Рабочая программа познавательного развития по ознакомлению
детей с окружающим миром
Ядовитые растения и грибы наших лесов
Белых Елена Михайловна,
воспитатель ГБДОУ №108 Санкт-Петербурга
Возраст детей: 4-5 лет (средняя группа)
Рабочая программа составлена с учетом требований ФГОС.
Программа по ознакомлению детей с окружающим миром «Ядовитые растения и грибы наших лесов»рассчитана на детей средней группы. Срок реализации данной программы 1 год. Программа рассчитана на 10 занятий в год, занятия проводятся один раз в месяц,7 занятий в соответствии с учебным планом, 3 экскурсии организованные воспитателем во время утренней прогулки . Занятие проводится фронтально.
Программа позволяет обеспечить усвоение необходимых знаний, ответить на все вопросы ребят и удовлетворить любопытство, в свободном общении формировать у них интерес к естественно - научным дисциплинам, экологическую культуру.
Знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного, эмоционального отношения к миру – важнейшие линии развития личности ребенка по средствам ознакомления с окружающим миром.
Программа строится на основе принципов:
- целостности окружающей среды, направленная на формирование у дошкольников понимания неразрывной связи составляющих элементов окружающей среды и выработку стратегии поведения человека в ней;
- соответствия содержания, форм и методов, психолого-возрастным потребностям воспитанников.
Предполагаемая структура позволяет расширять знания, полученные ранее, обеспечивает возможность разнопланового их применения. Логическая связь между теоретическими и практическими занятиями позволяет связывать новый материал с предыдущим, предоставляется возможность для развития нужных умений, обеспечивает различными видами деятельности, познавательный интерес и дает возможность самим детям оценить свои успехи. При разработке программы учитывались психолого-педагогические закономерности усвоения знаний детьми 4-5 лет, их наглядность, доступность, уровень предшествующей подготовки. В содержании программы представлены практические работы, отличающиеся разнообразием форм познавательной деятельности. Практическая деятельность включает элементы исследований, экскурсии в ближайшее природное окружение. Развитие навыков осуществляется от простого к сложному, от развития умений наблюдать, анализировать и обобщать – к постановке опытов. Все практические работы имеют четко выраженный характер познания ближайшего природного окружения и создают условия для принятия конкретных решений.
Материалы по результатам выполненных практических работ оформляются в виде рисунков, творческих заданий. По итогам работ обучающихся будет создана итоговая выставка – отчет.
Цель работы : обеспечение психологического благополучия, создание радостного, приподнятого эмоционального состояния, здоровья детей; расширение знаний, вооружение их навыками бережного использования природных ресурсов, формирование активной гуманной позиции дошкольников по отношению к природе.
Задачи:
- Расширение контактов детей с природой, вовлечение их в деятельность по изучению и охране окружающей среды.
- Изучение природы наших лесов.
- Развитие познавательного интереса дошкольников к природе.
- Формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности (практические опыты) .
- Воспитание экологической культуры, бережного и ответственного отношения к окружающей среде.
Планируемые результаты
Результаты личностного развития:
- Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
- Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
- Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
- В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Развитие умения постановки задач:
- Учиться, совместно с воспитателем, обнаруживать и формулировать проблему.
- Учиться оставлять план решения проблемы совместно с воспитателем.
- Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью воспитателя.
- Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки.
Результаты познавательного развития:
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде рисунка.
Результаты коммуникативного развития:
- Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной речи с учётом своих знаний и опыта.
- Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
- Развитие окружающей дошкольника речевой среды; общения;
- формирование связной речи ; усовершенствование умения правильно выговаривать звуки и слова.
Предметные результаты
- знать и называть некоторые виды растений и грибов, знать и характерные особенности
- доказывать необходимость бережного отношения людей к полезным и ядовитым растениям и грибам;
- замечать и объяснять, какие поступки людей противоречат правилам поведения в окружающей природе;
- предлагать, что можно сделать самим для исправления видимых нарушений людей в природе.
Предполагаемые результаты реализации программы
Дети должны уметь:
- называть полезные и ядовитые растения и грибы, и их роль в жизни человека;
- перечислять особенности растении, грибов.
- оценивать правильность поведения людей в природе;
- наблюдать и оценивать явления природы;
- выполнять практические работы и опыты, различные творческие задания;
- моделировать правильное поведение на природе;
- доказывать необходимость бережного отношения людей к растениям и грибам.
Формы работы и контроля
Форма работы подразумевает фронтальную организацию деятельности детей, а так же включает в себя индивидуальную и подгрупповую работу над проектом.
1. Индивидуальная работа.
- формировать у детей систему понятий, умений и навыков;
- закреплять полученные знания в процессе работы.
2. Подрупповая работа.
Работа в подгруппе убеждает в ценности взаимопомощи, укрепляет дружбу, прививает навыки, необходимые в жизни, повышает уважение к себе, дает возможность избежать отрицательных сторон соревнования.
3.Организация фронтальной работы:
- умение выслушивать других детей;
- развивать умение работать в коллективе;
- умение представить свою работу.
Формой контроля сформированности представлений об окружающем мире являются игры, изобразительные работы, выставки. Основная цель этих проверочных работ: определение уровня развития дошкольников и их умения применять полученные знания.
Методические рекомендации
Содержание программы по ознакомлению детей с окружающим миром «Ядовитые растения и грибы наших лесов» осуществлялся на основе следующих ведущих идей:
- идея многообразия мира;
- идея экологической целостности мира;
- идея уважения к миру.
Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной и в социальной сферах. На основе полученных сведений выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы. В соответствии с экологической направленностью особое внимание мы уделяем знакомству дошкольников с природным многообразием, рассматривая его и как самостоятельную ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Справочная литература
- Гэнери А.. Я познаю мир. Детская энциклопедия. Растения
- Губанов И.А. и др. .Популярная энциклопедия растений
Наглядные пособия:
- изобразительные наглядные пособия – плакаты, иллюстрации и печатная продукция по теме проекта;
- гербарии; альбомы изготовленные детьми совместно с родителями;
- настольные дидактические игры ;
- муляжи .
Технические средства:
- ноутбук,
- магнитофон.
Экранно-звуковые пособия:
- Диск CD «Звуки живой природы»
- Диск RV«Природа России»
- Видео презентация «Ядовитые растения и грибы наших лесов».
Дидактические игры
«Подскажи словечко», «Отгадай загадку» («Угадай»), «Опиши мы отгадаем» («Загадалки», «Что это?»), «Посчитай», «Четвёртый лишний» («Что лишнее?»), «Найди и назови», «Съедобный – несъедобный», «Чего не стало?» («Что появилось»), «Собери грибы в кузовок», «Что растёт в лесу», «Как называется?» («Какой сок из малины?»), «Какого вкуса (цвета) эти ягоды?», «Да – нет».
Методическая литература
Соломенникова О.А.Ознакомление с природой в детском саду. Средняя группа. ФГОС Мозаика-Синтез;2014
В. А. Дрязгунова “Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями”; М.,1981г.
Л. И. Грехова “ В Союзе с природой” ; М., 2003г.
А. И. Сорокина “Дидактические игры в детском саду”; М., 1982г.
Шишкина В.А. Прогулки в природу. М., 2002.
Николаева С.Н. Юный эколог. Изд. «Мозаика синтез». М., 2004.
Азбука экологического воспитания // Дошкольное воспитание, 5/1995.
Н. Ф. Виноградова, "Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой", М., 1978.
Календарно-тематическое планирование
№ |
Дата план |
Тема занятия: |
Программное содержание: |
1. |
16,09 |
МИР ВОКРУГ НАС Разнообразие природы. Значение природы для людей. Основные группы растений. |
Выявление значения природы в жизни человека; знакомство с основными группами растений |
2. |
7,10 |
Экскурсия «Осенние явления в жизни растений». |
Исследование-знакомство с растениями нашего участка |
3. |
28,10 |
Полезные растения |
Знакомство с полезными растениями, правила сбора полезных растений |
4. |
18,11 |
Ядовитые растения |
Знакомство с ядовитыми растениями, правила поведения при отравлении растениями |
5. |
16,12 |
Итоговое задание по теме: «Растения наших лесов» |
Выявление значений растений в жизни человека, правила поведения в парке и лесу |
6. |
20,01 |
В ЦАРСТВЕ ГРИБОВ Разнообразие грибов. Съедобные грибы |
Знакомство со съедобными грибами. Знакомство с правилами сбора грибов |
7. |
10,02 |
Ядовитые грибы |
Знакомство с ядовитыми грибами, знакомство с правилами поведения при отравлении грибами |
8. |
24,03 |
Итоговое занятие по теме: «Грибы» |
Выявление значений грибов в жизни человека |
9. |
28,04 |
Экскурсия «Растения вокруг нашего детского сада» |
Знакомство с растениями, растущими вокруг детского сада |
10. |
19,05 |
Экскурсия «Весенние явления в жизни растений» |
Знакомство с основными весенними явлениями в жизни растений |