Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Особенности обучения связной речи детей
с тяжелым нарушением речи

Прус  Наталия Николаевна

Обучение связной речи детей, посещающих группу компенсирующей направленности для детей с тяжелым нарушением речи, общим недоразвитием речи, имеет свои особенности.

Известно, что развитие связной речи – одна из главных и наиболее трудных задач в работе с детьми, имеющими речевое недоразвитие.

Наиболее простая форма устной речи – разговорная речь. Формироваться она может в беседе. Беседа как метод обучения – это целенаправленный, заранее подготовленный разговор с группой детей на определенную тему.

Но с детьми речевых групп необходимо предварительная работа. Предложениями в речи они пользуются, но составляют их с аграмматизмами. Чем тяжелее диагноз, тем грубее аграмматизмы и короче фразы, которые ребенок произносит.

На просьбу сказать, что изображено на картинке, дети дают следующие ответы:

- Это лес.

-Это девочка и мальчик.

-Гриб берет.

- Ягодов и грибы много.

-Листики желтые лежат. И т.д.

На просьбу рассказать, что случилось ( по серии картинок «Зайка и снеговик») дети составили такие рассказы: «Зайка делал снеговик. Он сел и сидит. Потом – лето. И растаял. А зайка морковку ел.» « заяц строил снеговик. И построил. Сел на лестницу и стал думать. Лето настало. Снеговик растаял. Заяц сел и морковку съел.»

В обучении связной речи большое значение имеет работа над предложением.

А.Н. Гвоздев писал: «Предложение в развитии детской речи играет огромную роль. Представляя собой известное высказывание, сообщение, оно является основной единицей речи как орудия мышления и общения. Овладение родным языком в основном и протекает в виде усвоения предложений разных типов.» («Вопросы изучения детской речи»)

Очень важно научить детей грамматически правильно .строить предложения из четырех, пяти и более слов, научить правильному самостоятельному словоизменению.

Сначала мы составляли рассказы по демонстрации действий, потом по картинкам.

Ребенку задавался вопрос, например:

-Кому мальчик дает сено?

- Мальчик дает сено коню.

При следующих показах картинок дети составляли предложения самостоятельно. (Собака дает лапу девочке. Нина дает очки бабушке. Мальчик несет цветы маме.)

Для введения в предложения предлогов можно использовать следующие задания с использованием символов предлогов.

Дидактическая игра «Где забыли зонтик» (см. приложение)

Распространять предложения можно за счет однородных членов предложения (прилагательных, глаголов). Можно предложить детям придумать слова к слову «снег» (лес, дом и т.д.) – какой он?

Далее можно предложить подобрать ответы на вопрос «Что делает Мишка (зайка, мышонок и т.д.) с использованием картинок из картотеки глаголов (бежит, спит, прыгает и т.д.)

Известно, что монологическая речь более сложна, чем диалогическая. Она требует более концентрированного произвольного внимания к содержанию и форме речи. Дети в дошкольном возрасте должны овладеть двумя типами устной монологической речи: пересказом и рассказом. Учитывая сниженную активность детей-логопатов, отсутствие должной эмоциональности, бедность воображения быструю утомляемость, логопед при построении занятий использует соответствующий речевой материал, наглядное оформление. Пересказ для ребенка легче рассказа, в котором есть готовая речевая форма автора и чтеца-логопеда. Но для того, чтобы ребенок не механически заучивал текст, можно использовать такие варианты, как замена героя . Так, при пересказе текста «Птицы зимой», во время диалога дети могут заменить синицу на поползня, дятла на клеста( можно использовать маски или медальоны с изображением этих птиц.) При пересказе сказок большую помощь оказывают игры-драматизации(можно использовать пальчиковый театр, БИ БА БО и т. д.) Дети начинают говорить более выразительно и эмоционально. Обучению рассказыванию уделяется значительное внимание в системе логопедических занятий. Рассказы, включающие в себя описание игрушек и натуральных объектов детям с общим недоразвитием речи давались много легче, чем рассказы по картинке и сериям картинок. Работа над сериями картинок идет успешнее, чем рассматривание многоплановой сюжетной картины. Дети с диагнозом тяжелое нарушение речи испытывают большие трудности в последовательности изложения материала. Серии картинок, являясь как бы планом рассказа, помогают ребенку наглядно установить последовательность различных эпизодов.

Можно использовать различные приемы работы с сериями картинок:

1. «Собери картинки и составь рассказ

Дети получают первую картинку серии. Остальные картинки лежат на столе. Открывая карточку, логопед спрашивает: «Что здесь изображено?» Например, ежик лег спать под грибком. «кому нужна эта картинка?» Получив все карточки своей серии, каждый ребенок должен разложить их в нужном порядке и передать их содержание связным рассказом.

2. «Рассказываем сказки»

У каждого ребенка по шесть картинок к сказке( «Колобок», «Репка»)Один из детей выкладывает первую картинку и начинает сказку. Каждый ребенок по кругу должен выставить следующую картинку и рассказать по ней.

При обучении занятий по обучению рассказам по памяти, из индивидуального опыта ребенка, детям можно предложить вспомнить и описать любимую игрушку, рассказать о домашнем животном, о своей квартире. На первых занятиях можно использовать образец.

Обучение творческим рассказам сопряжено с большими трудностями.

Так, из 15 детей, посещавших группу компенсирующей направленности для детей с тяжелым нарушением речи (возраст 5,% до 6 лет) только 2 ребенка научились составлять творческие рассказы и рассказы на предложенный сюжет в полном объеме.

Это подтверждает необходимость углубленной работы по обучению связной речи с детьми, посещающими крупу компенсирующей направленности для детей с диагнозом общее недоразвитие речи.

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»