Конспект интегрированного занятия по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста
с родной природой и художественным творчеством
Русская березка
Ефременко Ольга Валерьевна,
воспитатель высшей квалификационной категории
ГБДОУ д/с №41 Санкт-Петербурга
Цель:формировать культуру общения с природой, эстетическое отношение к природе.
Задачи:
Образовательные:
1. Уточнять и углублять представления детей о значении березы в жизни русских людей, о связанных с ней традициях.
2. Дать понятие о березке – как о символе России.
3. Познакомить детей с техникой рисования – батиком, с разными способами создания рисунка на ткани.
4. Научить изображать конкретное дерево с характерными признаками.
Развивающие:
1. Развивать интерес к звучащему слову, обратить внимание на красоту окружающей природы.
2. Продолжать развивать детское художественное творчество.
Воспитательные:
Воспитывать любовь к природе, к родному краю.
Образовательные области:
Познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое, физическое развитие.
Предварительная работа:
Наблюдение за березой во время прогулок в разное время года, заучивание стихотворений С. Есенина «Береза», И. Токмаковой «Если б дали березке расческу…», рассматривание репродукции картин художника И. Левитана «Березовая роща», И. Остроухова «Березы».
Материал:
- репродукции картин русских художников;
- подготовленный батик, размер А4;
- простой карандаш;
- набор гуашевых красок;
-кисти №1, №4;
- стаканчик с водой;
- салфетка.
Ход
Воспитатель.Ребята, а вы знаете, какое дерево издавна особо почиталось на Руси? (мнения детей). Послушайте загадку:
Белый черным шит сарафан на ней.
Ветер к ней спешит, чешет кудри ей,
Зелена коса развевается,
В ярком солнышке купается. (Береза).
Демонстрация репродукции картины И.Остроухова «Березы»
Березка является символом России.
Деревьев равных не сочтешь –
Одно другого краше.
Но где ты дерево найдешь
Родней березки нашей.
Действительно, жизнь и судьба русского человека связана с красавицей березкой. Рядом с домом, или у дороги, или в поле – где только не растет красавица береза! Береза – дерево удивительное! Можно весь свет обойти – нигде такого дерева не встретишь. У нее единственной в мире белая кора.
Издавна на Руси существовал праздник почитания цветущей растительности и плодородия – Троица. Березка была центром внимания на этом празднике. Ветки березы, сорванные в этот день, хранились в домах весь год, до следующего летнего праздника, как оберег здоровья и счастья живущих в доме. Троицу считали девичьим праздником. В этот день девушки выходили в березовую рощу, плели венки из цветов, вплетали в них березовые ветки, а потом водили хороводы, пели песни, посвященные березке.
Физкультминутка «Ай да березка!»
Мы вокруг березки встанем в хоровод, Дети берут разноцветные платочки и Радостно и звонко каждый запоет: идут по кругу вправо, взявшись за руки.
Ай да березка, белый ствол! Дети идут в круг, поднимают руки вверх.
Зеленей, зеленей ты листвой. Идут назад опустив руки.
Яркие платочки в руки мы возьмем. Дети идут по кругу влево,
У березки стройной пляску заведем. взявшись за руки.
Ай да березка, белый ствол! Дети идут в круг поднимают руки вверх.
Зеленей, зеленей ты листвой. Идут назад опустив руки.
К вечеру мы дружно скажем ей: «Прощай! Стоя в кругу, машут
Ты без нас, березка, в поле не скучай!» платочками.
Ай да березка, белый ствол! Дети идут в круг, поднимают руки вверх.
Зеленей, зеленей ты листвой. Идут назад опустив руки.
Ж. Агаджанова
Воспитатель.Береза – щедрое и доброе дерево. Люди издавна знали цену этому дереву и сложили про ее достоинства загадки:
С одного дерева да четыре угодья:
Первое – от темной ночи свет,
Второе – некопаный колодезь,
Третье – старому здоровье,
Четвертому – разбитому связь.
Мы сейчас разберем с вами отгадки на все четыре загадки.
Первая – издавна деревенская изба освещалась березовой лучиной. При ее свете люди в долгие зимние вечера коротали время: девушки пряли, вязали, малые дети слушали сказки взрослых, мужчины плели из березовой бересты лапти, корзины, делали шкатулки.
Вторая – из некопаного колодезя вкусный и полезный березовый сок. В начале весны по белому стволу дерева начинают стекать капельки сока. Чтобы набрать его, люди делают в стволе отверстие, собирают сок и потом его пьют, так как он обладает целебными свойствами. А чтобы березка не истекла соком и не погибла, отверстие замазывают глиной или землей.
Третья – здоровье прибавляет и старому и малому березовый веник, который русские люди используют в банях: им хлещут себя, чтобы из тела все хвори выгнать, да душу порадовать.
Четвертая – ствол березы покрыт берестой, которой оплетали глиняную посуду, чтобы она не разбивалась и служила подольше.
Ребята, а кто-нибудь знает, откуда береза получила свое название? (предположения детей).
Воспитатель.Название свое береза получила от древнего слова «БЕР», которое обозначало «СВЕТЛЫЙ», «БЕЛЫЙ», «ЯСНЫЙ».
Ребята, а вы знаете, для чего березе нужны черные полоски? (предположения детей). Черные полоски на белой коре нужны дереву для того, чтобы дерево могло через них дышать.
Хорошо бродить по березовой роще в любое время года, воздух в ней прозрачен и чист. Многие поэты посвятили свои произведения русской березке – символу красоты и чистоты.
Люблю березку русскую,
То светлую, то грустную,
В белом сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С зелеными застежками,
С зелеными сережками.
Люблю ее нарядную,
Родную, ненаглядную,
То ясную, кипучую,
То грустную, плакучую.
Люблю березку русскую,
Она всегда с подружками,
Под ветром низко клонится
И гнется - но не ломится!
А. Прокофьев
Воспитатель.Художники тоже часто изображают березу, восхищаясь ее природной красотой, изящным белым силуэтом, кружевным контуром кроны, нежной зеленью ее листвы. Художники пишут свои картины на специальном материале – холсте, имеющем тканевую основу, обработанную специальным составом. Мы сегодня тоже будем рисовать на ткани. Такой способ изображения называется БАТИК.
При рисовании на ткани нужно соблюдать ряд правил: не набирать на кисть слишком много краски, чтобы она не растекалась по ткани; работать концом кисти, чтобы рисуемые контуры были ровные, одинаковой толщины, а вот, чтобы придать объем изображаемым объектам, можно воспользоваться приемом примакивания всем ворсом к поверхности.
Физкультминутка
Мы березку посадили, Выпрямиться, стоя за столом.
Мы водой ее полили, Руки согнуть к плечам, ладонями вперед.
И березка подросла, Потянуть руки вверх.
К солнцу ветки подняла,
А потом их наклонила Руки вниз, спина прямая.
И ребят благодарила. Поклоны головой, сесть.
Воспитатель.А сейчас приступаем к рисованию. Нарисуйте простым карандашом контур ствола березы – тонкий, узкий и заостренный наверху.
Затем, нарисуйте контуры веток, начиная с середины ствола, с обеих сторон дерева (длинные снизу и короткие наверху), под наклоном вправо-влево, концы веток плавно округлить с наклоном вниз. Дополните основные ветки короткими боковыми веточками. Теперь нужно обвести контур рисунка гуашью черного цвета концом тонкой кисти и изобразить длинные линии сверху вниз в нижней части ствола, затем нарисовать короткие горизонтальные штрихи с левой и правой стороны внутри ствола. Для выполнения листвы, используйте прием примакивания всем ворсом. Внесите в рисунок дополнения: траву, солнышко, облака, птиц.
Воспитатель.Рассмотрите свои рисунки и выберете наиболее выразительные и самые аккуратные.
У нас с вами получилась настоящая березовая роща, в которой хочется прогуляться, послушать пение птиц, прислониться к прохладному стволу дерева, чтобы набраться от него сил и здоровья.
Тугие распущены косы
И белые платья до пят,
Как будто, невесты, березы,
Куда ни посмотришь, стоят.
Весеннее солнце косыми
Лучами касается кос.
По всей необъятной России
Сегодня светло от берез.
С. Есенин