Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Методика обучения рисованию, лепке и аппликации во второй младшей группе

Кутейкина Елена Михайловна

У детей четвертого года жизни совершенствуются и развиваются многие психические процессы: восприятие, мышление, память. Постепенно у детей формируются представления об основных цветах, форме предметов. Все это позволяет выдвигать новые задачи обучения детей художественно-творческой деятельности. Детей учат передавать в рисунке, лепке предметы разной формы: круглой, прямоугольной, треугольной, а также состоящие из прямых линий и их пересечений. Дети осваивают изображение предметов, состоящих из одной или нескольких частей разной величины.
Осваивая движения, направленные на изображение того или иного предмета, ребенок начинает понимать, что они сходны с движениями при обследовании этих предметов. У детей формируется обобщенное представление о движении обследования и движении изображения предметов одинаковой формы.
Не спешите предлагать детям изображение предметов новой формы, пока они не освоили предыдущую. Лучше начинать учить детей изображению предметов прямоугольной формы ближе к весне. И здесь для детей на первое место должно выступать образное решение: дети могут наклеивать и рисовать кубики, окошки, простые постройки (ворота, заборчик, башенку) из настольного строителя, ящик с луком или овсом, тележку вагончик, с которым они играют, и др. Обучение изображения прямоугольной формы не означает, что в это время воспитатель не может предлагать детям нарисовать или наклеивать предметы округлой формы. Явления окружающей жизни вызывают большой интерес у детей. Надо привлекать их внимание к тому, что наступила весна, все чаще ярко светит солнышко, прилетели птицы, на деревьях показались листочки, появились первые цветы. Все это дети с удовольствием рисуют, и надо предоставить им эту возможность (прямоугольные предметы дети не лепят: их форма не соответствует свойствам пластического материала)
Рисование предметов прямоугольной формы требует своевременной остановки движения и изменения его направления под углом. Вначале это трудно для детей: они не могут вовремя остановится, рисовать линию в другом направлении, округляют углы.
В результате освоения способов передачи предметов разной формы в рисунке и лепке возникают положительные эмоции, создается хорошее настроение. Дети радуются, что могут нарисовать, слепить понятное всем изображение, с нетерпением ждут занятий, с удовольствием рисуют, лепят в свободное время. Эта эмоциональная отзывчивость детей усиливается по мере овладения навыками и умения изображения. В то же время она быстро пропадает, если у ребенка что-то не получается.
Как правила дети приходят во вторую младшую группу с разным опытом. Некоторые посещали до этого первую младшую группу, где уже были рисование, лепка; кто-то рисовал дома с мамой папой, старшими братьями сестрами. Многие дети совсем не имеют никакого опыта. Это должен учитывать педагог, продумывая руководство занятиями. В данной возрастной группе особенно важно осуществлять индивидуальный подход к детям в процессе обучения их изобразительной деятельности. В группе всегда есть дети, которые выполняют задание значительно хуже других. Следует попытаться понять, в чем причина и х неудач. Поэтому очень важно присматриваться к таким детям: как они слушают, как приступают к выполнению работы, как действуют, как играют и ведут себя на прогулке. Одним мешает неустойчивое внимание, неумение сосредоточится, слушать, с первого раза воспринимать все сказанное. Другим не хватает терпения выслушать объяснение до конца: они спешат приняться за лепку, рисование. Есть дети с недостатками развития движений. А некоторые привыкли ждать помощи взрослого, им мешает нерешительность, медлительность, таким детям надо помогать, а затем укреплять уверенность в себе, предлагая припомнить то, что уже усвоено, вызывать к доске для показа другим детям.
Недостатки детей воспитатели часто оправдывают возрастом. Однако известно, что дети одного возраста по-разному действуют. Есть дети, которые всегда внимательны, активно воспринимают показ педагога и детей у доски, сами готовы показать усвоенный способ изображения, в течении занятия рисуют сосредоточенно. Для них не представляет никакой трудности произведение в рисунке предметов любой усвоенной формы. Но есть и другие дети.
Необходимо на каждом занятии внимательно следить за тем, как выполняют дети задание, видеть, когда кто-то из детей затрудняется, забывает поставленную задачу и делает не то, что надо. Нельзя низкое качество работы всегда приписывать отсутствию способностей у ребенка или его нежеланию сделать хорошо. В процессе выполнения рисунка, лепки ребенок нередко сталкивается с трудностями. Например, не всегда он может удержать в память все части задания, объяснения воспитателя. Забывая, он или совсем бросает свою работу, или начинает портить ее, производя ненужные действия. Если педагог вовремя замечает затруднения ребенка и помогает ему, напомнив последовательность выполнения рисунка, лепки, ребенок справляется с поставленной задачей и получает удовлетворение.
Иногда нормальному ходу занятия и выполнения задания мешает пересохшая от долгого скатывания в руках глина: она теряет пластичности и начинает рассыпаться. Необходимо продолжать учить детей правильно держать карандаш и кисть. Правильное положение карандаша в руке ребенка обеспечивает необходимую свободу и легкость действия, нужную для решения изобразительных задач. В тех случаях, когда возможно, следует дать детям фломастеры: они позволяют проводить широкие линии, яркие по цвету; рисование им не требует сильного нажима- след остается при легком прикосновении к листу. Рисунки, выполненные фломастерами, радуют детей своей сочностью, яркостью.
Нельзя связывать способы изображения с закономерностями роста. Если дерево растет из земли, это вовсе не значит, что и рисовать его нужно снизу-вверх, или если ветки растут от ствола, то и рисовать их нужно от ствола, а не наоборот. Нужно стремится к тому, чтобы дети могли свободно рисовать линии в разном направлении: сверху вниз и снизу-вверх, слева направо и справа налево. Маленькому ребенку, плохо владеющему своей рукой, легче нарисовать линии сверху вниз. Рука при этом движется вниз, а кисть за ней. Движение получается более естественным и свободным. Рисование же линии снизу-вверх требует изменения положения кисти в руке (что бы движение шло по ворсу).  Не умея еще удерживать кисть в руке, ребенок тем более не может сознательно менять ее положение, чтобы провести линию снизу-вверх, и, как правило, толкает кисть ворсом вверх. От этого ворс расщепляется, кисть портится, а линия получается лохматой.
Ребенок научится изменять положение кисти в руке тогда, когда сумеет свободно и уверенно удерживать ее в руке правильно.
Обучая детей аппликации, воспитатель основное внимание обращает на освоение детьми формы предметов или их частей, которые даются для наклеивания. Используя бумагу разных цветов, воспитатель учит детей различать и правильно называть эти цвета. Очень важно продуманно подбирать цвета для аппликации. Надо учить детей работать на клеёночке, брать немного клея на кисточку, прижимать изображение салфеточкой, что бы впитался лишний клей. Если с самого начала не обратить на это внимание, аппликационные работы получаются неаккуратными, грязными. Детей знакомят с элементами, простыми по форме, которые даются уже вырезанными: круг, квадрат, учат их наклеивать предварительно правильно, разложив на бумаге, чередовать по цвету. Можно, например, предложить детям наклеивать шарики, бусинки или цветные огоньки иллюминации, которую они наблюдают в дни праздников. Дети приклеивают огоньки, чередуя по цвету. Во всех случаях, когда детям предлагается изображение предмета, нужно предварительно обследовать его, уточнив строение форму и величину частей. Затем спросить о порядке расположения частей и предложить сначала выложить изображение на бумаге, а потом уже наклеивать. Нет необходимости каждый раз показывать весь процесс наклеивания. Если что-то ребенок забыл и передает неточно, можно снова привлечь его внимание к предмету. В тех случаях, когда предлагаемый предмет для аппликации может быть разного цвета, хорошо давать бумагу разного цвета. Созданные детьми изображения получаются красочными. Разноцветными. Например, детям, сидящим за разными столами, можно подготовить для лепестков цветка синие, розовые, голубые, красные кружочки. Выставленные на стенд работы радуют детей своим неожиданным разноцветием. Это способствует развитию эстетического восприятия, вызывает живой эмоциональный отклик.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»