Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Рабочая программа познавательного развития по ознакомлению
детей с окружающим миром

Ядовитые растения и грибы наших лесов

Белых Елена Михайловна,
воспитатель
ГБДОУ №108 Санкт-Петербурга

Возраст детей: 4-5 лет (средняя группа)

Рабочая программа составлена с учетом требований ФГОС.

Программа по ознакомлению детей с окружающим миром «Ядовитые растения и грибы наших лесов»рассчитана на детей средней группы. Срок реализации данной программы 1 год. Программа рассчитана на 10 занятий в год, занятия проводятся один раз в месяц,7 занятий в соответствии с учебным планом, 3 экскурсии организованные воспитателем во время утренней прогулки . Занятие проводится фронтально.

Программа позволяет обеспечить усвоение  необходимых знаний, ответить на все вопросы ребят и удовлетворить любопытство, в свободном общении формировать у них интерес к естественно - научным дисциплинам, экологическую культуру. 
Знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного, эмоционального отношения к миру – важнейшие линии развития личности ребенка по средствам ознакомления с окружающим миром.

Программа строится на основе принципов:

  • целостности окружающей среды, направленная на формирование у дошкольников понимания неразрывной связи составляющих элементов окружающей среды и выработку стратегии поведения человека в ней;
  • соответствия содержания, форм и методов, психолого-возрастным потребностям воспитанников.

Предполагаемая структура позволяет расширять знания, полученные ранее, обеспечивает возможность разнопланового их применения. Логическая связь между теоретическими и практическими занятиями позволяет связывать новый материал с предыдущим, предоставляется возможность для развития нужных умений, обеспечивает различными видами деятельности, познавательный интерес и дает возможность самим детям оценить свои успехи. При разработке программы учитывались психолого-педагогические закономерности усвоения знаний детьми 4-5 лет, их наглядность, доступность, уровень предшествующей подготовки. В содержании программы представлены практические работы, отличающиеся разнообразием форм познавательной деятельности. Практическая деятельность включает элементы исследований, экскурсии в ближайшее природное окружение. Развитие навыков осуществляется от простого к сложному, от развития умений наблюдать, анализировать и обобщать – к постановке опытов. Все практические работы имеют четко выраженный характер познания ближайшего природного окружения и создают условия для принятия конкретных решений.

Материалы по результатам выполненных практических работ оформляются в виде  рисунков,  творческих заданий. По итогам работ обучающихся будет создана итоговая выставка – отчет.

Цель работы : обеспечение психологического благополучия, создание радостного, приподнятого эмоционального состояния, здоровья детей; расширение знаний, вооружение их навыками бережного использования природных ресурсов, формирование активной гуманной позиции дошкольников по отношению к природе.

Задачи:

  • Расширение контактов детей с природой, вовлечение их в деятельность по изучению и охране окружающей среды.
  • Изучение природы наших лесов.
  • Развитие познавательного интереса дошкольников к природе.
  • Формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности (практические опыты) .
  • Воспитание экологической культуры, бережного и ответственного отношения к окружающей среде.

Планируемые результаты

Результаты личностного развития:

  • Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
  • Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
  • Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
  • В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Развитие умения постановки задач:

  • Учиться, совместно с воспитателем, обнаруживать и формулировать проблему.
  • Учиться оставлять план решения проблемы совместно с воспитателем.
  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью воспитателя.
  • Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки.

Результаты познавательного развития:

  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде рисунка.

Результаты коммуникативного развития:

  • Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной речи с учётом своих знаний и опыта.
  • Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
  • Развитие окружающей дошкольника речевой среды; общения;
  • формирование связной речи ; усовершенствование умения правильно выговаривать звуки и слова.

Предметные результаты

  • знать и называть некоторые виды растений и грибов, знать и характерные особенности
  • доказывать необходимость бережного отношения людей к полезным и ядовитым растениям и грибам;
  • замечать и объяснять, какие поступки людей противоречат правилам поведения в окружающей природе;
  • предлагать, что можно сделать самим  для исправления видимых нарушений людей в природе.

Предполагаемые результаты реализации программы

Дети должны уметь:

  • называть полезные и ядовитые растения и грибы, и их роль в жизни человека;
  • перечислять особенности растении, грибов.
  • оценивать правильность поведения людей в природе;
  • наблюдать и оценивать явления природы;
  • выполнять практические работы и опыты, различные творческие задания;
  • моделировать правильное поведение на природе;
  • доказывать необходимость бережного отношения людей к растениям и грибам.

Формы работы и контроля

Форма работы подразумевает фронтальную организацию деятельности детей, а так же включает в себя  индивидуальную и подгрупповую работу над проектом.

1. Индивидуальная работа.

  • формировать у детей систему понятий, умений и навыков;
  • закреплять полученные знания в процессе работы.

2. Подрупповая  работа.

Работа в подгруппе убеждает в ценности взаимопомощи, укрепляет дружбу, прививает навыки, необходимые в жизни, повышает уважение к себе, дает возможность избежать отрицательных сторон соревнования.

3.Организация фронтальной работы:

  • умение выслушивать других детей;
  • развивать умение работать в коллективе;
  • умение представить свою работу.

Формой контроля сформированности представлений об окружающем мире являются игры, изобразительные работы, выставки. Основная цель этих проверочных работ: определение уровня развития дошкольников и их умения применять полученные знания.

Методические рекомендации

Содержание программы по ознакомлению детей с окружающим миром «Ядовитые растения и грибы наших лесов» осуществлялся на основе следующих ведущих идей:

  • идея многообразия мира;
  • идея экологической целостности мира;
  • идея уважения к миру.

Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной и в социальной сферах. На основе полученных сведений выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы. В соответствии с экологической направленностью особое внимание мы уделяем знакомству дошкольников с природным многообразием, рассматривая его и как самостоятельную ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Справочная литература

  1. Гэнери А.. Я познаю мир. Детская энциклопедия. Растения
  2. Губанов И.А. и др. .Популярная энциклопедия растений

Наглядные пособия:

  1. изобразительные наглядные пособия – плакаты, иллюстрации и печатная продукция по теме проекта;
  2. гербарии; альбомы изготовленные детьми совместно с родителями;
  3. настольные дидактические игры ;
  4. муляжи .

Технические средства:

  1. ноутбук,
  2. магнитофон.

Экранно-звуковые пособия:

  1. Диск CD «Звуки живой природы»
  2. Диск RV«Природа России»
  3. Видео презентация «Ядовитые растения  и грибы наших лесов».

Дидактические игры
«Подскажи словечко»,   «Отгадай загадку» («Угадай»), «Опиши мы отгадаем» («Загадалки», «Что это?»), «Посчитай»,  «Четвёртый лишний» («Что лишнее?»),  «Найди и назови», «Съедобный – несъедобный», «Чего не стало?» («Что появилось»), «Собери грибы в кузовок», «Что растёт в лесу», «Как называется?» («Какой сок из малины?»), «Какого вкуса (цвета) эти ягоды?», «Да – нет».

Методическая литература

Соломенникова О.А.Ознакомление с природой в детском саду. Средняя группа. ФГОС Мозаика-Синтез;2014
В. А. Дрязгунова “Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями”; М.,1981г.

Л. И. Грехова “ В Союзе с природой” ; М., 2003г.

А. И. Сорокина “Дидактические игры в детском саду”; М., 1982г.

Шишкина В.А. Прогулки в природу. М., 2002.

Николаева С.Н. Юный эколог. Изд. «Мозаика синтез». М., 2004.

Азбука экологического воспитания // Дошкольное воспитание, 5/1995.

Н. Ф. Виноградова, "Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой", М., 1978.

 

 

 

Календарно-тематическое планирование

Дата

план

Тема    занятия:

Программное содержание:

1.

16,09

МИР  ВОКРУГ  НАС

Разнообразие природы. Значение природы для людей. Основные группы растений.

Выявление значения природы в жизни человека; знакомство с основными группами растений

2.

7,10

Экскурсия

«Осенние явления в жизни растений».

Исследование-знакомство с растениями нашего участка

3.

28,10

Полезные растения

Знакомство с полезными растениями, правила сбора полезных растений

4.

18,11

Ядовитые растения

Знакомство с ядовитыми растениями, правила поведения  при отравлении растениями

5.

16,12

Итоговое задание по теме: «Растения наших лесов»

Выявление значений растений в жизни человека, правила поведения в парке и лесу

6.

20,01

В ЦАРСТВЕ  ГРИБОВ

Разнообразие грибов. Съедобные грибы

Знакомство со съедобными грибами. Знакомство с правилами сбора грибов

7.

10,02

Ядовитые грибы

Знакомство с ядовитыми грибами, знакомство с правилами поведения при отравлении грибами

8.

24,03

Итоговое занятие по теме: «Грибы»

Выявление значений грибов в жизни человека

9.

28,04

Экскурсия «Растения вокруг нашего детского сада»

Знакомство с растениями, растущими вокруг детского сада

10.

19,05

Экскурсия «Весенние явления в жизни растений»

Знакомство с основными  весенними явлениями в жизни растений

 

 

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»