Использование средств ИКТ при формировании познавательного и читательского интереса у детей раннего
и младшего дошкольного возраста
Федорова Елена Николаевна,
воспитатель ГБДОУ детский сад №107
Центрального района Санкт-Петербурга
В дошкольном возрасте происходит становление личности ребенка, закладываются основы знаний, понятий, представлений. Все возрастающий объем информации, которую дети должны усваивать не механически, а осмысленно, требует более совершенных форм, методов и приемов обучения и воспитания. В связи с этим особенно актуальной является задача повышения эффективности и качества труда воспитателей дошкольных учреждений. Самого пристального внимания требуют вопросы организации воспитательно-образовательного процесса, заключающееся в том, чтобы при наименьших затратах времени давать детям необходимое количество информации, добиваться глубокого ее усвоения, формировать необходимые умения и навыки. В улучшении организации воспитательно-образовательной работы с детьми и повышении ее качества большую помощь педагогам, работающим с детьми раннего и младшего дошкольного возраста могут оказать средства ИКТ, а именно аудиовизуальные технические средства.
Экранно-звуковые средства занимают особое место среди других средств обучения и воспитания. Они оказывают на ребенка наиболее сильное воспитательное и обучающее воздействие, так как обеспечивают наглядность, достоверность, позволяют проникать в сущность процессов и явлений, раскрывают их в развитии и динамике. Воздействуя на органы чувств комплексом красок, звуков, словесных интонаций, экранно-звуковые средства вызывают у ребенка многообразные ощущения, которые анализируются им, сравниваются, сопоставляются с уже имеющимися представлениями и понятиями. Необходимо также подчеркнуть, что применение экранно-звуковых средств положительно сказывается на организации учебно-воспитательного процесса, придает ему большую четкость и целенаправленность.
Одним из таких, ушедших в прошлое, экранных средств являются ДИАФИЛЬМЫ
Диафильм - это книга на фотопленке, только в этой «книге» больше картинок, чем в обычной.
Согласно со справочной литературой, «диафильмы» - это расположенные в определенной последовательности позитивные фотографические изображения на кинопленке, объединенные общей тематикой- диафильмы-экранизации сказок, рассказов, стихотворений, а так же серии диафильмов и диапозитивов, увлекательно рассказывающих о различных видах искусства, природе, социальных явлениях и предметах, окружающих нас.
Диафильмы позволяют воспитателям четко, интересно, в определенной системе (часто в занимательной форме) доносить до детей программное содержание. Они помогают педагогам решать самые различные задачи:
- сообщение новых знаний и закрепление имеющихся,
- активизация словаря детей,
- формирование познавательных процессов,
- развитие воображения, умения творчески перерабатывать информацию и др.
Использование диафильмов и диапозитивов может иметь место уже в младших группах при чтении сказок, рассказов, разучивании стихотворений, во время бесед и т. д. Кадры на экране привлекают внимание детей, т.к. при создании диафильмов и диапозитивов используются высокохудожественные фотографии и рисунки, повышают их интерес к теме, активизируют мыслительную деятельность, позволяют получить образные представления о художественных произведениях. Диафильмы чаще используются в тех случаях, когда воспитателюнеобходимо проиллюстрировать сказку или рассказ, а диапозитивы находят большее применение в процессе бесед и творческого рассказывания. Однако воспитатель не должен ограничиваться только чтением субтитров. Ведь в каждом кадре представлена богатая информация, которую надо раскрыть детям, указав на интересные детали.
Наблюдения показывают, что после просмотра диафильмов у ребенка возникает дополнительный интерес к изучаемой теме, он стремится не только нарисовать увиденное, но и отобразить его в играх. Диафильмы пробуждают детскую любознательность, ребенок задает много вопросов.
Диафильмы и диапозитивы можно использовать фактически на любых занятиях. Но поскольку они не являются универсальным средством, а обладают лишь определенными дидактическими возможностями, эти экранные пособия не могут и не должны заменять чтения, рассказывания, непосредственных наблюдений детей за теми объектами и явлениями, которые им доступны. Более того, они должныорганически дополнять и вписываться в учебную, игровую и практическую деятельность детей, неся в себе заряд, активизирующий мыслительную деятельность детей, удовлетворяющий их потребность в приобретении знаний.
Таким образом, диафильмы и диапозитивные серии можно широко применять в работе с детьми с раннего возраста.
Тем не менее, при всех положительных качествах использования диафильмов в воспитательно-образовательном процессе, далеко не в каждой группе имеется эта чудо-техника. Зато сейчас широко используются видео-проекционные средства, позволяющие отображать на экран видео презентации, созданные на основе тех же диафильмов, которые представлены в информационно-коммуникационной сети Интернет. Такие презентации воспитатель может создать сам, «скачивая» диафильм как целиком, так и компоную слайды исходя из поставленных задач при подготовке к образовательной деятельности.