Учебно-методическое пособие. Авторские игры
Дидактическая игра «Логические платья»
Ишанина Любовь Петровна,
воспитатель ГБДОУ деткий сад №128
Невского района Санкт-Петербурга
Цель: Развитие логического мышления дошкольников.
Данный дидактический материал является средством для развития произвольного внимания, памяти, формирования умения анализировать, сравнивать, объединять признаки и свойства. В играх с этим материалом развивается творческое воображение и пространственное мышление.
Задачи использования логических платьев в работе с детьми:
1.Развивать логическое мышление. Развивать представление о множестве, операции над множествами (сравнение, разбиение, классификация, абстрагирование).
2.Формировать представления о математических понятиях (алгоритм, кодирование и декодирование информации)
3.Развивать умения выявлять свойства в объектах, называть их, адекватно обозначать их отсутствие, обобщать объекты по их свойствам (по одному, двум, трем), объяснять сходства и различия объектов, обосновывать свои рассуждения.
4.Развивать знания, умения, навыки, необходимые для самостоятельного решения учебных и практических задач.
5.Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели, преодолении трудностей.
6.Развивать познавательные процессы, мыслительные операции.
7.Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию.
8.Развивать психические функции, связанные с речевой деятельностью.
Решение данных задач позволяет в дальнейшем детям успешно овладеть основами математики и информатики.
Что собой представляют «Логические платья»?
В комплекте 96 платьев.
Цвет платья: 4 цвета - зеленый, синий, красный, желтый
Наличие кармана и его цвет (синий, зеленый, красный, желтый)
Наличие воротника и его форма (квадратная, круглая, треугольная, прямоугольная)
Цвет платья |
Зеленое платье без кармана и воротника |
Красное платье без кармана и воротника |
Синее платье без кармана и воротника |
Желтое платье без кармана и воротника |
Цвет кармана |
Зеленый Красный Синий Желтый
|
Зеленый Красный Синий Желтый
|
Зеленый Красный Синий Желтый
|
Зеленый Красный Синий Желтый
|
Форма воротника |
Круглый Квадратный Треугольный Прямоугольный
|
Круглый Квадратный Треугольный Прямоугольный
|
Круглый Квадратный Треугольный Прямоугольный
|
Круглый Квадратный Треугольный Прямоугольный
|
Цвет кармана и форма воротника |
Зеленый карман Круглый воротник |
Зеленый карман Круглый воротник |
Зеленый карман Круглый воротник |
Зеленый карман Круглый воротник |
|
Зеленый карман квадратный воротник |
Зеленый карман квадратный воротник |
Зеленый карман квадратный воротник |
Зеленый карман квадратный воротник |
|
Зеленый карман Треугольный воротник |
Зеленый карман Треугольный воротник |
Зеленый карман Треугольный воротник |
Зеленый карман Треугольный воротник |
|
Зеленый карман Прямоугольный воротник |
Зеленый карман Прямоугольный воротник |
Зеленый карман Прямоугольный воротник |
Зеленый карман Прямоугольный воротник |
|
Красный карман Круглый воротник
|
Красный карман Круглый воротник
|
Красный карман Круглый воротник
|
Красный карман Круглый воротник
|
|
Красный карман квадратный воротник |
Красный карман квадратный воротник |
Красный карман квадратный воротник |
Красный карман квадратный воротник |
|
Красный карман Треугольный воротник |
Красный карман Треугольный воротник |
Красный карман Треугольный воротник |
Красный карман Треугольный воротник |
|
Красный карман Прямоугольный воротник |
Красный карман Прямоугольный воротник |
Красный карман Прямоугольный воротник |
Красный карман Прямоугольный воротник |
|
Синий карман Круглый воротник |
Синий карман Круглый воротник |
Синий карман Круглый воротник |
Синий карман Круглый воротник |
|
Синий карман Квадратный воротник |
Синий карман Квадратный воротник |
Синий карман Квадратный воротник |
Синий карман Квадратный воротник |
|
Синий карман Прямоугольный воротник |
Синий карман Прямоугольный воротник |
Синий карман Прямоугольный воротник |
Синий карман Прямоугольный воротник |
|
Синий карман Треугольный воротник |
Синий карман Треугольный воротник |
Синий карман Треугольный воротник |
Синий карман Треугольный воротник |
|
Желтый карман Круглый воротник |
Желтый карман Круглый воротник |
Желтый карман Круглый воротник |
Желтый карман Круглый воротник |
|
Желтый карман Квадратный воротник |
Желтый карман Квадратный воротник |
Желтый карман Квадратный воротник |
Желтый карман Квадратный воротник |
|
Желтый карман Прямоугольный воротник |
Желтый карман Прямоугольный воротник |
Желтый карман Прямоугольный воротник |
Желтый карман Прямоугольный воротник |
|
Желтый карман Треугольный воротник |
Желтый карман Треугольный воротник |
Желтый карман Треугольный воротник |
Желтый карман Треугольный воротник |
Например: Д/и «Подружки»
Варианты некоторых возможных игр с логическими платьями.
Д/и «Выбери платье»
Цель: Развитие логического мышления.
Задача: Разбиение по двум свойствам.
Материал : Платья – модели, куклы Маша и Даша.
Ход: Требуется от детей разделить платья между куклами. Маша любит только синие платья, а Даша все платья с желтыми карманами. Разделить так, чтобы не нарушить дружбу девочек(кукол).
Дети выбирают платья для кукол по наличию необходимых свойств и приходят к выводу, что синее платье с желтыми карманами необходимо положить между Машей и Дашей. Их объединяет цвет платья и цвет кармана. Они принадлежат обеим кукл
Маша
Даша
Все платья с
желтым карм,
Синие платья кроме синего:
а) с синим карм. Синее платье с желтым а) желтое пл.
б) с красным карм. карманом б) красное пл.
в) синее платье в)зеленое пл.
Без кармана с желтым карм
Аналогично задаются любые другие свойства.
Вариативность: цвет платья + цвет кармана; цвет платья + форма воротника; наличие воротника + наличие кармана и т.д.
Дидактическая игра «Лунные платья»
Цель: Развитие логического мышления _ разбиение по трем свойствам.
Закрепление умений пользоваться речью – доказательством.
Материал: Модели платья с наличием трех свойств – цвет платья, цвет кармана, форма воротника, карточки с надписью Венера, Земля, Марс (или 3 куклы), письмо с заданием; карта – схема «Раздели правильно».
Ход: Получено письмо с Луны ( в конверте задание и модели платья)
Жители Луны просят разделить платья между девочками Марса, Венеры, Земли. Они приготовили лунные платья в подарок девочкам 3-х планет, но платья все перепутались. Их надо разделить правильно и отправить по адресам.
Условие: Девочкам Земли – все зеленые платья,
Девочкам Марса – с красными карманами,
Девочкам Венеры – с круглыми воротниками.
Дети раскладывают модели платья, а затем отвечают на вопросы:
!.Какие платья принадлежат всем девочкам 3-х планет?
2.Какие платья только девочкам Земли и Марса?
3.Какие платья только девочкам Марса и Венеры?
4.Какие платья только девочкам Земли и Венеры?
5.Какие платья только девочкам Марса?
6.Какие платья только девочкам Земли?
7.Какие платья только девочкам Венеры?
8.Какие платья нужно отправить девочкам Луны?
Дидактическая игра «Подружки»
Цель : Развитие логического мышления у дошкольников.
Материал: Модели платья, три куклы Маша, Ира, Аня.
Задача : Разбиение по трем свойствам.
Ход:
Разделить платья куклам так, чтобы у Маши оказались все желтые, у Иры все с карманами, а у Ани все с воротниками.
Дети раскладывают платья для кукол по свойствам. После этого отвечают на вопросы:
1.Какие платья принадлежат всем трем куклам? (Желтые с воротником, с карманами)
2.Какие платья только Ире и Ане? (с карманами, с воротником).
3.Какие платья только Маше и Ире? (Желтые с карманами).
4.Какие платья только Ане и Маши? (желтые, с воротником)
5.Какие платья принадлежат только Маше? (желтые)
6.Какие платья принадлежат только Ире? (все с карманами)
7.Какие платья принадлежат только Ане? (все с воротниками)
8.Какие платья остались лишними?
Платья можно раскладывать по имеющейся карте-схеме. Игра имеет множество вариантов. Постоянно можно менять: цвет платья, цвет карманов, форму воротника (карта-схема «Раздели правильно»).
Дидактическая игра «Ателье»
Цель: Развитие логического мышления.
Знакомство с профессией модельера.
Развитие речи – доказательства с использованием наличия свойства и его отсутствия («не»)
Материал: Модели – платья, карточки – схемы.
ХОД:
Открывается «Ателье». В ателье сидит модельер закройщик.
Дети по очереди заходят в ателье, берут карточки-схемы и составляют с их помощью модель будущего платья, используя карточки на присутствие или отсутствие какого-либо свойства.
Карточки – схемы-
Цвет платья:
|
|
|
|
|
|
|
|
Цвет кармана:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Форма воротника:
|
|
|
|
|
|
|
|
В |
Модельер подбирает нужную модель платья сразу, либо просит заказчика подойти за заказом позже.
Например:
|
|
|
|
|
Красное платье с синим карманом и квадратным воротником.
Игра имеет множество вариантов при составлении заказов. Модельер может выбираться по считалке, по желанию детей.
Игра используется в свободное от занятий время и в индивидуальной работе с детьми.
(Можно добавить наличие и отсутствие пуговиц).