Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Познавательное развитие

М.О. Быватова, заведующий;
Н.В. Хахалева, воспитатель;
В.И. Панфилова, воспитатель
ГБДОУ детского сада № 3
9
компенсирующего вида

Наши воспитанники – дети с общим недоразвитием  речи. Имеющиеся у детей нарушения речи препятствуют полноценному сенсорному развитию: дети затрудняются в обследовании предметов, в выделении нужных свойств, а главное – в обозначении словом этих свойств. Даже в старшем дошкольном возрасте воспитанники логопедических групп путают названия цветов, геометрических фигур, с  трудом ориентируются в пространственных и временных отношениях, далеко не всегда используют те возможности восприятия, которыми обладают. С восприятия  предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Развитие познавательных интересов, полноценное восприятие необходимо для успешного обучения  в детском саду, в школе, для умственной  и  трудовой деятельности в дальнейшей жизни.

Воспитательно-образовательный процесс строится с учетом контингента воспитанников, их индивидуальных, возрастных особенностей.

При планировании работы и подборе упражнений по сенсорному развитию в качестве наглядных пособий мы используем доступные для детей натуральные предметы, в конечном итоге это развивает мыслительные процессы, а также стимулирует развитие  всех сторон речи. На занятиях по формированию элементарных математических представлений для развития точности восприятия учим детей пользоваться сенсорными  эталонами, что помогает анализировать внешние свойства предметов, сравнивать их, обобщать, правильно называть эти свойства. В совместной деятельности воспитателя и детей, а далее в самостоятельной деятельности используем такие дидактические средства:  как блоки Дьенеша,  палочки Кьюизенера, развивающие игры. На успешность  обучения дошкольников влияет не только содержание предлагаемого  материала, но и форма подачи, которая должна стимулировать познавательную активность, вызывать интерес и желание справиться  даже с самой трудной задачей. Для этого используется проблемно-поисковый метод.

В процессе решения проблемы взрослый помогает ребенку применить известные способы действий к незнакомым условиям. Усвоение новых знаний  происходит благодаря использованию игры, рассказа, соревнования, путешествия, практической работы с наглядным материалом и инструментом. Показателями рациональности поиска являются: уровень самостоятельности воспитанников, развитие сенсорных  способностей, умения рассказывать и доказывать.

«Загадочное путешествие» – занятие для детей

подготовительной к школе группы

(использование современной образовательной технологии:

технологии проблемного обучения)

 

 

Задачи:

- образовательные:

1.     Обобщение знаний детей о свойствах геометрических фигур с использованием блоков Дьенеша;

2.     Совершенствование способности детей собирать разрезную картинку с использованием цифр и букв (цифры от 1 до 4, буквы: А, Б, В, Г);

3.     Развитие умения пользоваться планом-схемой; определять своё место по заданному условию;

4.     Совершенствование логико-математических представлений с использованием игры «Какой фигуры не хватает?»;

5.     Совершенствование навыка счёта в пределах 20;

6.     Закрепление знаний детей о делении целого на 4 части, сравнении и обозначении частей числом;

7.     Закрепление знания детей о палочках Кьюзенера, их свойствах;

8.     Использование моделей числа в виде цветной полоски;

9.     Совершенствование способности детей собирать квадрат из частей по степени сложности.

- коррекционные:

1.  Развитие монологической речи.

2.  Развитие грамматического строя речи:  согласование числительных с существительными;

3.     Развитие мелкой моторики;

4.     Развитие умения ориентироваться на листе бумаги;

5.     Развитие внимания, памяти.

- воспитательные:

1.     Воспитание взаимовыручки, доброго отношения друг к другу;

2.     Поддержание положительного эмоционального настроения, интереса во время занятия;

 

Материал:

1.     План-схема группы;

2.     Картинка «Карандаш», разрезанная на 16 частей;

3.     «Семь цветных карандашей», сделанных из цветного картона;

4.     Набор фруктов, овощей из цветной бумаги;

5.     2 обруча (2 цветные верёвочки);

6.     Блоки Дьенеша;

7.     Палочки Кьюзенера;

8.     4 фланелеграфа, 4 подставки;

9.     Карточки «Сложи квадрат» (на каждого ребёнка);

10.                        Игровизоры с карточками заданий (на каждого ребёнка);

11.                        Маркеры;

12.                        Чистые листочки в клеточку для графического изображения.

 

Предварительная работа:

·     Знакомство с планом-схемой группы, хождение по схеме с использованием заданий воспитателя;

·     Ориентировка в микропространстве (на листе в клеточку);

·     Развивающие игры Б. И. Никитина и В. П. Воскобовича; блоки Дьенеша; палочки Кьюзенера; модели;

·     Игры детей с 2-мя обручами с использованием рекомендаций З. А. Михайловой;

·     Использование заданий из рабочей тетради по математике под редакцией И. Н. Чеплашкиной;

·     Рекомендации родителям:

- упражнять детей  в прорисовке, штриховке;

- решение логических схем и задач;

- гимнастика для глаз.

 

Ход занятия:

-   Ребята, утром я нашла письмо. От кого?

-   Помогите мне сложить картинку, тогда узнаем, от кого пришло письмо. (Дети складывают разрезную картинку «Карандаш» из 16 частей, используют буквы по вертикали: А, Б, В, Г и цифры по горизонтали: 1, 2, 3, 4).

-   «Карандаш» потерял радугу и просит Вас помочь найти её.

-   Ребята, а сколько цветов в радуге? («Семь, 7».)

-   Какие это цвета? («Красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый».)

-   Отыскать радугу нам поможет карта-схема группы.

-   Смотрим на карту и видим, где находится К — карандаш (двигаясь по группе). Все карандаши заколдованы, они будут нашими, если мы выполним задания.

-   Итак, первое задание: нужно собрать нитку бус из блоков Дьенеша, не повторяясь по цвету и по форме. (Дети выполняют задание, уточняют, что собрали правильно, нигде не ошиблись.)

-   Мы забираем с собой красный карандаш.

-   Двигаемся дальше, за каким карандашом? («За оранжевым».)

-   Где он находится? (Дети смотрят на план и отвечают: «Он находится вместе с жёлтым карандашом на столе».)

-   Оранжевый карандаш будет нашим, если выполним задание: составьте из частей квадрат. (Дети выполняют задание.)

-   Правильно, ошибок нет, молодцы! (Дети забирают оранжевый карандаш.)

-   Жёлтый карандаш будет нашим, если правильно нарисуем ответ к заданию: какой фигуры не хватает?

Правильность ответа дети проверяют с помощью подсказки — кальки, приклеенной с обратной стороны картинки.

-   Молодцы! И жёлтый карандаш теперь наш.

 

 

-   Сколько же осталось нам найти карандашей? («Четыре».) Какие они? («Зелёный, голубой, синий, фиолетовый».)

-   Где на плане-схеме находится зелёный карандаш? (Дети рассматривают план и ориентируются, находят зелёный карандаш на другом столе.)

-   Задание: догадайтесь, какая кому достанется машина?

-   Раздаю всем карточки №1, №2, №3, №4.

 

З

К

Ж

С

№1

З

К

Ж

С

№2

З

К

Ж

С

№3

З

К

Ж

С

№4

 

Дети методом исключения, по очереди разгадывают цвет машины и выбирают себе руль такого же цвета.

-   Возьмите рули и мы отправляемся за синим и голубым карандашами по плану-схеме.

-   Вы проголодались? Хотите подкрепиться?

-   Выполните задание: какие фрукты и овощи вы бы съели, если известно, что в 1 день съедали все жёлтые фрукты и овощи, а во 2-ой день – все не круглые фрукты и овощи.

На фланелеграфе фрукты и овощи:

·        1 груша зелёная, 1 груша жёлтая,

·        1 помидор зелёный, 1 помидор красный;

·        1 яблоко красное, 1 яблоко жёлтое, 1 яблоко зелёное;

·        1 репа жёлтая.

 

Дети помещают в один обруч все жёлтые фрукты и овощи, а во второй – все не круглые фрукты и овощи. Обруч заменён на цветную липучку на фланелеграфе в виде двух кругов.

-   Посмотрим под салфеткой, правильно ли выполнили задание? («1 лимон желтый, 1 груша жёлтая».)

-   Я предлагаю съесть грушу.

-   Как разделить её на 4 части? («Пополам, ещё раз пополам».)

-   Подкрепились, а теперь в путь по плану-схеме за последним карандашом, фиолетового цвета.

По плану-схеме дети отыскивают то место, где должен находиться фиолетовый карандаш, но там находится ларец.

-   Значит, нужно открыть ларец. Он закрыт.

-   Первое задание: нарисуйте по клеткам ключ от ларца под диктовку воспитателя: 2 клетки – вниз, 2 клетки – вправо, 4 клетки – вниз, 1 клетка – вправо, 1 клетка – вверх, 1 клетка – вправо, 1 клетка – вверх, 1 клетка – влево, 2 клетки – вверх, 2 клетки – вправо, 2 клетки – вверх, 5 клеток – влево.

Дети рисуют ключ.

-   Молодцы! Всё правильно.

-   Второе задание: по цветовой карточке на доске, с помощью палочек Кьюзенера, определите код замка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети называют цифры по цветовой гамме, вспоминают цвет палочек Кьюзенера. Код замка: 2999452.

Ларец открыт. В нём находится фиолетовый карандаш и настоящие цветные карандаши на каждого ребёнка (наборы).

-   Итак, все цвета найдены, теперь вы сможете нарисовать «Карандашу» цветную радугу. Он благодарит вас за помощь и за то, что вы оказались такими добрыми, отзывчивыми, дружными, смекалистыми. Дарит вам эти цветные карандаши.

-   «Карандаш» и я говорим вам «СПАСИБО!».

 

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»