Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Статья

Нравствено-патриотическое воспитание дошкольников

Хабарова Альбина Александровна,
воспитатель ГБДОУ детский сад №47
Калининского района Санкт-Петербурга

 

Доступны ли малышам первые чувства патриотизма?

Исходя из собственного опыта работы в этом направлении можно дать утвердительные ответ: дошкольникам, особенно старшего возраста, доступно чувство любви к родному дому, улице, городу, родной природе, к своей Родине. А это и есть начало патриотизма, который рождается в познании и формируется в процессе целенаправленного воспитания.

Задача воспитателей и родителей – как можно раньше пробудить в детском возрасте любовь к родной земле.

С первых шагов формировать  у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества.

Воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, улице на которой он живёт, городу.

Расширять представления о России, её столице, знакомить детей с символами государства: гербом, флагом, гимном.

Воспитывать любовь и уважение к армии, гордиться мужеством воинов.

Развивать интерес к русским традициям и художественным промыслам.

Формировать бережное отношение к родной природе и всему живому.

Воспитывать уважение к труду людей.

Формировать элементарные знания о правах человека,  толерантность, чувство уважения и симпатии к другим людям, народам, их традициям.

Эти задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях решать задачи, связанные с умственным развитием ребёнка, в играх – навыки коллективизма, в процессе трудовой деятельности – уважения к людям труда, трудолюбие и бережливость, организованность и чувство ответственности и долга. Сама жизнь воспитывает  ребёнка. А патриота может воспитать только человек, любящий свою Родину, признающий и уважающий не только свои права, но и права других, делающий всё для того, чтобы Родиной можно было гордиться. Неизмеримо возрастает роль и ответственность воспитателя, который ведёт эту работу.

В основе этого сложного процесса лежит развитие чувств.

«Те высокие нравственные… чувства, которые характеризуют развитого взрослого человека и которые способны вдохновить его на большие дела и благородные поступки, не даны ребёнку в готовом виде от рождения. Они возникают и развиваются на протяжении детства под влиянием социальных условий жизни и воспитания», - писал А.В.Запорожец.

Великие критики В.Г.Белинский, К.Д.Ушинский, Н.А.Добролюбов и другие считали, что воспитание в ребёнке гражданина своей Родины неотделимо от воспитания в нём гуманных чувств: доброты, справедливости, способности противостоять лжи и жестокости.

С малых лет важно, воспитывая чувства, учить ребёнка соразмерять собственные желания с интересами других. Тот, кто во имя своих желаний отбрасывает в сторону законы совести и справедливости, никогда не станет настоящим человеком и гражданином. Нравственные чувства развиваются у детей в процессе взаимоотношений их со взрослыми и сверстниками, то есть неразрывно связаны с воспитанием у ребёнка уверенности в себе и формированием социальных навыков.

Чувство Родины… Воспитание его у ребёнка начинается с отношения к семье: матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, которые связывают ребёнка с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины связано и с тем, что видит перед собой ребёнок, чему он изумляеется и что вызывает отклик в его душе. Все эти впечатления играют огромную роль в становлении личности патриота. С младенчества ребёнок слышит родную речь, сказки, которые передаются из поколения в поколение. Они несут в себе нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. В фольклорных произведениях отображается национальная самобытность народа, богатый материал для воспитания любви к Родине.

Сказки, загадки, пословицы,поговорки закладывают основы любви к своему народу, к своей Родине. Огромное значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет всё его ближайшее окружение. Постепенно ребёнок знакомится с детским садом, улицей, на которой живёт, родным городом, со своей страной, её столицей и символами. Такова последовательность работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей в ДОУ.

Наш родной город Санкт-Петербург. Надо показать ребёнку, что он славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, знаменитыми людьми. Дети могут усвоить название своей улицы и той, на которой находится их детский сад. Объекты, расположенные на ближайших улицах: школа, магазин, аптека. Старший дошкольник должен знать название своего города, своей улицы, прилегающих к ней улиц; в честь кого они названы.

Для того чтобы расширить кругозор ребёнка необходимы экскурсии по городу, в природу, наблюдение за трудом взрослых, где каждый ребёнок начинает осознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела.

В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, особенно близких людей. Такие понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «трудовой подвиг», «ненависть к врагу» и другие, необходимо прививать на конкретных фактах из жизни старшего поколения – участников Великой Отечественной войны, блокадников, их фронтовых и трудовых подвигов. Главное подвести ребёнка к пониманию, что мы победили в Великой Отечественной войне потому, что любим свою Отчизну. Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей и в их честь воздвигнуты памятники. Далее мы знакомим детей со столицей нашей Родины, с другими городами России, с гимном, флагом и гербом Российской Федерации.

Организованная таким образом работа будет способствовать воспитанию любви к семье, к своей стране.

Патриот должен быть интернационалистом. Воспитание чувства любви к своему Отечеству, гордости за свою страну включает и формирование уважения к культуре и религии других народов, толерантности, терпимости, доброжелательного отношения к другому человеку. Гуманное отношение к людям разных национальностей воспитывается у ребёнка в первую очередь под влиянием родителей и воспитателей, которые находятся постоянно рядом с ним. К концу дошкольного возраста ребёнок должен знать:

нашу страну населяют люди разных национальностей;

у каждого народа есть свой язык, обычаи, и традиции, искусство и архитектура;

каждый народ талантлив и богат умельцами, танцорами, музыкантами, художниками, писателями и т.д.

Решая задачи нравственно-патриотического воспитания, каждый воспитатель должен строить свою работу в соответствии с конкретными местными условиями и особенностями детей на основе следующих принципов:

отбор наиболее актуальных для ребёнка этого возраста знаний;

непрерывность и преемственность педагогического процесса;

дифференцированный подход к каждому ребёнку, учитывая его психологические особенности, возможности и интересы;

рациональное сочетание разных видов деятельности;

развивающий характер обучения, основанный на детской активности. Планировать данную работу лучше всего по темам и приурочивать к тем или иным событиям, знаменательным датам и праздникам.

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников лучше всего реализуется при комплексном подходе к решению этой проблемы, то есть включает в себя решение задач не только непосредственно нравственного, но и умственного, трудового, эстетического и физического воспитания.

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»