Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Роль ДОУ в формировании взаимоотношений между молодыми родителями и ребенком-первенцем раннего возраста

Федорова Елена Николаевна,
воспитатель ГБДОУ детский сад № 107
Центрального района Санкт-Петербурга,

Корни проблемы семейного воспитания уходят глубоко в историю человечества. Во все века молодые родители испытывали потребность получать поддержку.

В современном обществе, когда связь между поколениями уже нарушена, передача необходимых знаний о формировании семьи и воспитании детей становится одной из важных забот общества.

Исследования показывают, что родители все больше нуждаются в помощи специалистов. Консультации и инструкции нужны не только семьям группы риска, но и благополучным семьям, т.к. растущие потребности общества предъявляют к ним все большие требования.

Учитывая, что во все времена и у всех народов главной и единственной специфической функцией семьи была и есть социализация ребенка, ученые выдели три психологических типа семьи: традиционный, детоцентрическаий и супружеский. Сейчас  преобладают детоцентрические семьи, в которой  главной задачей родителей считается обеспечение благополучного будущего детей. В целом семья существует только для ребенка. В результате этого  у детей формируется не только высокая самооценка, ощущение собственной значимости, но увеличивается и вероятность конфликтов с социальным окружением за пределами семьи. А также огромное место в обществе занимают супружеские семьи, в которых главной целью является взаимное доверие, принятие и автономность ее членов. Казалось бы, положительные качества, однако у детей, воспитанных в таких семьях, отсутствуют навыки подчинения социальным требованиям, они плохо адаптируются в обществе. В современном обществе выделился еще один тип семей – «преуспевающие родители» -это родители, занятые бизнесом, творческим процессом, уверенно добивающиеся своих целей. У них есть все для комфорта обустроенной жизни, кроме времени для детей. Большинству из них достаточно знать, что дети ухожены и ни в чем не испытывают недостатка. Они редко, а то и вовсе никогда не разговаривают со своими детьми, не играют с ними, перепоручают их гувернанткам, нанятым нянькам или бабушкам, и не подозревают, что их сверх нормы обеспеченные дети чувствуют себя одинокими и обделенными. 

О.А.Карабанова (2003), основываясь на опыте психологического консультирования, выделяет причины трудностей общения и взаимодействия в детско-родительских отношениях. В их числе – низкая коммуникативная компетентность и низкая критичность в оценке своих родительских качеств и уровня родительской компетентности. Автор отмечает, что родители признают низкую эффективность семейного воспитания, но не видят необходимости работы над собой.

Рождение первенца требует перестройки структуры семьи. Это событие неминуемо приводит к изменению стиля жизни семьи, сформировавшихся у обоих супругов интересов и привычек, к необходимости овладения трудными социальными ролями отца и матери. Происходит резкое уменьшение свободного времени, дохода на одного человека, усиливается поло-ролевая дифференциация, переориентируются профессиональные потребности молодых родителей. Семья неминуемо должна перестроиться, чтобы соответствовать новым требованиям. Родители вынуждены овладевать новой для себя профессией – воспитателя. Есть родители, приобретающие педагогическую литературу или  периодические издания, некоторые родители получают необходимую информацию через Интернет, но чаще они пользуются случайной литературой, бессистемно. Важно активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях, распространять положительный опыт воспитания в семье.

Родителям следует не только сообщать педагогические знания, стимулировать их интерес к педагогике, проблемам воспитания детей, но и формировать их родительскую позицию. Необходимо формировать у родителей умения самокритично оценивать себя как воспитателя, свою воспитательную деятельность, встать на место ребенка, посмотреть на ситуацию его глазами, что особенно  актуально для молодых отца и матери, у которых только начинает складываться родительская позиция. От сформированности этого умения зависит характер взаимоотношений родителей и ребенка успех их воспитательной деятельности в дальнейшем.

Сформированные у родителей стремления понять ребенка, посмотреть на ситуацию его глазами, умение творчески применять полученные педагогические знания, будут способствовать появлению эмоционально-положительного, осознанного, нравственно-мотивированного поведения ребенка, взаимопониманию между ними.

Таким образом, воспитательный потенциал семьи не используется родителями в полной мере. Чтобы грамотно воспитывать ребенка, необходимо единство воспитательных воздействий на него со стороны всех взрослых, учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, понимание того, что он должен знать и уметь в этом возрасте и т.д. Здесь могут оказать профессиональную помощь педагоги дошкольных учреждений, работающие в группах раннего возраста.

Сотрудники дошкольного образовательного учреждения (далее ДОУ) могут помочь довести до понимания родителей то, что невозможно дать готовые рецепты воспитания, а есть лишь общие педагогические рекомендации, которыми следует руководствоваться применительно к индивидуальности ребенка. Самонаблюдение поможет родителям определить эффективность применяемых методов в воспитании, изменить тактику их собственного поведения.

Работа с родителями строится по принципу преемственности семьи и дошкольного учреждения. Однако некоторые семьи активно сопротивляются любым вмешательствам, т.к. это дестабилизирует их привычный уклад жизни, а они новым способам взаимодействия не научены и не готовы к ним.

Современные родители имеют, как правило, большую занятость на работе, поэтому у них возникает осознание психологической беспомощности и желание переложить ответственность за воспитание ребенка друг на друга, на бабушку, на детский сад. Правильная организация работы в дошкольном образовательном учреждении может помочь им быть родителями своим детям.

В связи с этим в ДОУ организована методическая, диагностическая, консультативная помощь родителям со стороны воспитателей, психологов, социальных педагогов.

Содержание и формы работы с семьей в ДОУ отличаются разнообразием,  и не может быть единого стандарта: изменяющиеся ситуации в социуме диктуют потребность в тех или иных знаниях. Поэтому задача специалистов дошкольного образовательного учреждения: уметь быть чуткими к запросам семьи и компетентными в решении современных задач воспитания и образования.

Воспитатели ДОУ используют  различные формы работы с родителями: анкетирование, диагностирование, индивидуальная беседа, консультирование, родительское собрание, наглядная агитация, информационные стенды и др.

В своей практической деятельности  педагоги ДОУосуществляют комплекс мероприятий по оказанию помощи в воспитании, образовании и развитии ребенка; выявляют интересы, потребности, трудности,  проблемы, конфликтные ситуации и своевременно оказывает помощь и поддержку; выступают посредниками между ребенком и учреждением, семьей, средой, специалистами различных социальных служб, ведомств и административных органов; способствует установлению гуманных, нравственных, здоровых отношений в социальной среде; содействует созданию обстановки психологического комфорта и безопасности.

Поэтому изначальной и доступной помощью  молодой семье с ребенком-первенцем, посещающим группы раннего возраста ДОУ (ясли) является работа специалистов ДОУ: воспитателей, методистов и социальных педагогов (при их наличии в штате ДОУ), которая включает в себя разработку и осуществление мер по укреплению молодой семьи; адаптацию молодой семьи к новым для нее условиям и ритму жизни; улучшение нравственного  и духовного состояния молодой семьи; организацию семейного досуга и отдыха, повышение педагогической компетентности молодых родителей; поддержку в трудной ситуации и информирование молодых родителей о других общественных организациях помощи и поддержки семьи.

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»