Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста
с родной природой и художественным творчеством

Русская березка

Ефременко Ольга Валерьевна,
воспитатель высшей квалификационной категории
ГБДОУ д/с №41 Санкт-Петербурга

Цель:формировать культуру общения с природой, эстетическое отношение к природе.

Задачи:

Образовательные:

1. Уточнять и углублять представления детей  о значении березы в жизни русских людей, о связанных с ней традициях.

2. Дать понятие о березке – как о символе России.

3. Познакомить детей с техникой рисования – батиком, с разными способами создания рисунка на ткани.

4. Научить изображать конкретное дерево с характерными признаками.

Развивающие:

1. Развивать интерес к звучащему слову, обратить внимание на красоту окружающей природы.

2. Продолжать развивать детское художественное творчество.

Воспитательные:

Воспитывать любовь к природе, к родному краю.

 

Образовательные области:

Познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое, физическое развитие.

 

Предварительная работа:

Наблюдение за березой во время прогулок в разное время года, заучивание стихотворений С. Есенина «Береза», И. Токмаковой «Если б дали березке расческу…», рассматривание репродукции картин художника И. Левитана «Березовая роща», И. Остроухова «Березы».

 

Материал:

- репродукции картин русских художников;

- подготовленный батик, размер А4;

- простой карандаш;

- набор гуашевых красок;

-кисти №1, №4;

- стаканчик с водой;

- салфетка.

 

 

 

Ход

Воспитатель.Ребята, а вы знаете, какое дерево издавна особо почиталось на Руси? (мнения детей). Послушайте загадку:

                                    Белый черным шит сарафан на ней.

                                    Ветер к ней спешит, чешет кудри ей,

                                    Зелена коса развевается,

                                    В ярком солнышке купается. (Береза).

Демонстрация репродукции картины И.Остроухова «Березы»

 

Березка является символом России.

                                     Деревьев равных не сочтешь –

                                     Одно другого краше.

                                     Но где ты дерево найдешь

                                     Родней березки нашей.

Действительно, жизнь и судьба русского человека связана с красавицей березкой. Рядом с домом, или у дороги, или в поле – где только не растет красавица береза! Береза – дерево удивительное! Можно весь свет обойти – нигде такого дерева не встретишь. У нее единственной в мире белая кора.

Издавна на Руси существовал праздник почитания цветущей растительности и плодородия – Троица. Березка была центром внимания на этом празднике. Ветки березы, сорванные в этот день, хранились в домах весь год, до следующего летнего праздника, как оберег здоровья и счастья живущих в доме. Троицу считали девичьим праздником. В этот день девушки выходили в березовую рощу, плели венки из цветов, вплетали в них березовые ветки, а потом водили хороводы, пели песни, посвященные березке.

Физкультминутка «Ай да березка!»

Мы вокруг березки встанем в хоровод,           Дети берут разноцветные платочки и                   Радостно и звонко каждый запоет:                  идут по кругу вправо, взявшись за руки.

 

Ай да березка, белый ствол!                             Дети идут в круг, поднимают руки вверх.

 

Зеленей, зеленей ты листвой.                           Идут назад опустив руки.

 

Яркие платочки в руки мы возьмем.               Дети идут по кругу влево,

У березки стройной пляску заведем.               взявшись за руки.

Ай да березка, белый ствол!                             Дети идут в круг поднимают руки вверх.

 

Зеленей, зеленей ты листвой.                           Идут назад опустив руки.

 

К вечеру мы дружно скажем ей: «Прощай!    Стоя в кругу, машут

Ты без нас, березка, в поле не скучай!»           платочками.                                     

Ай да березка, белый ствол!                             Дети идут в круг, поднимают руки вверх.

Зеленей, зеленей ты листвой.                           Идут назад опустив руки.

Ж. Агаджанова

Воспитатель.Береза – щедрое и доброе дерево. Люди издавна знали цену этому дереву и сложили про ее достоинства загадки:

                                С одного дерева да четыре угодья:

                                Первое – от темной ночи свет,

                                Второе – некопаный колодезь,

                                Третье – старому здоровье,

                                Четвертому – разбитому связь.

Мы сейчас разберем с вами отгадки на все четыре загадки.

          Первая – издавна деревенская изба освещалась березовой лучиной. При ее свете люди в долгие зимние вечера коротали время: девушки пряли, вязали, малые дети слушали сказки взрослых, мужчины плели из березовой бересты лапти, корзины, делали шкатулки.

          Вторая – из некопаного колодезя вкусный и полезный березовый сок. В начале весны по белому стволу дерева начинают стекать капельки сока. Чтобы набрать его, люди делают в стволе отверстие, собирают сок и потом его пьют, так как он обладает целебными свойствами. А чтобы березка не истекла соком и не погибла, отверстие замазывают глиной или землей.

         Третья – здоровье прибавляет и старому и малому березовый веник, который русские люди используют в банях: им хлещут себя, чтобы из тела все хвори выгнать, да душу порадовать.

         Четвертая – ствол березы покрыт берестой, которой оплетали глиняную посуду, чтобы она не разбивалась и служила подольше.

         Ребята, а кто-нибудь знает, откуда береза получила свое название? (предположения детей).

Воспитатель.Название свое береза получила от древнего слова «БЕР», которое обозначало «СВЕТЛЫЙ», «БЕЛЫЙ», «ЯСНЫЙ».

Ребята, а вы знаете, для чего березе нужны черные полоски? (предположения детей). Черные полоски на белой коре нужны дереву для того, чтобы дерево могло через них дышать.

          Хорошо бродить по березовой роще в любое время года, воздух в ней прозрачен и чист. Многие поэты посвятили свои произведения русской березке – символу красоты и чистоты.

                                      Люблю березку русскую,

                                      То светлую, то грустную,

                                      В белом сарафанчике,

                                      С платочками в карманчиках,

                                      С зелеными застежками,

                                       С зелеными сережками.

                                       Люблю ее нарядную,

                                       Родную, ненаглядную,

                                       То ясную, кипучую,

                                       То грустную, плакучую.

                                       Люблю березку русскую,

                                       Она всегда с подружками,

                                       Под ветром низко клонится

                                       И гнется - но не ломится!

                                                                          А. Прокофьев

Воспитатель.Художники тоже часто изображают березу, восхищаясь ее природной красотой, изящным белым силуэтом, кружевным контуром кроны, нежной зеленью ее листвы. Художники пишут свои картины на специальном материале – холсте, имеющем тканевую основу, обработанную специальным составом. Мы сегодня тоже будем рисовать на ткани. Такой способ изображения называется БАТИК.

           При рисовании на ткани нужно соблюдать ряд правил: не набирать на кисть слишком много краски, чтобы она не растекалась по ткани; работать концом кисти, чтобы рисуемые контуры были ровные, одинаковой толщины, а вот, чтобы придать объем изображаемым объектам, можно воспользоваться приемом примакивания всем ворсом к поверхности.

                                             Физкультминутка

Мы березку посадили,                Выпрямиться, стоя за столом.

Мы водой ее полили,                  Руки согнуть к плечам, ладонями вперед.

И березка подросла,                    Потянуть руки вверх.

К солнцу ветки подняла,             

А потом их наклонила                Руки вниз, спина прямая.

И ребят благодарила.                  Поклоны головой, сесть.

 

Воспитатель.А сейчас приступаем к рисованию. Нарисуйте простым карандашом контур ствола березы – тонкий, узкий и заостренный наверху.

Затем, нарисуйте контуры веток, начиная с середины ствола, с обеих сторон дерева (длинные снизу и короткие наверху), под наклоном вправо-влево, концы веток плавно округлить с наклоном вниз. Дополните основные ветки короткими боковыми веточками. Теперь нужно обвести контур рисунка гуашью черного цвета концом тонкой кисти и изобразить длинные линии сверху вниз в нижней части ствола, затем нарисовать короткие горизонтальные штрихи с левой и правой стороны внутри ствола. Для выполнения листвы, используйте прием примакивания всем ворсом. Внесите в рисунок дополнения: траву, солнышко, облака, птиц.

Воспитатель.Рассмотрите свои рисунки и выберете наиболее выразительные и самые аккуратные.

У нас с вами получилась настоящая березовая роща, в которой хочется прогуляться, послушать пение птиц, прислониться к прохладному стволу дерева, чтобы набраться от него сил и здоровья.

                                           Тугие распущены косы

                                           И белые платья до пят,

                                           Как будто, невесты, березы,

                                           Куда ни посмотришь, стоят.

                                           Весеннее солнце косыми

                                           Лучами касается кос.

                                           По всей необъятной России

                                           Сегодня светло от берез.

                                                                                      С. Есенин

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»