Этнокалендарь как часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений
Поликарпова Нина Александровна,
методист ГБДОУ детский сад №23
Петроградского района Санкт-Петербурга
Согласно ФГОС ДО часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений, может быть ориентирована на: специфику национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность. Проект «Этнокалендарь Санкт-Петербурга» реализован в рамках Программы Правительства Санкт-Петербурга «Толерантность». В программе обязательно должен быть представлен целевой, содержательный и организационный разделы.
Целевой раздел включает в себя пояснительную записку, которая раскрывает цели и задачи реализации Программы, принципы и подходы, значимые для разработки и реализации Программы характеристики и планируемые результаты.
Таким образом, представить работу с Этнокалендарем в вариативной части Программы можно следующим образом:
1.Пояснительная записка:
- Изначально цель: формирование культуры толерантности в раннем возрасте как условие гармонизации развития детей и предупреждение ассоциального поведения в их будущем
- Цель: гармонизация социальных отношений
- Принципы (из ФГОС):
Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства
- Целевые ориентиры (из ФГОС):
ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, другим людям и самому себе.
- Значимые для разработки и реализации Программы характеристики:
В саду в одной группе соседствуют дети с различным уровнем владения речью и воспитанности, разных национальностей, отличающиеся по цвету кожи, глаз, волос, по одежде и привычным манерам поведения.
2. Содержательный раздел
Содержательный раздел можно представить в виде таблицы:
тема |
Содержание работы |
Варианты итоговых мероприятий |
Сезонные праздники (День урожая, международный день птиц, Осенины и т.п.) |
Расширять знания детей об определенном времени года; о правилах поведения в природе; представления о вариативности национальных традиций; Воспитывать бережное отношение к природе; уважение к традициям другого народа. Развивать умение сравнивать. |
«Весенний праздник птиц»)
|
Семейные праздники (День матери, День семьи, всероссийский день семьи, любви и верности)
|
Организовывать все виды детской деятельности вокруг темы семьи, любви к маме, папе и другим членам семьи. Расширять представления о многообразии традиций семьи. Воспитывать бережное и чуткое отношение к самым близким людям, формировать потребность радовать близких добрыми делами. |
|
Праздники и даты можно разбить так, как удобно детскому саду. Кроме представленных в таблице, можно еще выделить:
- Памятные имена и даты (День памяти Пушкина, П.И. Чайковский);
- Праздники, посвященные миру на земле (День защитника Отечества, День народного единства).
3. Организационный раздел:
- Обеспеченность методическими материалами: «Методические рекомендации по работе с комплектом плакатов «Этнокалендарь Санкт-Петербурга»;
- Особенности организации РППС: оформление стендов сменного типа, посвященных конкретной дате; куклы, изображающие людей разных этнических групп; костюмы разных народов; предметы быта, относящиеся к разным культурам.