Методическая разработка
Приключения капельки воды – круговорот воды в природе
КОРОБОВА ТАТЬЯНА ВЛАДИМИРОВНА,
преподаватель ГБПОУ "Педагогический Колледж №4 Санкт-Петербурга"
Нас окружает удивительный и бесконечно разнообразный мир. Задача взрослых – не только расширять кругозор детей, но и развивать их познавательную активность, поощрять стремление самостоятельно разбираться в интересующих вопросах и делать элементарные умозаключения. В процессе постижения новых знаний у детей должно развиваться умение анализировать различные явления и события, логически мыслить и составлять собственное мнение обо всем наблюдаемом, вникая в смысл происходящего. Как же развить в процессе ознакомления с природой такие мыслительные способности у дошкольников?
Один из самых эффективных способов – экспериментирование, в процессе которого дошкольники получают возможность удовлетворить присущую им любознательность, почувствовать себя учёными, исследователями, первооткрывателями. Несложные опыты неизменно вызывают восторг детей и желание понять – почему же именно так происходит? А, как известно, возникающий вопрос и стремление найти на него ответ являются основой творческого познания и развития интеллекта.
В данной методической разработке представлен конспект непрерывной образовательной деятельности для подготовительной к школе группы детского сада «Приключения капельки воды. Круговорот воды в природе». Целью этой непрерывной образовательной деятельности является знакомство детей со свойствами воды и круговоротом воды в природе с помощью опытно - экспериментальной деятельности с водой.
Методическая разработка будет интересна воспитателям детских дошкольных учреждений и студентам педагогических колледжей и вузов, обучающимся по специальности "Дошкольное образование".
Конспект непрерывной образовательной деятельности для подготовительной к школе группы детского сада "Приключения капельки воды. Круговорот воды в природе"
Цель непрерывной образовательной деятельности.
Познакомить детей с круговоротом воды в природе, показать свойства воды при помощи опытно-экспериментальной деятельности.
Задачи непрерывной образовательной деятельности.
Образовательные:
- Углублять, расширять, систематизировать знания детей о воде. Показать детям свойства воды при помощи опытно- экспериментальной деятельности, рассказать о значении воды в жизни человека и всего окружающего его мира.
- Дать детям элементарные знания о круговороте воды в природе.
- Познакомить детей с различным агрегатным состоянием воды в природе (дождь, роса, снег, иней, лед, пар и т. д.)
- Развивать речь детей, активизировать их словарь: модель, глобус, круговорот воды.
Развивающие:
- Развивать у детей слуховое внимание, мелкую моторику рук.
- Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования.
- Развивать наблюдательность, логическое мышление, умение сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости, учить делать выводы на основе практически полученного результата.
Воспитательные:
- Формировать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.
- Воспитывать интерес к живой природе, воспитывать бережное отношение к воде как природному ресурсу.
Использование современных образовательных технологий
- Триз - технология (Дидактическая игра «Превращение воды»)
- Исследовательская технология (опыты с водой)
- Элементы психогимнастики (релаксационное упражнение «Цветы и дождь»)
- Здоровьеформирующая технология (пальчиковая гимнастика «Дождик»)
Оборудование
- Глобус.
- Большой поднос, чайные ложки по количеству детей.
- 2 банки с чистой водой и 1 пустая банка.
- Поваренная соль, демонстрационная ложка для размешивания.
- Прозрачные сосуды разной формы.
- По 5 разовых стаканчиков с чистой питьевой водой для каждого ребенка.
- Гуашь разных цветов (белая – обязательно!), прозрачные стаканы, на 1 больше, чем количество подготовленных цветов гуаши.
- Соль, сахар, грейпфрут, лимон.
- Емкость с достаточным количеством чистой воды.
- Лед и снег в небольшой кастрюльке с крышкой.
- Электроплитка.
- Холодильник (в детском саду можно договориться с кухней или медицинским кабинетом о помещении опытной кастрюльки в морозильник на некоторое время).
Предварительная совместная деятельность.
- Рисование «Дождливый день» (восковый мелок, акварель).
- Разучивание стихотворения Т. Маршаловой «Вы слыхали о воде?»
- Знакомство с глобусом, как с моделью планеты Земля.
Ход непрерывной образовательной деятельности «Приключения капельки воды» (круговорот воды в природе).
1 часть - организационная.
Дети сидят полукругом перед воспитателем.
Воспитатель - В морях и реках обитает
Но часто по небу летает,
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять. Что это?
– Вода!
Воспитатель – Сегодня мы поговорим о воде, вспомним всё, что знаем о ней, узнаем много нового.
2 часть - основная.
Воспитатель - Кто хочет рассказать стихотворение о воде?
Желающий ребёнок рассказывает ранее выученное всеми детьми стихотворение Т. Маршаловой «Вы слыхали о воде?»
Вы слыхали о воде? Говорят она везде,
В луже, в море, в океане и в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает, в лес туманом заползает,
Ледником в горах зовется, на плите у нас кипит,
Растворяет сахар в чае, мы ее не замечаем.
Мы привыкли, что вода наша спутница всегда!
Без нее нам не умыться, не наесться, не напиться,
Смею Вам я доложить: без нее нам не прожить!
Воспитатель - А почему же нельзя прожить без воды? Для чего она нам нужна? (разнообразные ответы детей!)
Воспитатель - Посмотрите на глобус, маленькую модель нашей планеты земля! Что на глобусе обозначается голубым цветом?
– Вода!
Воспитатель – Посмотрите, как много воды на нашей планете Земля. Где на Земле можно встретить воду?
– В океане, в реке, в озере, в ручейке и т.д.
Воспитатель (показывает глобус) – Что на глобусе обозначено белым цветом?
– Это – лёд и снег, и это тоже вода, только она замёрзла!
В ходе рассуждений детей появляется вывод: в твёрдом, жидком, газообразном состоянии.
Воспитатель – На землю вода часто капает в виде дождика. Давайте покажем, как это происходит!
Дети подходят к столу, проводится пальчиковая гимнастика «Дождик»:
Закапали капли, Постучать двумя пальцами каждой руки по столу.
Идет дождь Постучать бегло четырьмя пальцами.
Он льет как из ведра! Стучим сильнее.
Пошел град, Косточками пальцев выбиваем дробь.
Сверкает молния, Шипящий звук, рисуем молнию руками в воздухе.
Гремит гром! Барабаним кулаками по столу.
Все быстро убегают домой, Прячем руки за спину.
А утром снова ярко светит солнце! Описываем руками большой круг.
Дети возвращаются на свои места.
Воспитатель – Что вы знаете о воде? О её свойствах? (Выслушиваются ответы детей!) Сейчас мы будем проводить опыты с водой, узнаем о ней много интересного. Но вода спряталась, кто найдёт её в нашей волшебной лаборатории? Кто узнает ее? (Дети находят воду в жидком состоянии и в твёрдом – в виде снега и льда).
Опыт №1. Вода не имеет формы, вкуса, запаха и цвета, может окрашиваться в разные цвета и принимать любую форму.
Цель опыта: Доказать, что вода не имеет формы, она может принимать любую форму. Вода не имеет запаха, вкуса, и цвета, она может растворять разные вещества, может окрашиваться в разные цвета.
Опыт: Переливаем одну и ту же воду в прозрачные сосуды разной формы. Вода принимает форму сосудов. Выливаем из последнего сосуда воду на поднос, она растекается бесформенной лужей. Это все происходит потому, что вода не имеет своей формы.
Далее мы предлагаем детям понюхать воду в пяти подготовленных стаканчиках с чистой питьевой водой. Пахнет ли она? Вспомним запахи лимона, жареной картошки, туалетной воды, цветов. Все это действительно имеет запах, а вода ничем не пахнет, у нее нет своего запаха.
Давайте попробуем воду на вкус. Какая она по вкусу? Выслушиваем разные варианты ответов, затем предлагаем в один из стаканчиков добавить сахар, размешать и попробовать. Какая стала вода? Сладкая! Далее аналогично добавляем в стаканчики с водой: соль (соленая вода!), грейпфрут (горькая вода!), лимон (кислая вода!). Сравниваем с водой в самом первом стаканчике и делаем вывод, что чистая вода не имеет вкуса. Кроме того, она может растворять различные вещества, например – соль, сахар.
Продолжая знакомиться со свойствами воды, мы разливаем воду в прозрачные стаканы. Какая вода по цвету? Выслушиваем разные варианты ответов, потом подкрашиваем воду во всех стаканах, кроме одного, крупинками гуаши, тщательно размешивая. Обязательно используем белую краску, чтобы исключить ответы детей, что вода – белая.
Делаем вывод, что чистая вода не имеет формы, она может принимать любую форму. Вода не имеет запаха, вкуса, и цвета, она может растворять разные вещества, может окрашиваться в разные цвета.
Опыт №2. Круговорот воды в природе.
Цель опыта: Рассказать детям о круговороте воды в природе. Показать зависимость состояния воды от температуры.
Положим в кастрюльку твёрдый лёд и снег. Если оставить их на некоторое время в теплом помещении, то вскоре они растают и получится вода. Можно ускорить их таяние, нагрев снег и лёд в ладошках. Какие были снег и лед? Твердые, очень холодные. Какая получилась вода? Жидкая. Почему растаяли твёрдые лед и снег и превратились в жидкую воду? Потому что они согрелись.
Вывод 1: При нагревании (увеличении температуры) твердые снег и лёд превращаются в жидкую воду.
Поставим кастрюльку с получившейся водой на электроплитку и вскипятим. Вода кипит, над ней поднимается пар, Воды становится все меньше, почему? Куда она исчезает? Она превращается в пар. Пар – это газообразное состояние воды. Какая была вода? Жидкая! Какая стала? Газообразная! Почему? Мы снова увеличили температуру, нагрели воду!
Вывод 2: При нагревании (увеличении температуры) жидкая вода превращается в газообразное состояние – пар.
Продолжаем кипятить воду, накрываем кастрюльку крышкой, кладем на крышку сверху немного льда и через несколько секунд показываем, что крышка снизу покрылась каплями воды. Какой был пар? Газообразный! Какая получилась вода? Жидкая! Почему? Горячий пар, касаясь холодной крышки, охлаждается и превращается снова в жидкие капли воды.
Вывод 3: При охлаждении (уменьшении температуры) газообразный пар снова превращается в жидкую воду.
Охладим немного нашу кастрюльку, а затем поставим в морозильную камеру. Что же с ней случится? Она снова превратится в лед. (Это мы увидим через некоторое время, а сейчас можно показать детям другую кастрюльку – уже со льдом!) Какой была вода? Жидкая! Какой она стала, замерзнув в холодильнике? Твердой! Почему? Мы ее заморозили, то есть уменьшили температуру.
Вывод 3: При охлаждении (уменьшении температуры) жидкая вода снова превращается в твердые снег и лед.
Общий вывод: Зимой часто идет снег, он лежит повсюду на улице. Также зимой можно увидеть лед. Что же это такое: снег и лед? Это – замерзшая вода, ее твердое состояние. Вода замерзла, потому что на улице очень холодно. Но вот наступает весна, пригревает солнце, на улице теплеет, температура увеличивается, лед и снег нагреваются и начинают таять.
При нагревании (увеличении температуры) твердые снег и лед превращаются в жидкую воду. На земле появляются лужицы, текут ручейки. Солнце греет все сильнее. При нагревании (увеличении температуры) жидкая вода превращается в газообразное состояние – пар. Лужи высыхают, газообразный пар поднимается в небо все выше и выше. А там, высоко, его встречают холодные облака. При охлаждении (уменьшении температуры) газообразный пар снова превращается в жидкую воду. Капельки воды падают на землю, как с холодной крышки кастрюльки. Что же это такое получается? Это – дождь! На земле капельки воды согреваются и вновь в виде пара поднимаются вверх, к облакам, чтобы снова упасть, охладившись, на землю. Эти волшебные превращения капелек воды называются круговоротом воды в природе.
Воспитатель – Я открою вам секрет. Вода является единственным веществом на Земле, которое может быть в одно и то же время одновременно твёрдой, жидкой и газообразной. Для того, чтобы это понять, вспомните или представьте себя летом возле речки с мороженым в руках. Замечательная картинка, правда? Обратите внимание на воду. В реке она жидкая, в составе мороженого в виде льда - твердая, а в небе в виде облаков - газообразная. То есть вода одновременно может находиться в трех различных состояниях.
Воспитатель – Как вы думаете, а для чего всему живому на земле нужна вода? Что случилось бы, если бы воды на свете не было? Что случилось бы, если бы вода была только жидкая? А если вода была бы только твёрдая? (ТРИЗ – технология, дидактическая игра «Превращение воды»).
Воспитатель – Всё живое не Земле радуется дождю, особенно – цветы. Давайте это покажем! (Релаксационное упражнение «Цветы и дождь»)
Какие красивые цветы! (дети стоят с поднятыми руками, кисти рук показывают «тюльпан» = мышечное напряжение). Давно не было дождя. Цветы завяли. Сначала опустились головки (дети опустили руки, склонили головы, плечи расслаблены), потом листья (расслаблены опущенные руки), затем весь стебелек согнулся до земли (наклон с расслабленными руками). Вдруг закапал дождик, цветы стали медленно оживать (повтор движений в обратном порядке).
Воспитатель рассказывает детям сказку (Мария Шкурина «Сказка про капельку»)
Жила-была маленькая Капелька. Она и её подружки капельки сидели на большом облаке, весело смеялись и болтали. День ото дня облако становилось всё больше и больше, пока в один прекрасный момент не пролилось на землю дождём.
«Прощайте!» - только и успела прокричать Капелька своим подружкам, как уже летела по направлению к Земле. Всего несколько секунд, и капелька упала в небольшой ручеёк.
«Ой, куда это я попала? А сколько здесь воды! И куда это мы бежим?» - удивилась Капелька. Всё казалось ей новым и интересным. Заметив маленьких карасиков, плавающих в озере, она подумала: «А кто это такие? Надо обязательно с ними подружиться!» - Но не успела, так как в этот момент пригрело солнышко, и Капелька испарилась, другими словами – превратилась в пар. Теперь она уже не стремительно падала вниз к земле, а плавно парила вверх к облакам.
«Я лечу…», - прошептала Капелька. Когда она была уже достаточно далеко от Земли, то почувствовала, что становится прохладно.
«По-моему, я снова превращаюсь в водяную капельку», - подумала Капелька…
3 часть - заключительная.
Воспитатель – Какие приключения происходили с капелькой? Почему капелька попала на облако? Почему капелька вернулась на землю? (Разнообразные ответы детей).
Вывод диалога воспитателя и детей: Капельки воды в природе постоянно путешествуют - с дождем или росой выпадают на землю, бегают в ручейках, поят растения, а затем под лучами солнца снова возвращаются к тучкам, из которых когда–то пришли на землю в виде дождя. Это называется круговоротом воды в природе!
Воспитатель – Кажется, что воды на Земле много. Вот сколько голубой и белой краски на глобусе! Сейчас в мире воды столько же, сколько было всегда. Но сегодня на планете живет людей намного больше, чем было раньше, и воды используют больше. Мы должны беречь воду, чтобы ее хватило на всех. Ведь пользуемся мы чистой водой, а выливаем в раковину грязную, уже использованную воду. Сколько людей должны потрудиться, чтобы опять очистить эту воду.
Выучим правила пользования водой.
1. Закрывать кран с водой.
2. Не пускать воду сильной струей.
3. Содержать реки, озера, пруды в чистоте и порядке, не засорять природные водоемы.
Если мы будем эти правила соблюдать, все капельки воды на Земле останутся чистыми, и их всегда будет так много, чтобы всем хватило!
Список использованной литературы
- Мария Шкурина «Сказка про капельку»
- Коробова Т.В. Занимательные опыты для старших дошкольников с воздухом, водой, песком и статическим электричеством
- Коробова Т.В. ПОРТФОЛИО ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУ - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
- Коробова Т.В. Пальчиковые игры - лучший способ развития мелкой моторики рук дошкольников
- Коробова Т.В. Игровые релаксационные упражнения для старших дошкольников
- Коробова Т.В. КОПИЛКА ЗНАНИЙ https://vk.com/club127722071