Сапрыгина Анна Николаевна
«Необходимость формирования навыков самообслуживания и трудовой деятельности детей старшего дошкольного возраста».
В старшей группе начинается активный процесс взросления ребёнка, следовательно, детская трудовая деятельность в условиях детского сада и семьи начинает занимать всё более значимое место в детской жизни.
Трудовое воспитание детей – это мощное средство воспитания нравственно-волевых качеств, умственной активности, формирования познавательных интересов, уважения к труженикам и результатам их труда, установления доброжелательных взаимоотношений между сверстниками.
Повседневная жизнь детского сада и семьи должна быть наполнена посильной ребёнку трудовой деятельностью со взрослыми и сверстниками. Важно поддерживать трудовые усилия ребёнка, его желание быть помощником, входить в реальные трудовые связи.
В свою очередь, в условиях детского сада мы продолжаем учить детей:
- одеваться и раздеваться самостоятельно и с помощью друг друга,
- закрепляем навыки аккуратного складывания вещей в шкафчике, соблюдать в нём порядок,
- учим детей содержать одежду в порядке,
- учим расстилать и заправлять постель с частичной помощью взрослого,
- закрепляем умения детей убирать игровые уголки, сервировки стола, подготовки места для занятий.
- закрепляем навыки ухода за комнатными растениями (аквариумными рыбками).
Учитывая реальные возможности детей, необходимо систематически и последовательно учить их всему этому, упражнять в практической деятельности, пока ребёнок сможет обслуживать себя сам.
Основной путь приобщения детей к труду состоит в создании условий для соответствующей возрасту социализации, развития у детей чувства сопричастности с миром взрослых через знакомство с многообразием профессий и расширение диапазона включения ребёнка в реальные трудовые связи в условиях детского сада и семьи. Обучая ребёнка первым элементарным трудовым действиям, мы имеем возможность воспитывать такое важное качество, как самостоятельность. Но помогать ребёнку следует так, чтобы он не почувствовал своего неумения, чтобы у него не пропало ощущение того, что он сам выполняет какую-либо операцию.
В процессе обучения взрослому крайне важно встать в позицию учителя, помощника, а не обслуживающего, опекающего. Объяснять и советовать надо в меру, чтобы осталось место для собственной инициативы детей. Нужно стараться научить проверять их самих себя: хорошо ли они выполняют обязанности по самообслуживанию, выполняют ли требования взрослого. И такая позиция должна сохраняться на протяжении всего дошкольного возраста.
Исходя из бытовых условий, в каждой семье можно найти трудовые поручения, которые будут выполняться: поливать домашние растения, заготавливая заранее воду, кормить котёнка, мыть его миску после еды, подходить к телефону, накрывать на стол и переносить после обеда посуду в мойку, мыть чайную посуду, ежедневно отрывать листок календаря, сушить варежки после прогулки и т.д. Все эти дела кажутся незначительными, но они постоянны и позволяют ребёнку почувствовать свои обязанности.
В быту нередко возникает необходимость потрудиться (испачкал игрушку, рассыпал мусор, накрошил) – задача научить детей исправлять свою оплошность, не допуская проявления равнодушия ко всякого рода случаям нарушения порядка.
К сожалению, в семье нередко недооценивается воспитательное влияние привлечения ребёнка в помощь взрослым. Так, мама готовит обед, а на просьбу ребёнка чем-либо помочь отвечает: «Иди лучше поиграй! Ты ещё наработаешься!». Папа чистит пылесосом ковёр, но не позволяет сыну подержать шланг: «Некогда мне тут с тобой возиться!» и т.д. У дошкольника может сложиться представление, что домашние работы – это удел взрослых.
Хозяйственно-бытовой труд создаёт большие возможности для формирования у детей бережного отношения к вещам, умения замечать беспорядок и по собственной инициативе включаться в его устранение.
Трудовое воспитание является необходимым, важным условием успешной подготовки детей к обучению в школе. Дети, воспитываемые с ранних лет в труде, отличаются в школе самостоятельностью, организованностью, активностью, опрятностью, умением себя обслужить.