Актуальные проблемы современного
дошкольного образования
Мясникова Инна Михайловна,
воспитатель ГБДОУ №28
Невского района Санкт-Петербурга
Современное образование находится на новом этапе развитии – идет его модернизация. Этому способствуют как социальные, так и экономические перемены, происходящие в обществе. Сегодня, на этапе серьезных перемен, российское общество особенно нуждается в грамотных, физически, морально и духовно развитых гражданах. Роль системы дошкольного образования в деле развития и воспитания подрастающего поколения велика. Именно дошкольное учреждение дает старт развитию личности ребенка, именно от того, как ребенок развивается в детстве, во многом зависит успешность его дальнейшей жизни. Уровень рождаемости с 2007 года в России стабильно растет. Вместе с этим количество мест в детских садах, самих детских садов не увеличивается. Точнее, рост количества мест в ДОУ значительно (практически катастрофически) отстает от роста количества детей дошкольного возраста.
Новые социально-экономические условия требуют поиска новых форм, организации дошкольного образования, а соответственно, и разработки нового механизма финансирования системы. Финансирование дошкольных образовательных учреждений, пожалуй, самая основная и сложная проблема. Недофинансирование, дефицит финансирования - эти слова, к сожалению, очень часто звучат применительно к дошкольной отрасли.
Дошкольное образовательное учреждение должно получить и получало до последнего времени более стабильное финансирование, есть возможность проведения единой образовательной политики в дошкольном образовании области, более полного удовлетворения потребностей родителей, возможность комплектования детского сада по нормам наполняемости и месту жительства детей, дифференцированного комплектования учреждений и групп, своевременного обеспечения повышения квалификации и аттестации педагогических и руководящих кадров дошкольных учреждений.
Все более актуальными становятся проблемы комплексной подготовки специалистов дошкольного образования интегрального уровня, способных взять на себя мотивационную,ориентировочную, регулирующую, организационную и контролирующую функции в ДОУ, то есть, попросту говоря, управленцев. Деятельность руководителя дошкольного учреждения соответствует всем этим функциям, но для ее эффективного осуществления недостаточно владеть соответствующими знаниями, умениями и навыками.
Однако многие немало озабочены тем, что муниципальные органы управления образованием, методические службы не всегда обеспечивают должный анализ результатов использования экспериментальных учебных программ, новых педагогических технологий. К большому сожалению, остается проблематичным вопрос организации научного руководства инновационной деятельностью. Эта проблема может быть вполне успешно решена при взаимодействии ученых и практиков, преподавателей педагогического университета, института повышения квалификации работников образования, а также педагогических колледжей.
Для обеспечения качества дошкольного образования важен профессиональный уровень педагогов образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования.
Низкий уровень заработной платы педагогов системы дошкольного образования ведет к текучести кадров дошкольных образовательных учреждений, не позволяет привлекать высококвалифицированных специалистов, обеспечивающих высокое качество дошкольного образования.
Изменение технологий воспитания и обучения происходит одновременно с изменением характера отношений "Родитель - ребенок - воспитатель" на равноправные, построенные на взаимном уважении и доверии. Поэтому неслучайно модель "Открытого" дошкольного учреждения с включением родителей в воспитательно-образовательный процесс, в управленческую деятельность становится одной из перспективных в развивающемся образовании.
Современное состояние системы дошкольного образования нуждается в решении следующих проблем:
- Финансирование системы дошкольного образования, механизмы распределения финансов;
- Недостаток детских садов;
- Содержание дошкольного образования;
- Качество дошкольного образования;
- Условия реализации программ дошкольного образования;
- Повышение квалификации работников дошкольного образования;
- Общественное восприятие дошкольного образования;
- Количество мест в детских садах