Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Развитие  словотворчества  у  детей дошкольного возраста посредством художественно-эстетической  деятельности
в "Школе юных волшебников"

(из опыта работы)

Погосян   Арминэ   Саркисовна
ГБДОУ №
58
Калининского района Санкт-Петербурга

  Я работаю в детском саду №58 Калининского района г.Санкт-Петербурга. Наша группа называется «Лучик». Визитной карточкой нашей группы является кораблик, который был придуман и сделан совместно с детьми. Приоритетным направлением в моей работе является художественно-эстетическая деятельность. Тема, над которой я работаю называется: «Развитие словотворчества у детей дошкольного возраста посредством художественно-эстетической деятельности в «школе юных волшебников»».

   Цель моей  деятельности  в  данном  направлении – помочь  детям  научиться  излагать  свои  мысли  красиво, грамотно  и  легко. В  дошкольном  возрасте  эта  проблема  стоит  довольно таки  остро  и  в  ходе наблюдений  я  определила  для  себя, что  для  достижения  поставленной  цели  наиболее  эффективным  и  продуктивным  способом  является  сама  художественно – творческая  деятельность.

   Сам  процесс  представляет  следующее. Всё  начиналось  с  младшего  возраста.  В  группу приходили  дети  в  основном  «домашние», которые  имели  пассивный  словарь. Он  был  не  яркий  и  неэмоциональный. Мне  хотелось  помочь  детям  в этом направлении. Основная  сложность заключалась ещё в том, что  малыши изображали  то, что для  них  было  интересно и значимо,  но описать это словами не  могли. С этой  целью  проводились  игры – драматизации (импровизации), инсценировки, кукольный  театр, пластические  упражнения, элементы  игры  и  драматизации  при  рассматривании картин, рисовании, лепке, аппликации…. Такие  виды  игровой  активности имеют  широкий  общеразвивающий  эффект,  возбуждают  в  детях положительные  эмоции, стимулируют  игровую  и  речевую  активность и, тем  самым, создают  естественные  условия для  возникновения  языковых  игр.

Эти  формы  работы  не теряли  своего  значения  и  в дальнейшем.

Дети  самостоятельно  пытались  сочинять  короткие  истории – фантазии, которые  я  записывала в свой  альбом  либо  оформляла  на красочный  стенд  для  родителей. Это  было  интересно  и  забавно.

   В средней  группе дети, занимаясь  весёлым  сочинительством, учились  слышать  слово, играть  со  словами. У нас проводилась  интересная игра  «Сочинялки». Дети сами выбирали  себе  игрушки  или  сказочных  героев и   придумывали о них минисказки. Всё это обыгрывалось и озвучивалось в ролях. Все  истории были  оформлены и  выставлены  для  прочтения  родителям. Затем, по этим минисказкам  дети создавали рисунки, аппликации и лепные  образы. В этой технологии  работа  проводилась  от словотворчества (т.е. от «сочинялок») к созданию творческих работ.

   А  в  любимой  нашими детьми игре «Мы – фантазёры» создавались сначала  интересные пятна, кляксы, изображения с использованием нетрадиционных техник  рисования, а затем  придумывались оригинальные и забавные сказки, небылицы и рассказы.

   Интересным и забавным занятием оказалось переписывание любимых сказок на новый лад. Начиналась сказка традиционно, а продолжение дети придумывали вместе. Затем, лепили  понравившихся героев из новой сказки.

   К праздникам так же использовала  интересные формы работы с детьми  для  формирования  интереса к словотворчеству. Например, к празднику Нового года мы решили сочинить письмо Дедушке Морозу. Каждый ребёнок старался описать в своём желании что-то очень важное для него. Все ждали,  что произойдёт чудо, и желание обязательно исполнится. Чтобы не разочаровать детей – была придумана маленькая хитрость. Все сочинённые желания  были  написаны на блестящих бумажных ёлочных игрушках, вклеены  в большое  письмо и выставлены на изучение родителям. Мы поведали детям о том, что Дедушка Мороз обязательно прочтёт письмо, ведь он Волшебник. А наши малыши тут же выдали ответ: «Да, мы знаем. У него в комнате стоит волшебное зеркало, и он всё в него видит. Конечно,  письмо наше тоже видит и читает». И родители тоже были рады этой выдумке, так как наверняка знали, что подарить своему сокровищу к празднику, чтобы порадовать его.

   К празднику  8 Марта  была оформлена  раскладная книжечка «Красивые  слова», где дети придумывали и называли своих любимых  мамочек и всех самых дорогих людей ласковыми и нежными  слова. Так же мы  устроили  выставку « Я и мама – счастливые  мгновения » и дети нарисовали портреты своих мамочек. Мамы были очень счастливы!

   Ко дню  рождения  детского сада всем  родителям было предложено  выполнить  совместно  с  детьми  литературно-творческую  работу «Мой  любимый  детский  сад». Многие  откликнулись  и проявили  своё  творчество в рисунках и рассказах. Нам – педагогам было  очень  приятно услышать столько добрых и тёплых  слов. И детям это сотворчество пришлось по душе.

    Проводимая  работа  очень  заинтересовала родителей. Они всегда в курсе наших дел и самое важное – стали больше времени уделять  своим детям. Родителей стали волновать  успехи  детей. Они интересуются, что дети делали на  занятиях, помогают  в  записи  интересных  слов и фраз, высказанных  их ребёнком  дома.   Многие  мамы  стали интересоваться  нетрадиционными  техниками художественно-творческой деятельности, используемыми  в работе с детьми. С желающими  проводятся  беседы,  консультации, тренинги, мастер-классы. И, конечно  же, вряд ли бы мы добились хороших результатов, если б  не было тесной  связи  с родителями.

   В старшей группе  использую  в работе мнемотаблицы, которые дети  придумывают и зарисовывают сами. В них присутствуют как классические, так и придуманные детьми сказки, считалочки и песенки. Так же ввела  новую для них технологию: детям раздаются чистые листы бумаги, и предлагается нарисовать любую картинку, существо или предмет по желанию. Затем, все рисунки раскладываются  вразброс, и дети начинают вместе придумывать по ним сказки и небылицы. Получаются очень смешные, оригинальные, а главное непохожие друг на друга истории, имеющие свой особый языковой стиль. Все работы детей собираются в «Книге жизни» нашей группы, которая вызывает живой интерес у родителей и детей.    

   В первый месяц перехода в старшую  группу   я заметила, что дети стали  чаще придумывать слова, которых нет в родном языке. Меня это очень заинтересовало  и я начала записывать их в уже начатый альбом  «Говорят наши дети», а родителей попросила следить за речью детей и вести запись их выдумок.

    В работе с детьми я стараюсь постоянно придумывать что-то новое, чтобы увлечь детей. Например, детей заинтересовала тема космоса. Мы вместе с ними сделали подвесной космический модуль, раскрасили его и все вырезали  совместно с родителями звезды для того, чтобы у каждого была своя  звездочка  и светила ему во вселенной. Затем, дети  рисовали то, как они себе представляют космос и придумывали короткие рассказы. Получилось очень занимательно и познавательно.

   Так же, в группе была  создана «ШКОЛА ЮНЫХ ВОЛШЕБНИКОВ», где «живут» сказочные существа: Королева-Кисточка, Король-Карандаш, Клякса, Девочки-радужные краски, Добрая фея Розочка…. Для динамических пауз и физкультурных минуток используем « радужные  кочки», цветные дорожки. В «Мастерской  Волшебника» можно найти различные виды бумаги и изобразительных средств, а в красивой коробочке «Волшебные штучки» есть множество блестящих пайеток,  разноцветных пуговиц и бусинок, лент, и ещё многое из того, что можно использовать для создания творческих работ.

    Художественно-творческая  деятельность  проникает во все сферы деятельности детей: в режимные моменты, посещения театров, прогулки, праздники, и всё это отражается и прослеживается в работах детей.

Детская  работа – это язык  ребёнка, желание которого  постоянно делиться впечатлениями  об  увиденном и пережитом.

      Я попыталась ещё в младшей группе окунуть детей  в  этот мир  волшебства и очень хочется, чтобы всё то, доброе и вечное что дарит нам искусство, сохранилось в них надолго.

  А результаты и  итоги  деятельности  в группе представляются на выставке «Волшебный мир искусства», название которой отражает всю суть проводимой  работы.

 

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»