Непосредственно-образовательная деятельность.
Мероприятие, посвященное дню снятия блокады Ленинграда
с использованием компьютерных технологий
900 дней – имя твое бессмертно
Кыткина Марина Николаевна,
воспитатель ГБДОУ№32
Выборгского района Санкт-Петербурга
Актуальность
С чего начинается Родина?.. С картинки в твоем букваре, товарищей, с песни, которую пела мама... Чувство патриотизма многогранно: это и любовь к своей малой Родине, и гордость за свой народ, это знание истории, это желание сохранить свою Родину и сделать ее еще красивее.
Нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образования. Восприятие дошкольника эмоционально, непосредственно и образно. Поэтому при ознакомлении детей с историей нашей Родины, с подвигом народа во время Великой Отечественной войны, во время блокады Ленинграда нужно использовать эту особенность.
27 января – День снятия блокады Ленинграда. Долгих 900 дней мужества наш город находился в блокадном кольце. Мы, педагоги, считаем, что необходимо подробнее рассказывать и показывать детям о жизни Ленинграда во время блокады.
В нашем саду ежегодно проходят тематические дни, посвященные дню снятия блокады Ленинграда, где детям в доступной форме повествуют о мужестве жителей и защитников нашего города в тяжелые дни блокады. Дети поют песни о войне, смотрят презентации, инсценируют танцы, рассказывать стихи, рисуют плакаты и открытки для блокадников.
Мы должны сохранять и развивать у детей чувство гордости за свой город, свою Родину, воспитывать уважение к подвигам жителей и защитников блокадного Ленинграда, вырастить их Гражданами и Патриотами России.
Цель:
Ознакомление детей с историей своей страны, своего города, воспитывать детей в духе патриотизма.
Развитие у дошкольников активной гражданской позиции и патриотизма, как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, отражающих сопричастность к делам и достижениям старших поколений, готовность к активному участию в различных сферах жизни общества.
Задачи:
-Познакомить детей с защитниками города во время войны.
-Показать детям силу духа, веру в победу людей, оказавшихся в кольце блокады.
-Воспитывать у детей гордость, уважение к людям, отстоявшим наш город, не сдавшим его врагу.
Предварительная работа:
- чтение художественных произведений по теме;
- слушание песен и музыки военных лет;
- слушание и разучивание стихотворений о блокадном городе;
- рассматривание иллюстраций;
-составление рассказов на тему: «Моя бабушка (прабабушка) – блокадница»;
- занятия по изо – деятельности: лепка: «Разорванное кольцо», рисование «Блокадный Ленинград», «Окно блокадного города», аппликация: «Открытка ветерану»;
-просмотр презентации: «Никто не забыт – ничто не забыто».
-Предложить родителям вместе с детьми маршрут выходного дня: в день снятия блокады – 27 января – побывать на площади Победы, где сооружен мемориал и на Пискаревское кладбище, а также нарисовать плакат на тему: « Блокада Ленинграда».
«900 ДНЕЙ – ИМЯ ТВОЕ БЕССМЕРТНО»
Дети входят в зал в военных бескозырках, пилотках, беретах под песню «Ленинградцы» из кинофильма «Зеленые цепочки» музыка - Исаак Шварц, слова – Вадим Коростылев.
Слайд №1
Педагог: Давайте вспомним о блокаде
О ней никак нельзя забыть;
Тревожные те дни и ночи,
Что довелось нам пережить.
Пока земля Российская от ран стонала,
«Вставай, страна огромная!» - над Родиной звучало.
Лебедев-Кумач «Священная война»
Слайд№2
Дети: Уже прошло немало лет.
Года, как птицы пролетают.
Но в этот день, Великий день,
Как прежде праздник отмечают.
Педагог: Никто не забыт, ничто не забыто
Время не вырвет из правды ни слова
1941 год... На нашу страну напала фашистская Германия. Началась война. Лютая, беспощадная...На всех фронтах шли кровавые бои, гибли люди, рушились города, горели деревни, взрывались мосты, заводы...Весь Советский народ встал на защиту своей Родины.
Вспомните, наш город носил три имени: Петербург – Петроград – Ленинград. Во время Великой Отечественной войны наш город назывался Ленинград. Армия фашистов так близко подошла к нашему городу, что могла спокойно рассматривать стены домов, улицы, проспекты и, конечно, стрелять по ним из дальнобойных орудий. У фашистов к нашему городу было особое отношение. Они хотели не просто захватить его – они хотели уничтожить его полностью, стереть с лица земли.
Дети: Враг силой не мог нас осилить,
Нас голодом хочет он взять.
Отнять Ленинград у России,
В полон ленинградцев забрать.
Хотели враги Ленинград уничтожить,
Стереть этот город с земли.
Но захватить и прорвать оборону
Фашисты никак не смогли.
Слайд №3
Педагог: Неприятельские войска осенью 1941 года окружили город Ленинград со всех сторон. Линия фронта проходила всего в 14 км. от Дворцовой площади. Ленинград лишился единственной железной дороги, которая связывала его со страной. Все дороги, ведущие к городу, были перекрыты фашистами. Ленинград оказался в кольце. Это кольцо называлось блокадным.
Дети: Враги окружили наш город,
В блокадном кольце Ленинград.
Над Лиговским, Невским проспектом
Снаряды и пули летят.
Рано зима в этот год наступила,
Морозы пришли, холода.
И в мирную жизнь ленинградцев
Ворвалась нежданно беда.
Слайд №4
Бьет метроном
Педагог: В каждом доме день и ночь радио звучало,
Оно для ленинградцев связью стало.
Метроном громче
Стучит метроном, как сердце ленинградцев,
Всех, кто в блокадном аду выживал.
Бороться, дышать, судьбе не сдаваться.
Час испытаний суровых настал.
Дети: Охваченный войною
Блокадный Ленинград.
На улицах трамваи
Замерзшие стоят.
В водопроводных кранах
Не вода, а лед.
И только прорубь невская
Горожан спасет.
Слайд№5
Педагог: Воды в кранах не было. За водой приходилось ходить к Неве, к специально прорубленным полыньям. На саночки ставили ведра, бидоны, а потом долго везли воду домой. Сил не было, люди поскальзывались на льду, падали, но все равно упорно шли дальше, ведь дома их ждали те, кто уже совсем не мог ходить...
Город погрузился в тишину, темноту, голод и холод. Город осажден, но не сломлен. Каждый день в блокадном городе работало радио: передавали новости с фронта, музыку, читали стихи, тем самым поддерживая дух ленинградцев. Радио стало единственной связью с миром, надеждой, что их не забыли, они не одни.
Дети садятся под песню «Ленинградцы».
Слайд№6
Дети: Кружится в вальсе пластинка,
Слышим мы голос родной.
Синенький скромный платочек
Зовет танцевать нас с тобой.
Танец девочек с платочками под песню «Синий платочек» музыка - Ежи Петербургский, слова – Яков Галицкий
Педагог: Ленинградцы не желали сдаваться врагу. Пытаясь хоть как-то согреться, люди затапливали в квартирах буржуйки, железные печки. А ночью дети и женщины спешили на ленинградские крыши и чердаки, они скидывали зажигательные бомбы и засыпали фугаски песком, чтобы не было пожаров. Дети постарше вместе со взрослыми находили в себе силы работать на заводах, выпуская для фронта танки, пулеметы, мины, гранаты.
Слайд №7
Педагог: После войны весь мир узнал о дневнике маленькой девочки Тани Савичевой. Вся ее семья, шесть человек, погибла от голода. Таня писала: «Бабушка умерла 25 января», «Дядя Алеша 10 мая...», «Мама 13 мая...», «Умерли все. Осталась одна Таня».
Дети: Дети блокадного города,
Как рано вы повзрослели.
И вместо бантиков, галстуков
Военную форму одели.
Им бы в куклы еще поиграть ,
Мяч футбольный по полю гонять.
А пришлось встать на место отцов
И снаряды точить для бойцов.
Как могли детей убивать?
Погибали от пуль и от голода
Дети блокадного города.
Педагог: Сколько испытаний принесла блокада! Город был изолирован от Большой земли, перестало поступать продовольствие, отключили свет, отопление, воду. Наступили страшные блокадные дни. Их было 900... Это почти 2,5 года.
Но все-таки главным врагом Ленинграда был голод. В блокадном городе катастрофически не хватало хлеба. Норма хлеба снизилась в 5 раз. Вот такой кусочек хлеба, всего 125 грамм выдавали жителю блокадного Ленинграда на целый день (показываю кусочек хлеба). И все – больше ничего!!! Только вода!
Дети: Цену хлебу знает каждый Ленинградец.
Маленький кусочек – 125 грамм.
Не сдается Ленинград. город выживает,
Урок отваги, мужества преподносит нам.
Слайд№8
Педагог: Ленинградцы понимали, какой ценой достается хлеб. Город находился в блокадном кольце, а это значит, что со всех сторон его окружал враг. Нельзя было ни въехать в город, ни выехать из него. Но ленинградцы все же нашли выход: по воде и льду Ладожского озера проложили дорогу. По этой дороге под обстрелом противника перевозили хлеб, муку в осажденный город, а обратно вывозили детей, стариков, раненых. Поэтому эту дорогу назвали «Дорогой жизни».
Дети: Через лед и воду есть дорога.
День и ночь по ней идет подмога:
Хлеб, мука для Ленинграда,
Чтоб прорвать фашистскую блокаду.
Дорогой жизни ведь незря ее назвали,
Она людей от голода спасала.
Чтобы жизнь спасти ленинградцам
Зимой в сорок первом году
С хлебом шли в город машины
По Ладоге, прямо по льду.
«Дорогой жизни» Ладогу назвали,
Надеждой на спасение людей.
Раненых, больных и истощенных
Везли полуторки из города по ней.
Педагог: Незря старушка в булочной одной
Поправила стоявших перед нею:
Хлеб, милые, не черный. Он ржаной.
Он Ладожский, он белого белее,
Он СВЯТОЙ
10 слайд.
Педагог: 900 дней и ночей длилась блокада Ленинграда! Это были 900 дней мужества, стойкости, подвига непокоренных ленинградцев. 14 января 1944 года наши войска перешли в наступление и 27 января 1944года полностью освободили Ленинград от фашистской блокады.
Дети: За город шли жестокие бои,
За Родину солдаты воевали.
И в январе, разбив врага,
Кольцо блокадное прорвало.
Разорвано кольцо блокады...
В ней было 900 жестоких дней.
Был голод, холод, и рвались снаряды.
Но город выстоял! И подвиг Ленинграда
Навек остался в памяти людей!
Пусть летят столетья,
Пусть летят года –
Город наш великий
Будет жить всегда.
Песня детей « О Петербурге» музыка - , слова - )
Слайд №11
Педагог: За заслуги перед Родиной, мужество и героизм, проявленный жителями города в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками в условиях длительной вражеской блокады, наш город получил звание города-героя. Подвиг наших с вами земляков мы никогда не забудем. На Пискаревском кладбище захоронены тысячи ленинградцев, погибших в годы блокады. Благодарные горожане приносят цветы в знак признательности за их подвиг, мужество, за то, что они сумели сохранить наш прекрасный город. Посередине возвышается скорбная фигура – Родина-Мать, а за ней – гранитная стена, где начертаны слова ленинградской поэтессы Ольги Берггольц, прожившей в Ленинграде все блокадные 900 дней:
«Здесь лежат ленинградцы,
Здесь горожане – мужчины, женщины, дети,
Рядом с ними солдаты – красноармейцы.
Всею жизнью своею
Они защищали тебя, Ленинград.
Их имен благородных мы здесь перечислить не сможем,
Так их много под вечной охраной гранита.
Но знай, внимающий этим камням,
НИКТО НЕ ЗАБЫТ И НИЧТО НЕ ЗАБЫТО»
Слайд №12
Дети: Клин белых журавлей
По небу проплывает.
В печальном сумраке
Их голоса слышны.
Глядим им вслед
И, молча вспоминаем
Всех тех, кто не пришел с войны.
Педагог: Давайте встанем, помолчим,
Почтим героев Ленинграда.
Всех, чьи жизни унесла
В суровый час блокада.
Минута молчания под отрывок из песни «Журавли» музыка – Я. Френкель, слова – Р. Гамзатов)
Дети: Останется память в сердцах наших вечно.
На братских могилах цветы расцветут.
И снова на праздник великой Победы
Торжественно грянет веселый салют.
Слайд №13
Песня «Бравые солдаты» (музыка – А.Филиппенко , слова – Т. Волгина )
«Военный марш» исполнят мальчики (музыка - , слова - )
Дети: Пусть будет мир на всей земле,
Народы дружат на планете.
Живи, страна! Цвети, страна!
Чтоб улыбались солнцу дети!
Петербуржские мальчики
Моряками стать хотят.
О морях читают книжки
И рисуют якоря.
Танец «Морячка» под песню О. Газманова
Педагог: Спасибо Вам
За то, что в мире мы живем,
За то, что песни мы поем –
Спасибо!
За то, что можем мирно спать,
За то, что можем мы играть –
Спасибо!
За то, что в небе голубом
Сияет солнце нам с тобой –
Спасибо!
За то, что нам журчит ручей,
За сотню разных мелочей
Спасибо Вам, спасибо Вам.
Спасибо!
Вручение цветов приглашенным блокадникам
Под песню «Аист на крыше» (музыка – Д. Тухманов, слова – А.Поперечный) дети выходят из зала