Методическая разработка интегрированной НОД
в подготовительной логопедической группе
Насекомые
Хаперская Раиса Семёновна,
воспитатель речевой группы ГБДОУ №124
Приоритетная образовательная деятельность "Коммуникация".
Цель образовательной деятельности: активизация словаря по теме, развитие навыка связной речи.
Интеграция: образовательные области
"Коммуникация" - активизировать словарь по теме; - учить детей практическому овладению существительными с увеличительными суффиксами;
- закрепить умение согласовывать числительные с существительными; -способствовать практическому овладению детьми предлогами; -совершенствовать умение слогового анализа слов; - формировать умение составлять предложения по схеме; - закреплять навык составления рассказов с элементами драматизации.
"Познание" - работать над развитием памяти, внимания, мелкой моторики рук; -продолжать развивать мышление в упражнениях на группировку и классификацию предметов;
"Социализация"
- развивать творческие способности, артистизм.
«Безопасность"
- расширять представления детей о способах взаимодействия с насекомыми;
-закреплять представления о том, что общаться с насекомыми необходимо так, чтобы ни причинять вреда ни им, ни себе.
Методы и приемы:
1. наглядные (рассматривание иллюстраций в детских книгах, энциклопедиях, совместное с родителями наблюдение);
2. словесные (организация диалога на тему, рассказ учителя-логопеда, составление рассказов по памяти, на основе личных наблюдений)
Материалы и оборудование:
Демонстрационный материал: декорации " Волшебная поляна" (цветок, куст, берёза, гриб, ёлка, гнездо, мухомор, пенёк), картинки насекомых, цветы с цифрами 1,2,3, универсальные карточки с символами предлогов,, цифры 2-5, цветные карточки, письмо с фотографией Лунтика, диск "10 мышат". Раздаточный материал: картинки насекомых: муха, шмель, пчела, кузнечик, божья коровка, стрекоза, муравей и другие универсальные карточки с предлогами в конвертах.
Логика образовательной деятельности:
1 .Введение в тему. Обращает внимание на тему деятельности. Побуждает детей принять участие в празднике, предлагает каждому ребенку рассказать о своем герое. Дети в костюмах насекомых рассказывают каждый о своем герое. Повышается мотивация к содержанию НОД, к совместной деятельности, к активизации личного опыта. Активизируется словарный запас.
2. Приглашение к деятельности. Предлагает выполнить задания лунной пчелы, ответить на вопросы.
Предлагает отдохнуть вместе с паучком. Дети отвечают на вопросы. Отвечают на вопросы с опорой на цифры и картинки.
Выполняют пальчиковую гимнастику под музыку "Паучок", (Железнова диск "10 мышат"). Происходит практическое освоение существительными с увеличительными суффиксами, закрепляется умение согласовывать числительные с существительными.
3. Помощь в реализации деятельности. Просит помочь Лунтику в игре "Четвертый лишний" Называют лишние слова и определяют количество слогов в словах. Развивается мышление в упражнениях на группировку и классификацию предметов; совершенствуется умение слогового анализа слов;
4. Совместная деятельность детей. Побуждает детей "насекомых" спрятаться за и под декорации. Предлагает ответить на вопросы: где они спрятались, откуда вылетят, выползут и т.д.
Предлагает составить предложение по схеме. Отвечают на вопросы, стараясь правильно употреблять предлоги.
Составляют предложения, называют их. В игровой деятельности легче происходит овладение предлогами.
5. Итоги деятельности. Благодарит за выполнение всех заданий. Просит высказаться детей в защиту насекомых. Рассказывают, для чего людям нужны насекомые. Воспитывается правильное отношение к насекомым.
Структура непосредственной образовательной деятельности: Введение в тему.
В:- В хорошую погоду зовёт к себе
Нас матушка природа.
Там старые знакомые давно скучают, ждут.
Я издали их слышу, они меня зовут,
Как будто вертолётики, над тем лужком кружат,
И встрече со мной рады, стрекочут и жужжат
Стрекозки и кузнечики, жучки и паучки,
Причудливые бабочки, ворчливые сверчки...
Что ж это за знакомые?
Конечно ж, насекомые.
(Дети заходят в группу в костюмах насекомых и проходят на лесную полянку с декорациями).
"Кто что делает?". Обогащение глагольного словаря по теме. Составление рассказа с элементами драматизации.
В: -Наши насекомые собрались все вместе и решили похвалиться, кто что умеет делать.
Дети рассказывают о своем герое:
Кузнечик :
-Я умею стрекотать, ловко прыгать и хорошо прятаться в зелёной траве.
Паук:
- Я умею ползать и плету самые прочные сети.
Пчела:
- Я умею жужжать и жалить, собираю нектар, опыляю растения, а из нектара делаю мед. И т.д.
(В это время дети занимают свои места за столами).
Приглашение к деятельности.
"Насекомые великаны". Употребление слов с увеличительными оттенками.
В: - В нашей академии не насекомые, а великаны.
- Не паук, а ... (паучищ е).
- Не жук, а ... (жучище).
- Не комар, а ... (комарище).
- Не шмель, а .. .(шмелище).
"Исправь ошибку". Усвоение предлогов и словаря по теме.
В: -Лунтик (лунная пчела) прислал нам письмо, в котором он написал, каких насекомых он видел среди цветов. Но, по-моему, он допустил ошибки. Попробуйте их исправить.
-Рядом с цветком огромный жучок. ( огромный жучище)
-Возле пенька маленький червячище. ( маленький червячок)
-Под кустом мелкий тараканище. ( мелкий тараканчик)
-Около ветки громадный комарик, (громадный комарище)
-Под листом малюсенький комарище, (малюсенький комарик)
-Возле муравейника небольшой муравьище. (небольшой муравьишка)
"Сколько насекомых на цветке?" Согласование числительных с существительными. Развитие логического мышления и внимания.
В: -Лунтик не умеет считать, не знает цифр и поэтому не смог назвать сколько и каких насекомых он видел среди цветов,
У каждого ребенка - предметная картинка с изображением какого-либо насекомого.
Воспитатель показывает цифру (от 2 до 5) и картинку насекомого и задает вопрос: -Сколько насекомых было на цветке? -Сколько насекомых было под цветком? -Сколько летало над цветком?
Ребёнок должен составить предложение: -На цветке сидело 3 муравья. -Под цветком было 5 кузнечиков.
- Над цветком летало 4 стрекозы, и т.д.
Физкультминутка:
В: - А сейчас мы немного отдохнем вместе с нашим веселым паучком.
Ребенок в костюме наука проводит пальчиковую гимнастику под музыку.
Паучок.
Одна из ручек - веточка. Ее вытягиваем вперед, пальцы растопырены.
Вторая ручка - паучок, который гуляет по ветке.
Паучок ходил по ветке,
А за ним ходили детки .
Паучок бегает по предплечью,
а затем по плечу другой руки.
Дождик с неба вдруг полил,
Паучков на землю смыл. Кисти свободно опущены,
выполняем стряхивающие движения.
Хлопаем ладонями по коленям.
Солнце стало пригревать. Ладони прижаты боковыми
сторонами друг к другу.
Пальцы растопырены, качаем руками
Паучок ползет опять,
А за ним ползут все детки,
Чтобы погулять по ветке. Паучки ползают по телу.
Помощь в реализации деятельности.
Игра: "Четвертый лишний"
В: - А еще в письме Лунтик спрашивает вас, кто лишний и почему?
Сорока, ласточка, жук, ворона
Пчела, муравей, бабочка, стрекоза
Комар, муха, таракан, пчела
Дети отвечают полным ответом:
- Лишний жук, потому что жук - это насекомое, а все остальные птицы.
В: -Каких лишних насекомых вы запомнили? (воспитатель выкладывает лишних насекомых на магнитной доске).
-Нужно посадить каждое насекомое на свой цветок, так, чтобы цифра на цветке соответствовала количеству слогов в названии насекомого.
Дети:
- Я посажу жука на цветок с цифрой "1", потому что в слове жук один слог. И т.д.
Совместная деятельность детей Усвоение предлогов под, из-под, за, из-за.
В: -Ребята, послушайте, что произошло на нашей поляне. Солнышко спряталось, стал накрапывать дождик, и все насекомые разбежались кто куда.
Дети прячутся "за" или "под" декорации.
В; - Кто где сидит (спрятался)?
-Муха, ты где спряталась?
Ребенок:
-Я сижу под цветком.
-Пчела, ты где спряталась?
-Я спряталась за елкой.
-Кузнечик, ты где сидишь?
-Я сижу под кустом.
-Стрекоза, ты где спряталась?
-Я спряталась за пеньком.
В: -Откуда выпрыгнешь (вылетишь, выползешь)?
Дети:
- Я вылечу из-под цветка. -Я вылечу из-за елки.
- Я выпрыгну из-под куста.
- Я вылечу из-за пенька.
"Сложные вопросы" от Лунтика. Развитие логического мышления. В: - Где должен был сидеть кузнечик, если он спрыгнул с травинки?
- На травинке.
-Где должна была находиться стрекоза, если она вылетела из-под цветка?
- Под цветком.
-Где должна была прятаться божья коровка, если она вылетела из-за березы?
- За березой. И т. д.
Работа с универсальными карточками. Составление предложений по схеме.
В: - Составьте предложения с предлогом по своей карточке. У детей на столах конверты с универсальными карточками и символами предлогов. Вместо короткой полоски на карточке они подставляют предлог и составляют предложение.
Итоги деятельности.
В: - Лунтик благодарит вас. Вы ответили на все его вопросы, выполнили все задания. Молодцы. -Мы знаем, что есть насекомые вредные для человека и полезные. И мы ошибочно думаем, что без вредных насекомых можно обойтись. Но это заблуждение. Без насекомых погибают птицы, так как все в природе взаимосвязано.