Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Ермакова Наталья Владимировна

    Анализ психолого-педагогической литературы и массовой практики показывает, что проблема взаимодействия детского сада и семьи актуальна на протяжении многих лет, так как эта проблема включает в себя несколько аспектов: приоритетность общественного и семейного воспитания; взаимоотношения родителей и детей дошкольного возраста; взаимоотношения воспитателей и родителей в процессе воспитания и обучения детей дошкольников. Так, в 90-х годах в исследованиях было рассмотрена проблема взаимодействия детского сада и семьи как важного фактора подготовки детей к обучению в школе (А.В.Бурма, Т.И. Бабаева, Т.А. Березина). 

Взаимодействиепедагогов и семьи - это целенаправленный процесс, в результате которого создаются благоприятные условия для развития ребенка. Чем выше уровень этого взаимодействия, тем успешнее решаются проблемы воспитания детей (49). Взаимодействие родителей и педагогов рассматривается как объединение усилий субъектов для совместного оптимального решения педагогических проблем в области обучения, развития и воспитания детей (Бабаевой Т.И., И.И. Игнатович, Е.Е. Алексеевой, И.А. Хоменко, Т.А. Березиной, М.Н. Поляковой).

    Несомненно, чем выше уровень педагогической подготовленности родителей, тем активнее и успешнее их педагогическая деятельность. Как показывают исследования Е. П. Арнаутовой, В. П. Дубровой и других, отношение родителей к мероприятиям зависит, прежде всего: от постановки воспитательно-образовательной работы в детском саду; от инициативы администрации;  от ее причастности к решению вопросов педагогического просвещения родителей. По мнению авторов, детский сад только тогда удовлетворяет в полной мере потребности семьи, когда он является открытой системой. Родители должны иметь реальную возможность свободно, по своему усмотрению, в удобное для них время знакомиться с деятельностью ребенка в детском саду, со стилем общения воспитателя с детьми, включаться в жизнь группы. Если родители наблюдают детей в новой обстановке, они и воспринимают их «другими глазами».

В настоящее время позитивная идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания нашла своё отражение в ряде нормативно-правовых документов, в том числе в «Концепции дошкольного воспитания», «Положение о дошкольном образовательном учреждении», Законе «Об образовании» и др. В соответствии с Законом «Об образовании» и Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является «взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития ребёнка». В законе «Об образовании» записано, что «родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте» .

В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность. В соответствии с этим меняется и позиция дошкольного учреждения в работе с семьёй. Каждое дошкольное образовательное учреждение не только воспитывает ребёнка, но и консультирует родителей по вопросам воспитания детей. Педагог дошкольного учреждения – не только воспитатель детей, но и партнёр родителей по их воспитанию.

Несомненно, признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие». Сотрудничество - это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения.

Т. Н. Доронова отмечает, что главный момент в контексте «семья - дошкольное учреждение» - «личное взаимодействие педагога и родителей по поводу трудностей и радостей, успехов и неудач, сомнений и размышлений в процессе воспитания конкретного ребенка в данной семье. Неоценима помощь друг другу в понимании ребенка, в решении его индивидуальных проблем, в оптимизации его развития».

Важно учитывать, что перейти к новым формам отношений родителей и педагогов невозможно в рамках закрытого детского сада: он должен стать открытой системой. Придать дошкольному учреждению «открытость внутрь» значит сделать педагогический процесс более свободным, гибким, дифференцированным, гуманизировать отношения между детьми, педагогами, родителями. «Открытость детского сада внутрь» - это вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада.

Все родители озабочены проблемой подготовки своих детей к школе, тем более сегодня, когда открылось много новых образовательных структур: гимназий, лицеев, центров с приоритетными направлениями и др. Многие родители идут по пути поиска ДОУ, работающего с программой усложненного программного содержания, наличия так называемых специальных предметов: раннего чтения и математики, компьютерной грамоты, иностранных языков и т.д. В этом случае растет информационное поле знаний, умений и навыков. И очень часто это обучение не приносит желаемых результатов, так как ребенок, имея достаточный (иногда избыточный) объем знаний, не владеет способами их применения на практике, в школе. Запас знаний очень быстро кончается, и часто ребенок перестает хотеть учиться, так как ему становится неинтересно заниматься деятельностью, приводящей к неудачам. Кроме того, форсированная и целенаправленная подготовка дошкольников  к школе порождает отсутствие  мотивации к учению, школьные неврозы, угасание самостоятельности и творческой активности детей.

Другие родители считают, что все «сделает школа» (научит всему, чему надо), а в дошкольном возрасте не стоит перегружать ребенка, главное – чтобы рос здоровым и крепким. Физическое воспитание и психологический комфорт, безусловно, являются основополагающими для любой образовательной программы ДОУ. Но все-таки необходимо так подготовить ребенка к школе, чтобы он не растерялся в новых условиях, хотел учиться и учился, был бы успешным в достижении своих целей.

Создавая необходимые условия для полноценной подготовки детей к школе и переходу на следующую ступень образования, педагогам ДОУ следует  учитывать существование такой проблемы, как повышение педагогической культуры родителей.

Родители в большинстве своем имеют неправильное представление о подготовке детей к школе. Они считают, что в первую очередь должны формироваться учебные умения и навыки, такие как умение считать, читать и писать.        Конечно, очень важно, чтобы ребенок был готов к школе. А это, прежде всего, интеллектуальные, коммуникативные навыки и общее развитие ребенка. Но если об интеллектуальных навыках родители как-то задумываются (учат ребенка читать и писать, развивают воображение и т.д.), то о коммуникативных навыках часто забывают. А это, тем не менее, очень важный параметр готовности ребенка к школе.

Решение задач взаимодействия и сотрудничества требует, чтобы педагоги ДОУ участвовали в психолого-педагогическом просвещении родителей; изучали семьи, их воспитательные возможности.

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»