Развитие словотворчества у детей дошкольного возраста посредством художественно-эстетической деятельности
в "Школе юных волшебников"
(из опыта работы)
Погосян Арминэ Саркисовна
ГБДОУ №58
Калининского района Санкт-Петербурга
Я работаю в детском саду №58 Калининского района г.Санкт-Петербурга. Наша группа называется «Лучик». Визитной карточкой нашей группы является кораблик, который был придуман и сделан совместно с детьми. Приоритетным направлением в моей работе является художественно-эстетическая деятельность. Тема, над которой я работаю называется: «Развитие словотворчества у детей дошкольного возраста посредством художественно-эстетической деятельности в «школе юных волшебников»».
Цель моей деятельности в данном направлении – помочь детям научиться излагать свои мысли красиво, грамотно и легко. В дошкольном возрасте эта проблема стоит довольно таки остро и в ходе наблюдений я определила для себя, что для достижения поставленной цели наиболее эффективным и продуктивным способом является сама художественно – творческая деятельность.
Сам процесс представляет следующее. Всё начиналось с младшего возраста. В группу приходили дети в основном «домашние», которые имели пассивный словарь. Он был не яркий и неэмоциональный. Мне хотелось помочь детям в этом направлении. Основная сложность заключалась ещё в том, что малыши изображали то, что для них было интересно и значимо, но описать это словами не могли. С этой целью проводились игры – драматизации (импровизации), инсценировки, кукольный театр, пластические упражнения, элементы игры и драматизации при рассматривании картин, рисовании, лепке, аппликации…. Такие виды игровой активности имеют широкий общеразвивающий эффект, возбуждают в детях положительные эмоции, стимулируют игровую и речевую активность и, тем самым, создают естественные условия для возникновения языковых игр.
Эти формы работы не теряли своего значения и в дальнейшем.
Дети самостоятельно пытались сочинять короткие истории – фантазии, которые я записывала в свой альбом либо оформляла на красочный стенд для родителей. Это было интересно и забавно.
В средней группе дети, занимаясь весёлым сочинительством, учились слышать слово, играть со словами. У нас проводилась интересная игра «Сочинялки». Дети сами выбирали себе игрушки или сказочных героев и придумывали о них минисказки. Всё это обыгрывалось и озвучивалось в ролях. Все истории были оформлены и выставлены для прочтения родителям. Затем, по этим минисказкам дети создавали рисунки, аппликации и лепные образы. В этой технологии работа проводилась от словотворчества (т.е. от «сочинялок») к созданию творческих работ.
А в любимой нашими детьми игре «Мы – фантазёры» создавались сначала интересные пятна, кляксы, изображения с использованием нетрадиционных техник рисования, а затем придумывались оригинальные и забавные сказки, небылицы и рассказы.
Интересным и забавным занятием оказалось переписывание любимых сказок на новый лад. Начиналась сказка традиционно, а продолжение дети придумывали вместе. Затем, лепили понравившихся героев из новой сказки.
К праздникам так же использовала интересные формы работы с детьми для формирования интереса к словотворчеству. Например, к празднику Нового года мы решили сочинить письмо Дедушке Морозу. Каждый ребёнок старался описать в своём желании что-то очень важное для него. Все ждали, что произойдёт чудо, и желание обязательно исполнится. Чтобы не разочаровать детей – была придумана маленькая хитрость. Все сочинённые желания были написаны на блестящих бумажных ёлочных игрушках, вклеены в большое письмо и выставлены на изучение родителям. Мы поведали детям о том, что Дедушка Мороз обязательно прочтёт письмо, ведь он Волшебник. А наши малыши тут же выдали ответ: «Да, мы знаем. У него в комнате стоит волшебное зеркало, и он всё в него видит. Конечно, письмо наше тоже видит и читает». И родители тоже были рады этой выдумке, так как наверняка знали, что подарить своему сокровищу к празднику, чтобы порадовать его.
К празднику 8 Марта была оформлена раскладная книжечка «Красивые слова», где дети придумывали и называли своих любимых мамочек и всех самых дорогих людей ласковыми и нежными слова. Так же мы устроили выставку « Я и мама – счастливые мгновения » и дети нарисовали портреты своих мамочек. Мамы были очень счастливы!
Ко дню рождения детского сада всем родителям было предложено выполнить совместно с детьми литературно-творческую работу «Мой любимый детский сад». Многие откликнулись и проявили своё творчество в рисунках и рассказах. Нам – педагогам было очень приятно услышать столько добрых и тёплых слов. И детям это сотворчество пришлось по душе.
Проводимая работа очень заинтересовала родителей. Они всегда в курсе наших дел и самое важное – стали больше времени уделять своим детям. Родителей стали волновать успехи детей. Они интересуются, что дети делали на занятиях, помогают в записи интересных слов и фраз, высказанных их ребёнком дома. Многие мамы стали интересоваться нетрадиционными техниками художественно-творческой деятельности, используемыми в работе с детьми. С желающими проводятся беседы, консультации, тренинги, мастер-классы. И, конечно же, вряд ли бы мы добились хороших результатов, если б не было тесной связи с родителями.
В старшей группе использую в работе мнемотаблицы, которые дети придумывают и зарисовывают сами. В них присутствуют как классические, так и придуманные детьми сказки, считалочки и песенки. Так же ввела новую для них технологию: детям раздаются чистые листы бумаги, и предлагается нарисовать любую картинку, существо или предмет по желанию. Затем, все рисунки раскладываются вразброс, и дети начинают вместе придумывать по ним сказки и небылицы. Получаются очень смешные, оригинальные, а главное непохожие друг на друга истории, имеющие свой особый языковой стиль. Все работы детей собираются в «Книге жизни» нашей группы, которая вызывает живой интерес у родителей и детей.
В первый месяц перехода в старшую группу я заметила, что дети стали чаще придумывать слова, которых нет в родном языке. Меня это очень заинтересовало и я начала записывать их в уже начатый альбом «Говорят наши дети», а родителей попросила следить за речью детей и вести запись их выдумок.
В работе с детьми я стараюсь постоянно придумывать что-то новое, чтобы увлечь детей. Например, детей заинтересовала тема космоса. Мы вместе с ними сделали подвесной космический модуль, раскрасили его и все вырезали совместно с родителями звезды для того, чтобы у каждого была своя звездочка и светила ему во вселенной. Затем, дети рисовали то, как они себе представляют космос и придумывали короткие рассказы. Получилось очень занимательно и познавательно.
Так же, в группе была создана «ШКОЛА ЮНЫХ ВОЛШЕБНИКОВ», где «живут» сказочные существа: Королева-Кисточка, Король-Карандаш, Клякса, Девочки-радужные краски, Добрая фея Розочка…. Для динамических пауз и физкультурных минуток используем « радужные кочки», цветные дорожки. В «Мастерской Волшебника» можно найти различные виды бумаги и изобразительных средств, а в красивой коробочке «Волшебные штучки» есть множество блестящих пайеток, разноцветных пуговиц и бусинок, лент, и ещё многое из того, что можно использовать для создания творческих работ.
Художественно-творческая деятельность проникает во все сферы деятельности детей: в режимные моменты, посещения театров, прогулки, праздники, и всё это отражается и прослеживается в работах детей.
Детская работа – это язык ребёнка, желание которого постоянно делиться впечатлениями об увиденном и пережитом.
Я попыталась ещё в младшей группе окунуть детей в этот мир волшебства и очень хочется, чтобы всё то, доброе и вечное что дарит нам искусство, сохранилось в них надолго.
А результаты и итоги деятельности в группе представляются на выставке «Волшебный мир искусства», название которой отражает всю суть проводимой работы.