Особенности обучения связной речи детей
с тяжелым нарушением речи
Прус Наталия Николаевна
Обучение связной речи детей, посещающих группу компенсирующей направленности для детей с тяжелым нарушением речи, общим недоразвитием речи, имеет свои особенности.
Известно, что развитие связной речи – одна из главных и наиболее трудных задач в работе с детьми, имеющими речевое недоразвитие.
Наиболее простая форма устной речи – разговорная речь. Формироваться она может в беседе. Беседа как метод обучения – это целенаправленный, заранее подготовленный разговор с группой детей на определенную тему.
Но с детьми речевых групп необходимо предварительная работа. Предложениями в речи они пользуются, но составляют их с аграмматизмами. Чем тяжелее диагноз, тем грубее аграмматизмы и короче фразы, которые ребенок произносит.
На просьбу сказать, что изображено на картинке, дети дают следующие ответы:
- Это лес.
-Это девочка и мальчик.
-Гриб берет.
- Ягодов и грибы много.
-Листики желтые лежат. И т.д.
На просьбу рассказать, что случилось ( по серии картинок «Зайка и снеговик») дети составили такие рассказы: «Зайка делал снеговик. Он сел и сидит. Потом – лето. И растаял. А зайка морковку ел.» « заяц строил снеговик. И построил. Сел на лестницу и стал думать. Лето настало. Снеговик растаял. Заяц сел и морковку съел.»
В обучении связной речи большое значение имеет работа над предложением.
А.Н. Гвоздев писал: «Предложение в развитии детской речи играет огромную роль. Представляя собой известное высказывание, сообщение, оно является основной единицей речи как орудия мышления и общения. Овладение родным языком в основном и протекает в виде усвоения предложений разных типов.» («Вопросы изучения детской речи»)
Очень важно научить детей грамматически правильно .строить предложения из четырех, пяти и более слов, научить правильному самостоятельному словоизменению.
Сначала мы составляли рассказы по демонстрации действий, потом по картинкам.
Ребенку задавался вопрос, например:
-Кому мальчик дает сено?
- Мальчик дает сено коню.
При следующих показах картинок дети составляли предложения самостоятельно. (Собака дает лапу девочке. Нина дает очки бабушке. Мальчик несет цветы маме.)
Для введения в предложения предлогов можно использовать следующие задания с использованием символов предлогов.
Дидактическая игра «Где забыли зонтик» (см. приложение)
Распространять предложения можно за счет однородных членов предложения (прилагательных, глаголов). Можно предложить детям придумать слова к слову «снег» (лес, дом и т.д.) – какой он?
Далее можно предложить подобрать ответы на вопрос «Что делает Мишка (зайка, мышонок и т.д.) с использованием картинок из картотеки глаголов (бежит, спит, прыгает и т.д.)
Известно, что монологическая речь более сложна, чем диалогическая. Она требует более концентрированного произвольного внимания к содержанию и форме речи. Дети в дошкольном возрасте должны овладеть двумя типами устной монологической речи: пересказом и рассказом. Учитывая сниженную активность детей-логопатов, отсутствие должной эмоциональности, бедность воображения быструю утомляемость, логопед при построении занятий использует соответствующий речевой материал, наглядное оформление. Пересказ для ребенка легче рассказа, в котором есть готовая речевая форма автора и чтеца-логопеда. Но для того, чтобы ребенок не механически заучивал текст, можно использовать такие варианты, как замена героя . Так, при пересказе текста «Птицы зимой», во время диалога дети могут заменить синицу на поползня, дятла на клеста( можно использовать маски или медальоны с изображением этих птиц.) При пересказе сказок большую помощь оказывают игры-драматизации(можно использовать пальчиковый театр, БИ БА БО и т. д.) Дети начинают говорить более выразительно и эмоционально. Обучению рассказыванию уделяется значительное внимание в системе логопедических занятий. Рассказы, включающие в себя описание игрушек и натуральных объектов детям с общим недоразвитием речи давались много легче, чем рассказы по картинке и сериям картинок. Работа над сериями картинок идет успешнее, чем рассматривание многоплановой сюжетной картины. Дети с диагнозом тяжелое нарушение речи испытывают большие трудности в последовательности изложения материала. Серии картинок, являясь как бы планом рассказа, помогают ребенку наглядно установить последовательность различных эпизодов.
Можно использовать различные приемы работы с сериями картинок:
1. «Собери картинки и составь рассказ
Дети получают первую картинку серии. Остальные картинки лежат на столе. Открывая карточку, логопед спрашивает: «Что здесь изображено?» Например, ежик лег спать под грибком. «кому нужна эта картинка?» Получив все карточки своей серии, каждый ребенок должен разложить их в нужном порядке и передать их содержание связным рассказом.
2. «Рассказываем сказки»
У каждого ребенка по шесть картинок к сказке( «Колобок», «Репка»)Один из детей выкладывает первую картинку и начинает сказку. Каждый ребенок по кругу должен выставить следующую картинку и рассказать по ней.
При обучении занятий по обучению рассказам по памяти, из индивидуального опыта ребенка, детям можно предложить вспомнить и описать любимую игрушку, рассказать о домашнем животном, о своей квартире. На первых занятиях можно использовать образец.
Обучение творческим рассказам сопряжено с большими трудностями.
Так, из 15 детей, посещавших группу компенсирующей направленности для детей с тяжелым нарушением речи (возраст 5,% до 6 лет) только 2 ребенка научились составлять творческие рассказы и рассказы на предложенный сюжет в полном объеме.
Это подтверждает необходимость углубленной работы по обучению связной речи с детьми, посещающими крупу компенсирующей направленности для детей с диагнозом общее недоразвитие речи.