Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Использование средств ИКТ при формировании познавательного и читательского интереса у детей раннего
и младшего дошкольного возраста

Федорова Елена Николаевна,
воспитатель
ГБДОУ детский сад №107
Центрального района Санкт-Петербурга

В дошкольном возрасте происходит становление личности ребенка, закладываются основы знаний, понятий, представлений. Все возрастающий объем информации, которую дети должны усваивать не механически, а осмысленно, требует более совершенных форм, методов и приемов обучения и воспитания. В связи с этим особенно актуальной является задача повышения эффективности и качества труда воспитателей дошкольных учреждений. Самого пристального внимания требуют вопросы организации воспитательно-образовательного процесса, заключающееся в том, чтобы при наименьших затратах времени давать детям необходимое количество информации, добиваться глубокого ее усвоения, формировать необходимые умения и навыки. В улучшении организации воспитательно-образовательной работы с детьми и повышении ее качества большую помощь педагогам, работающим с детьми раннего и младшего дошкольного возраста могут оказать средства ИКТ, а именно аудиовизуальные технические средства.

Экранно-звуковые средства занимают особое место среди других средств обучения и воспитания. Они оказывают на ребенка наиболее сильное воспитательное и обучающее воздействие, так как обеспечивают наглядность, достоверность, позволяют проникать в сущность процессов и явлений, раскрывают их в развитии и динамике. Воздействуя на органы чувств комплексом красок, звуков, словесных интонаций, экранно-звуковые средства вызывают у ребенка многообразные ощущения, которые анализируются им, сравниваются, сопоставляются с уже имеющимися представлениями и понятиями. Необходимо также подчеркнуть, что применение экранно-звуковых средств положительно сказывается на организации учебно-воспитательного процесса, придает ему большую четкость и целенаправленность.

Одним из таких, ушедших в прошлое, экранных средств являются ДИАФИЛЬМЫ

Диафильм - это книга на фотопленке, только в этой «книге» больше картинок, чем в обычной.       

Согласно со справочной литературой, «диафильмы» -  это расположенные в определенной последовательности позитивные фотографические изображения на кинопленке, объединенные общей тематикой- диафильмы-экранизации сказок, рассказов, стихотворений, а так же серии диафильмов и диапозитивов, увлекательно рассказывающих о различных видах искусства, природе, социальных явлениях и предметах, окружающих нас.

Диафильмы позволяют воспитателям четко, интересно, в определенной системе (часто в занимательной форме) доносить до детей программное содержание. Они помогают педагогам решать самые различные задачи:

-       сообщение новых знаний и закрепление имеющихся,

-       активизация словаря детей,

-       формирование познавательных процессов,

-       развитие воображения, умения творчески перерабатывать информацию и др.

Использование диафильмов и диапозитивов может иметь место уже в младших группах при чтении сказок, рассказов, разучивании стихотворений, во время бесед и т. д. Кадры на экране привлекают внимание детей, т.к. при создании диафильмов и диапозитивов используются высокохудожественные фотографии и рисунки, повышают их интерес к теме, активизируют мыслительную деятельность, позволяют получить образные представления о художественных произведениях.  Диафильмы чаще используются в тех случаях, когда воспитателюнеобходимо проиллюстрировать сказку или рассказ, а диапозитивы находят большее применение в процессе бесед и творческого рассказывания. Однако воспитатель не должен ограничиваться только чтением субтитров. Ведь в каждом кадре представлена богатая информация, которую надо раскрыть детям, указав на интересные детали.

Наблюдения показывают, что после просмотра диафильмов у ребенка возникает дополнительный интерес к изучаемой теме, он стремится не только нарисовать увиденное, но и отобразить его в играх. Диафильмы пробуждают детскую любознательность, ребенок задает много вопросов.

Диафильмы и диапозитивы можно использовать фактически на любых занятиях. Но поскольку они не являются универсальным средством, а обладают лишь определенными дидактическими возможностями, эти экранные пособия не могут и не должны заменять чтения, рассказывания, непосредственных наблюдений детей за теми объектами и явлениями, которые им доступны. Более того, они должныорганически дополнять и вписываться в учебную, игровую и практическую деятельность детей,  неся в себе заряд, активизирующий мыслительную деятельность детей, удовлетворяющий их потребность в приобретении знаний.

Таким образом, диафильмы и диапозитивные серии можно широко применять в работе с детьми с раннего возраста.

Тем не менее, при всех положительных качествах использования диафильмов в воспитательно-образовательном процессе, далеко не в каждой группе имеется эта чудо-техника. Зато сейчас широко используются видео-проекционные средства, позволяющие   отображать на экран видео презентации, созданные на основе  тех же диафильмов, которые представлены в информационно-коммуникационной сети   Интернет. Такие презентации воспитатель может создать сам, «скачивая» диафильм как целиком, так и компоную слайды исходя из поставленных задач при подготовке к образовательной деятельности.

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»