Конспект дня здоровья в старшей группе
.Большое космическое путешествие
на планету здоровья
Туманова Наталья Викторона
Цель: развить представления о том, что здоровье – главная ценность человеческой жизни.
Задачи:
- воспитывать у детей правильное отношение к здоровью,
- расширять представление о том, что полезно и что вредно для здоровья,
- формировать привычку к здоровому образу жизни,
- закрепить у детей навык ответственно относиться к своему здоровью;
- продолжить знакомить детей с тем, как устроено тело и организм человека,
- помочь ребенку осознать свои особенности неповторимость, отличия от других,
- уточнить представления о предметах личной гигиены;
- воспитывать познавательный интерес, активизировать речевое общение, в ходе совместной деятельности;
- содействовать гармоничному физическому развитию детей;
- способствовать накоплению и обогащению двигательного опыта детей;
- развивать у детей потребность в двигательной активности, интерес к физическим упражнениям.
Педагогические технологии: здоровьесберегающие: физкультурно-оздоровительная, здоровьесбережения и здоровьеобогащения, образовательная, обучение здоровому образу жизни; личностно-ориентированная, проектная, игровая.
Воспитатель:- Здравствуйте, ребята. Сегодня мы будем путешествовать по стране Здоровья. В этой стране живут здоровячки. Они здоровы, потому, что говорят всем: «Здравствуйте»! произнесите и вы это удивительное русское слово вслух. Делайте это чаще, потому что от этого слова у всех поднимается настроение. Ведь оно особенное. Когда мы его произносим, то не только приветствуем человека, но и желаем ему здоровья.
- Здравствуйте, ты скажешь человеку, здравствуй, улыбнется он в ответ,
И, наверно не пойдет в аптеку, и здоровым будет много лет.
- А теперь заглянем в большое зеркало. Каждый видит там себя. Посмотрите внимательно, из чего состоит тело человека? По очереди называем части нашего тела и показываем то, о чем будем говорить ( голова, глаза, пальцы, лоб, ресницы, грудь, нос, уши, живот, щеки, шея, спина, губы, плечи, колени, зубы, руки, ноги, подбородок, локти, ступни).
- Молодцы! А сейчас рассмотрим иллюстрации в книге. На них изображен организм человека. Будьте внимательны. Это сердце – наш «мотор». Оно заставляет кровь двигаться по сосудам. Это легкие. В них собирается воздух, которым мы дышим (кислород вдыхаем носом). А вот желудок и кишечник. Они помогают из продуктов выбирать самое полезное, кормят нас. Это почки и мочевой пузырь. Они собирают и накапливают воду, которую мы пьем, и выводят ее. А здесь печень, она собирает все вредное, что попадает в наш организм.
ФИЗМИНУТКА.
По ходу выполнения указывают на упоминаемую часть тела.
Есть у нас на голове уха два и мочки две.
Брови. Скулы и виски, и глаза, что так близки.
Щеки, нос и две ноздри, губы, зубы – посмотри!
Подбородок под губой. Вот, что знаем мы с тобой.
Есть на пальцах наших ногти, на руках запястья, локти.
Темя, плечи, шея, грудь и животик не забудь.
Есть колени. Есть спина, но она всего одна.
- Мы уже знаем, из каких частей состоит наше тело. Но важно знать, как оно нам служит. Что могут органы чувств? (Дышать, говорить, есть, пить, двигаться, думать).
Представим себе, что появилась яркая радуга, она поможет узнать еще один секрет здоровья, что лечат не только лекарствами, но и цветом. Каждый цвет имеет целебную силу.
Красный - пробуждает мужество, делает сильным и отважным.
Оранжевый – цвет сновидения, сказки, творчества, фантазии.
Желтый – цвет радости, веселья, счастья.
Зеленый – успокаивает, является цветом живой природы, травы и листьев.
Голубой – цвет прохлады, чистого неба, свежего дыхания.
Синий – цвет глубины моря и безграничных возможностей.
Фиолетовый – цвет мечты, будущего, веры в чудо.
Белый цвет отталкивает зло, а черный портит настроение.
Теперь вы знаете, что цвета – волшебники. Они помогают нам быть здоровыми и радостными. Чаще смотрите на желтый цвет, он повышает настроение, приносит радость и веселье.
- По радуге, как по мостику, перебираемся из страны Здоровья в страну Болезней, а в стране Здоровья какие люди живут? (Добрые, улыбающиеся). А в стране Болезней? (Больные, хмурые, недовольные). Правильно, в стране болезней люди много ворчат, фыркают, любят жирную, острую, соленую пищу, едят много сладкого, часто болеют.
А знаете, почему некоторые люди часто болеют? Правильно, в их организм попали микробы, потому, что не выполняли правила гигиены. Давайте мы поиграем и вспомним, чем можно пользоваться всем вместе, а чем только одному.
Игра «Можно - нельзя».
Если я называю предметы, которыми можно пользоваться только одному, то вы сидите тихо, а если всем вместе громко хлопаете в ладоши.
Полотенце, кисточка, зубная щетка, зубная паста, расческа, карандаши ,носовой платок, книга, ключи, игрушки.
Физминутка.
Попрошу сидящих встать и команды выполнять. Все дышите, не дышите!
Все в порядке, отдохните! Вместе руки поднимите. Превосходно, опустите.
Наклонитесь, разогнитесь! Встаньте прямо, улыбнитесь!
Да осмотром я доволен, из ребят никто не болен, каждый весел и здоров и к занятиям готов.
Предлагаю пофантазировать и нарисовать «портреты» Здоровья и Болезни.
- Давайте посмотрим, каким получилось Здоровье? (Румяным, веселым, радостным, аккуратным).
- А какой получилась болезнь? (Хмурой, недовольной, злой, неряшливой).
-Я открою вам секрет, запомните его и расскажите родным и близким. Веселые, добрые и аккуратные люди живут долго и не болеют, а злые, неряшливые, хмурые – наоборот.
Игра « Здоровый - больной».
Если волосы блестящие, то они…(здоровые), а если тусклые, то…(больные).
Если щеки румяные, то человек…, а если бледные, то человек…
Если глаза веселые, то человек…, а если несчастные, грустные, то человек…
Если уголки рта смотрят вверх, то человек…, а если вниз, то человек…
Если плечи прямые, то человек…, а если опущенные, то человек…
Если настроение хорошее, то человек…, а если плохое, то человек…
А сейчас ребята вам я один вопрос задам: школу юных космонавтов собираемся открыть,
Вы хотели бы, ребята, в эту школу поступить? …А теперь пора лететь. Вы не станете реветь?
Очень рада, но сначала, говоря без лишних слов, каждый должен быть здоров.
Все здоровы? Да! Здоровы!
И к полету вы готовы? Да готовы.
Дети делятся на две команды. Проводятся соревнования, которые должны отобрать тех, кто готов к полету на планету Здоровья.
Эстафета «медицинский контроль»
- Ребята, представьте себе, что перед полетом весь экипаж должен пройти медицинский осмотр. Я покажу вам как это сделать.
Команда, построившись в колонну стоит на месте. Двигаются в этой эстафете два человека – капитан и его помощник. У них в руках обруч. Двигаясь с обручем вдоль колонны, они должны «продеть» сквозь него всю команду. Когда сквозь обруч пройдет вся команда, капитан выпускает его из рук и становится в конце колонны. В это время помощник бежит в начало колонны и предлагает взяться за обруч следующему игроку. И так до тех пор, пока в голове колонны не окажется капитан.
Эстафета « Собери космический модуль».
Команды выстраиваются в колонну у линии старта. На противоположной стороне площадки раскладываются элементы большого напольного конструктора-строителя. По сигналу воспитателя первый ребенок бежит к модуля, быстро выбирает одну деталь, устанавливает ее напротив своей команды – это будет первый блок космического модуля, и бежит обратно. После его возвращения в эстафету включается второй игрок и т.д.
Победившей считается команда, которая первой закончит соревнование и соберет красивый космический модуль.
Эстафета « велогонки»
А теперь мы научимся перемещаться на специальном мобильном планетоходе. Он есть на каждом космическом корабле, и используется для исследования новых планет. Чтобы планетоход двигался быстро, им должны управлять сразу два космонавта. Сейчас, когда мы с вами тренируемся, планетоход заменят обыкновенные гимнастические палки. Палку нужно оседлать двум участникам – они исследователи планеты. Каждому дуэту предстоит «проехать», удерживая между ногами палку, до поворотной отметки и обратно. Побеждают самые быстрые.
Эстафета « Команда « На старт»!
Объявляется срочная посадка на космический корабль. Перед каждой командой выкладывается тоннель – это входной модуль космического корабля – и стойка, которая обозначает его люк. Дети по очереди пролезают сквозь тоннель, забегают за стойку – они уже в космическом корабле. Выигрывает команда, которая быстрее всех выполнит задание и закончит посадку на корабль.
Молодцы, ребята, все успешно прошли предстартовую подготовку . И мы вместе с вами оказались в космическом корабле. А пока мы с вами ждем старта ракеты, давайте поиграем в игру. Продолжи фразу « Я думаю, здоровье – это…» Примерные ответы детей:
-здоровье – это сила, ум,
-здоровье – это то, что человек должен беречь.
- у здорового человека все получается.
Продолжи фразу « Закаливание – это…» Примерные ответы детей:
-гулять в любую погоду;
-одеваться по погоде;
-делать гимнастику,
-спать с открытой форточкой…
Молодцы, ребята, вот и настало время старта нашего космического корабля. Ключ на старт! Начинаем обратный отсчет! Все вместе: 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1. СТАРТ!
КООРДИНАЦИЯ СЛОВ С ДВИЖЕНИЯМИ.
Мы летим к другим планетам! бегут по группе врассыпную.
Объявляем всем об этом.
Весь игрушечный народ бегают повороты туловища вправо, влево.
С нами просится в полет.
Жмется Заинька к ракете: прыгают как зайчики.
-полечу я с вами, дети,
На любую из планет,
где волков зубастых нет.
Мышки-крошки засмеялись: бегают, как мышки, руки в стороны.
-мы летали, не боялись,
Высота – красота, ни единого кота!
Даже плюшевый медведь ходят как мишки.
Хочет к звездам полететь. руки поднимают вверх
И с большой Медведицей хлопают в ладоши.
В синем небе встретиться. Руки поднимают вверх и смотрят на потолок.
Вот мы и прилетели на планету Здоровья!
НА ПРОГУЛКЕ.
Ребята, мы с вами прилетели на новую планету, нам нужно ее изучить, нанести изученные объекты на карту. И определить, безопасна ли она для человека? Что вам в этом поможет? Правильно, наши органы чувств!
Давайте прислушаемся.
Игра « Что услышал?» Цель: упражнять детей в различении на слух различных звуков природы.
А теперь принюхаемся, чем пахнет воздух?
Игра « Узнай по запаху». Цель: уточнить знания детей о том, что некоторые предметы можно узнать только по запаху, даже не видя их.
Приглядимся внимательно к окружающей нас растительности и запомним названия деревьев и кустарников, чтобы потом нанести их на карту.
Подвижно-дидактическая игра «Найди дерево».
Цель: закреплять названия и признаки деревьев; совершенствовать движения в природных условиях; упражняться в ориентировке в пространстве.
Воспитатель называет дерево, предлагает найти такое дерево, добежать до него и обхватить руками. Кто быстрее найдет свое дерево?
Воспитатель рассказывает детям о том, что деревья помогают людям лечить головную боль, легочные заболевания. Для этого надо обнять дерево прислониться головой и постоять несколько минут.
Подвижная игра « Эй, ловишка, выходи!»
Цель игры: развитие координации движений, реакции на сигнал, ловкости укрепление сердечно - сосудистой системы.
Дети встают в круг и закрывают глаза. Взрослый обходит ребят по внешнему кругу и касается плеча одного из них. Он будет ловишкой. По сигналу взрослого дети открывают глаза и начинают ходить по площадке, произнося слова:
Мы шагали по площадке, только строили догадки-
Кто нас будет догонять? От кого нам убегать?
Эй, ловишка, выходи! Нас попробуй, догони!,
После слова « догони» дети останавливаются, а ловишка встает в заранее указанное место и произносит:
Быстро всех переловлю. Я ловить ребят люблю.
После этого начинается бег с ловлей и увертыванием. Пойманные дети выбывают из игры.
Бодрящая гимнастика после сна.
-Дети, вы конечно знаете, что в космосе отсутствует сила тяжести, и космонавты спят в кроватях пристегнутые ремешками. Вот мы сейчас и сделаем гимнастику в постели.
ПОТЯГИВАНИЕ. Лежа на спине, руки вдоль туловища. Поочередно поднимаем правую (левую) руку вверх, потянуться, опустить. Повторить 4-6 раз.
ОТДЫХАЕМ. Лежа на животе с опорой на локти, ладонями аккуратно поддерживаем подбородок, поочередно сгибаем и разгибаем ноги в коленях. Повторить 4-6 раз.
Во второй половине дня.
- Мы продолжаем путешествие по стране Здоровья. Я расскажу вам удивительную историю. Рано утром Незнайка слушал радио. Но был невнимателен и все перепутал. А в волшебной Стране Здоровья загадывали такую загадку: Что на свете всего дороже? Давайте поможем Незнайке найти отгадку. Как вы думаете, что на свете всего дороже? Мебель? Золото? Машина? Квартира? Загадка волшебная , заглянем в волшебный сундучок: может он нам поможет? Что вы там увидели?
-Правильно, себя. Так что же всего дороже? Каждый из вас, ваше здоровье дороже всего на свете! Перед обедом мы с вами читали книжку, как бороться с микробами. Но бороться с микробами и болезнями нам помогут и звуки.
Дыхательно-звуковая гимнастика.
Если у вас болит горло, надо превратиться в комарика и спеть его песню ( руки приложить к горлу -з-з-з-з)
Когда начинается кашель, становимся большим жуком ( ладонь к грудной клетке ж-ж-ж-ж)
Когда очень устали и болит голова, слушаем шум волн (с-с-с-с).
Молодцы, поиграли с голосом и звуками, теперь давайте запомним и выучим главные правила дыхания:
- Дыхание – основа жизни.
- Вдох делается носом
- Нос согревает и очищает воздух
- Нос нужен не только для дыхания, но и для распознавания запахов
- Без дыхания нет жизни.
Воспитатель предлагает детям продолжить игру – путешествие на прогулке, построив космический корабль на участке детского сада.
Воспитатель вместе с детьми строит космический корабль, в ходе которого с ними происходят разные приключения.
- Корабль сломался, требуется ремонт, нужно надеть скафандр и отремонтировать его.
- Корабль в полосу ночи переохладился и заглох. Как им быть?
- Космонавты двигаются по планете большими прыжками, т.к. притяжение меньше земного.
- Во время обследования планеты, космонавты нашли много интересных предметов ,нужно их забрать в коллекцию.
Педагог выходит из игры и предоставляет детям возможность продолжить игру. Воспитатель, как командир корабля получает « травму, заболевает» и, посовещавшись с врачом, приходит к решению лечиться в медицинском блоке большого космического корабля. Командование передается помощнику, радисту поручается поддерживать связь. Капитан, находясь на лечении, по мере надобности связывается с командой, спрашивает о делах, дает рекомендации.
Когда корабль будет отремонтирован, по окончании прогулки, дети на нем возвращаются на Землю, т.е в группу. В группе ребята по желанию могут нарисовать планету Здоровья, космический корабль, на котором они совершали путешествие, нанести на карту участка запомнившиеся предметы