катался на газированном автомобиле», А. Иванова «Как неразлучные друзья дорогу переходили», Б. Житкова «Светофор».
5. Выставка поделок и рисунков «Дорога и мы».
6. Подвижные игры: «Сигнал светофора», «Зебра», «Воробушки и автомобиль», «Цветные автомобили», «К своим знакам», «Стоп - идите».
7. Наблюдение за транспортом на прогулке.
8. Рассматривание наглядного материала по теме «Дорожные знаки».
Оборудование:
- Светофор
- «Зебра»
- Костюмы и атрибуты сказочных героев
- Свисток и жезл инспектора ГАИ
- Автобус и предметы заместители
- Детская коляска
Ход занятия:
Дети входят в зал, садятся на стульчики. Появляется Белоснежка.
Белоснежка: Здравствуйте, ребята!
Дети: Здравствуй, Белоснежка.
Белоснежка: Ах, какой у вас красивый детский сад! Почти такой же, как в нашей Сказочной стране! А вы бывали в сказочной стране???
Дети: Нет
Белоснежка: А почему?
Дети: Потому, что туда очень сложно дойти!
Белоснежка: Правильно, наверное, и до вашего садика тоже трудно дойти?
Дети: Нет! Дети рассказывают Белоснежке свой маршрут до детского сада (улицы, дороги, дорожные знаки, разметку, упоминают транспорт, подземные и наземные переходы).
Белоснежка: Как интересно! Но чтобы преодолеть такой путь, вы должны знать правила дорожного движения! Вы все их знаете?
Дети: Да!
Белоснежка: И в нашей Сказочной стране тоже есть ПДД, но только почему-то не все жители их выполняют! А вы знаете, сегодня утром я получила необычное письмо от Феи. Мы его не прочитаем, а посмотрим!
ВИДЕОПИСЬМО (детям на большом телевизоре демонстрируется репортаж, записанный заранее воспитателями на видеоноситель. По сюжету Фея берет интервью у нарушителя правил ПДД - Карлсона).
Белоснежка: Ой, ребята, вот видите, я же говорила! Опять этот Карлсон шалит и подает плохой пример нашим малышам. Побегу скорее к своим гномикам и еще раз напомню им все ПДД. Они сейчас как раз собираются выходить из дома по своим сказочным делам.
Декорация «Сказочная страна», гномы сидят на стульчиках
Белоснежка: Мои дорогие гномики, я очень переживаю за вас. По всем центральным каналам Сказочного королевства показывают этого шалуна Карлсона. Я вас очень прошу:
- Гномики-пешеходы, ходите ТОЛЬКО по тротуару, переходите дорогу только в положенных местах и по зеленому сигналу светофора, не играйте рядом с проезжей частью!
- Гномики-водители, будьте очень внимательны за рулем! Помните о дорожных знаках!
До свидания!
Гномики расходятся по своим делам.
1 ситуация «Не перебегай дорогу в неположенном месте!»
Участники: гномы-водители; Незнайка, Буратино, Мальвина – школьники; Карлсон – нарушитель.
Незнайка, Буратино и Мальвина идут из школы по тротуару вдоль проезжей части. К ним подходит Карлсон и предлагает купить мороженое на противоположной стороне дороги. Но пешеходного перехода поблизости нет.
Карлсон: Ребята, пойдемте купим мороженное.
Мальвина: Карлсон, здесь переходить улицу нельзя! Это опасно!
Буратино и Незнайка: Ерунда! Машин нет, а вот мороженное сейчас закончится! Пошли скорее!
Карлсон: Не бойтесь, друзья, берите меня за руки и вперед!
Участники выходят на проезжую часть и внезапно появляются гномы-водители.
Раздается свисток, появляется Фея.
Фея: Карлсон, ты же уже большой, ну какой ты подаешь пример малышам?! Ведь ты знаешь, что переходить дорогу можно только там, где есть знак «Пешеходный переход» и «Зебра»! Правда, ребята!
Дети: ДА!
Карлсон: Ладно, буду исправляться!
2 ситуация «Даже если горит зеленый сигнал светофора, убедись, что все машины остановились!»
Участники: гномы-водители; гномы-пешеходы; Мэри Поппинс с детской коляской; Карлсон – нарушитель.
Мэри Поппинс и гномы-пешеходы стоят у пешеходного перехода, ждут зеленый сигнал светофора. Подходит Карлсон.
Карлсон: Ну что, еще не загорелся? Когда же он загорится, ну как я не люблю ждать! Ну быстрее бы уже!
Загорается зеленый сигнал светофора.
Карлсон: Пойдемте же уже! Гномик, ну чего ты стоишь, Мэри, у тебя ребеночек плачет, пошли-пошли уже, переходи!
Участники начинают переходить через улицу, но в это время появляется карета скорой помощи в которой сидит Доктор Айболит. На карете включен проблесковый маячок.
Раздается свисток, появляется Фея.
Фея: Карлсон, опять ты?
Карлсон: Ну что опять не так? Ты же сказала, что переходить улицу можно по пешеходному переходу и на зеленый свет! Вот зеленый свет, вот пешеходный переход. Мы торопимся.
Фея: Дорогие мои участники движения. Запомните, Безопасность превыше всего, даже если ты очень спешишь! Переходя улицу на зеленый свет ОБЯЗАТЕЛЬНО посмотрите по сторонам и убедись, что все машины остановились.
3 ситуация «Слепые зоны »
Участники: Сестрица Аленушка и братец Иванушка, гномик-водитель
Матушка и батюшка пошли по сказочным делам в Администрацию Королевства, а Аленушке и Иванушке строго-настрого наказали дождаться их на детской игровой площадке, расположенной неподалеку.
Иванушка: Аленушка, давай в прятки поиграем.
Аленушка: Нет, братец, нельзя. Это опасно, вдруг ты спрячешься, а я тебя не найду.
Иванушка: Ну давай тогда в мячик.
Аленушка: А в мячик, наверное, можно. Давай!
Дети начинают игру и мячик закатился под большую грузовую машину. Иванушка побежал к машине, залез под нее, чтобы достать мячик и в эту минуту гномик-водитель начал движение.
Раздается свисток, появляется Фея.
Фея: Дети, запомните: выбегать за пределы игровой площадки КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗАПРЕЩЕНО. Даже если мячик закатился под машину, не доставайте его самостоятельно. Попросите об этом водителя или взрослого, ведь водитель может начать движение ВЛЮБУЮ МИНУТУ!
4 ситуация «Зона парковки – не место для баловства»
Участники: гномы-водители, Красная Шапочка, Бабушка Красной Шапочки.
Бабушка и Красная Шапочка приехали в Сказочный Супермаркет. Купив горшочек масла, крынку молока и большой пирог они вышли из магазина, подошли к машине. Когда бабушка уложила покупки, Красная Шапочка вызвалась помочь бабушке.
Красная Шапочка: Бабушка, бабушка, можно я тебе помогу и отвезу продуктовую тележку на место?
Бабушка: Конечно, моя хорошая, отвези.
Красная Шапочка начала движение по зоне парковки и решила прокатиться на тележке и тут, один из гномиков-водителей начал движение.
Раздается свисток, появляется Фея.
Фея: Гномики-водители, запомните: ОБЯЗАТЕЛЬНО нужно сбрасывать скорость в зоне парковки. Красная Шапочка, на парковке нельзя бегать и устраивать игры, кататься на тележке также небезопасно. По зоне парковки необходимо ходить медленно, внимательно и ни в коем случае не отставать от взрослых. Милая бабушка, никогда не оставляйте свою маленькую внучку без присмотра, особенно на парковке, ведь машина здесь может начать движение в любую минуту.