Личностно-ориентированная модель взаимодействия
с детьми в педагогическом процессе
Чудова Наталия Николаевна
Личностно-ориентированное взаимодействие обеспечивает развитие личности, поддерживает индивидуальную неповторимость. Предоставляет свободу способов самореализации личности, а также открывает путь к самостоятельному творческому поиску. Личностно-ориентированная модель педагога с детьми составляет альтернативу учебно-дисциплинарной модели. Педагог придерживается принципа: "Не рядом и не над, а вместе!". Его цель - содействовать становлению ребенка как личности. так как ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игровая деятельность, я считаю, что личностно-ориентированная модель педагога с ребенком более ращумно воспитывать через игру. Эта модель может быть более эффективна лишь в том случае, если будет ориентирована на возрастные ценности детей. Одной из возрастных ценностей выступает эмоциональность - эмоции детей. Эмоции делают детство незабываемым, волнующим периодом жизни. Предметно пространственная среда обеспечивает разные виды активности дошкольника, в том числе и игровой вид. Я в своей работе использую все виды игр (дидактические, развивающие, подвижные, конструктивные, настольно-печатные и т.д.). При подборе игр, учитываю возрастные особенности каждого ребенка, индивидуальные особенности ребенка, так же опираюсь на календарно-тематическое планирование. Два года назад мою группу посещал мальчик, у которого ярко была выражена гиперактивность, на занятиях постоянно отвлекался, отмечался импульсивностью - мог заплакать, если что-то не получалось или его кто-то обидел; во время сна был беспокойным (либо вставал и ходил по группе; либо пел песни, а иногда смеялся во весь голос). У этого мальчика группе не было друзей, возраст мальчика - 6 лет. Мальчику поставили диагноз СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности). Чтобы ребенок не был изгоем, не чувствовал себя не нужным, не интересным, не понимающим для всех, я создала для этого ребенка определенные условия. Во-первых, распределила нагрузку, то есть исключительно в утренние часы (а именно с 9 до 11 часов утра) проводила занятия, так как вечером у гиперактивного ребенка мозг постоянно работает с перегрузом. Во-вторых, создала тишину, установила контакт (глаза в глаза; взять за руку). В-третьих, в игре, которую я проводила, давала четкие и понятные инструкции, время игры не продолжительное, так как игра должна удовлетворять двигательные потребности ребенка, тогда результат очевиден. Пример игр: "Да" и "нет" не говорите, черное и белое носите. "Найди красную шапочку; определи у кого синий цвет" - эти игры концентрируют внимание. Из всего выше сказанного можно сделать вывод: игры необходимо использовать в развитии детей. Одни игры помогают развивать речь, внимание, слух. Другие игры направлены на познание и умение. А в целом игра помогает ребенку становиться личностью, раскрыть себя и познать окружающий мир.