Рекомендации по разучиванию стихотворений с использованием мнемотаблиц с детьми с четырех лет
Семенова Надежда Петровна,
воспитатель логопедической группы
ГБДОУ №81 "Буквоешка"
Мнемоника, или мнемотехника (в переводе с греческого – «искусство запоминания»), - это система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций.
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание и воспроизведение информации. Использование мнемотехники для дошкольников в настоящее время становится все более актуальным. Цель обучения с ее использованием – развитие памяти (разных видов: слуховой, зрительной, двигательной, тактильной), мышления, внимания, воображения.
Особое место в работе с детьми занимает использование в качестве дидактического материала мнемотаблиц. Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на:
- Развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления;
- Перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы;
- Развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.
В таблице возможно схематически изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий, т.е. можно изобразить все то, что вы посчитаете нужным отразить в данной таблице. Но изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.
Использование мнемотаблиц должно происходить от простого к сложному.
Сначала использовать мнемоквадраты, а потом мнемоцепочки. Картинки использовать сначала цветные, а дальше можно и черно-белые.
Таблицы и схемы должны быть разные по тематике (стихи, сказки, пословицы).
Разучивать стихи по мнемотаблице с ребенком нужно с 4-х лет. Очень удобно использовать пазлы с соответствующими картинками. Но прежде чем выучить стихотворение из 4-х строк, нужна предварительная работа-беседа.
Например, стихотворение:
Шарик красный, шарик синий
Мы купили в магазине
И повесили на елку
Рядом с волком и зайчонком.
Сначала нужно закрепить знания основных цветов, а потом конкретно красный и синий.
Например: Принеси мне красный шарик.
Положи на стол синий шарик.
Прокати красный шарик и т.д.
А дальше, в предновогодние дни сходить в магазин и выбрать красный и синий шарик. Неважно, большие или маленькие, но одного размера и лучше без рисунка. И точно синий и красный. Проговорить с ребенком, где купили шарики (в магазине).
Дома поговорить с ребенком, куда лучше повесить шарик: на стену, окно или на елку. Нет, все-таки мы лучше повесим из на елку.
И, украшая елку, можно повесить их сначала вверху, потом внизу, а потом немного «подумать» и повесить их рядом с волком и зайчонком. Чтобы им «скучно» не было. Вот так дали еще понятие верх, низ, рядом. Волка и зайчонка можно нарисовать, вырезать картинку из старой книжки, наклеить на картон и повесить.
А вечером предложить ребенку сложить пазлы. Можно использовать старые пазлы, на которые наклеить картинки, соответствующие стихотворению.
По картинкам на пазлах рассказать о шариках.
Повторив несколько раз, можно быстро выучить стихотворение. В дальнейшем можно использовать черно-белые картинки. Скопировать из Интернета или нарисовать их самостоятельно. Например, такое стихотворение:
Облетели листья с клена.
Клен от холода дрожит.
На дорожке у балкона
Золотой ковер лежит.