Круговорот воды в природе
Царева Светлана Юрьевна
Цель:
- Познакомить детей с круговоротом воды в природе.
- Объяснить причину выпадения осадков.
- Расширить представления детей о значение воды для жизни человека.
- Развивать социальные навыки у детей: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнеров, доказывать правильность своего мнения.
Материалы: электрический чайник, холодное стекло, иллюстрации на тему «Водоемы», схема «Водоворот воды в природе», мнемотаблица, сосуды различной формы с водой, сахар.
Проблемные вопросы: Почему вода в реках не кончается? Как река пополняет свои запасы?
Ход занятия:
Дети входят в группу и здороваются с гостями.
В.: По экспериментированию мы очень часто говорили о воде, и вода вам хорошо знакома. Что же такое вода? Какими свойствами она обладает?
Дети подходят к столу, где вода находится в сосудах различной формы, и дают ответы на поставленные вопросы.
Д.: Вода – это жидкость, не имеет ни запаха, ни цвета, ни вкуса. Она прозрачна, текуча, не имеет своей формы, вода-растворитель.
Ребенок показывает опыт «Вода – растворитель».
В.: А какое значение имеет вода в жизни человека?
Д.: Вода имеет большое значение в жизни человека. Без воды нельзя приготовить пищу, воду мы пьем, водой моемся, стираем, поливаем растения.
В.: Вот и нам сегодня на занятиях необходима вода. Если мы выпьем воды, она нам поможет быть внимательными, правильно отвечать на вопросы, думать.
Дети выполняют кинесиологическое упражнение:
В.: На земле вода содержится во многих водоемах. Назовите их.
Дети рассматривают иллюстрации на тему «Водоемы»
Д.: Моря, океаны, реки, ручьи, озера, родники, болота, пруды.
В.: А чем отличается вода в морях и океанах от воды в озерах, реках, родниках и болотах?
Д.: Вода в морях и океанах соленая, она непригодна для питья. В прудах и озерах вода пресная. После очистки ее используют для питья.
В.: Откуда вода попадает в наши квартиры?
Д.: С водоочистных станций.
В.: Наш город большой, чистой воды ему требуется очень много, поэтому из рек мы берем тоже много воды. Почему же вода в реках не кончается? Как река пополняет свои запасы?
Воспитатель проводит опыт: кипятит воду в электрическом чайнике.
В.: Что выходит из носика чайника при закипании воды? Откуда пар появился в чайнике? Мы же наливали воду.
Д.: Вода при нагревании превратилась в пар.
Воспитатель подносит к струе пара холодное стекло. Подержав некоторое время стекло над паром, выключает чайник.
В.: Посмотрите, что произошло со стеклом. Откуда появились капельки воды на стекле? Перед опытом стекло было чистым и сухим.
Д.: Когда пар попал на холодное стекло, он опять превратился в воду.
В.: Вот так происходит и в природе.
Воспитатель показывает схему «Водоворот воды в природе».
В.: Каждый день Солнце нагревает воду в морях и реках, как только что она нагрелась в нашем чайнике. Вода превратилась в пар. В Виде пара крошечные невидимые капельки влаги поднимаются в воздух. У поверхности воды воздух всегда теплее. Чем выше поднимается пар, тем холоднее становится воздух.
Вверху, над землей, холодно. Чтобы убедиться, что это так, вспомните, как одеваются альпинисты, когда идут высоко в горы. Они обязательно берут с собой теплую одежду. Если вы летали на самолете, то, наверное, слышали, как стюардесса, объявляя во время полета температуру за бортом самолета, называет обычно ту температуру, какая бывает в самые холодные зимние дни.
Поэтому пар снова превращается в воду. Капельки все собираются вместе, образуют облако. Когда капелек воды набирается много, они становятся очень тяжелыми для облака и выпадают дождем на землю.
Физкульт. Минутка: п/игра «Ручеек»
В.: А кто может рассказать, как образуются снежинки?
Д.: Снежинки образуются так же, как и капли дождя. Когда очень холодно, капли воды превращаются в кристаллики льда – снежинки падают на землю в виде снега.
В.: Дождь и растаявший снег стекают в ручьи и реки, которые несут свои воды в озера, моря и океаны. Они питают землю и дают жизнь растениям. Затем вода повторяет свой путь. Весь этот процесс называют круговоротом воды в природе. Кто повторит круговорот воды в природе?
Ответ ребенка с использованием карточек:
Д.: Вода испаряется с поверхности земли и водоемов, в виде пара поднимается вверх, пар превращается сначала в маленькие капельки воды и образуют облака, из облаков в виде осадков снова возвращаются на землю и в водоемы.
Далее детям предлагается самостоятельно рассмотреть схему, запомнить мнемотаблицу и по памяти нарисовать ее.
В.: Без воды человек не может жить, поэтому он обязан беречь воду. А вы умеете беречь воду? Как вы это делаете?
Д.: Не загрязнять водоемы, обращать внимание, не течет ли зря вода и водопровода.
В конце занятия подведение итогов.