Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста «Что мы знаем о театре»
Автор: Скотникова Т.В,воспитатель ГБДОУ д/с №44
компенсирующего вида Кировского района Санкт-Петербурга
Цель: Воспитывать интерес к театру.
Задачи:
Познание:
1.Познакомить детей с театром, как разновидностью искусства.
2.Познакомить с детскими театрами Санкт-Петербурга
Художественная литература:
Познакомить с произведением С.Я.Маршака «Цирк»
Художественное творчество:
Познакомить с рисунками художника В.В.Лебедева
Музыка:
Познакомить детей с музыкальным оформлением выступлений артистов цирка. (Прослушивание а/к «Цирк»)
Труд:
Закрепить знание профессий людей, служащих в театре.
Коммуникация:
1.Обогащать и активизировать словарь детей за счёт слов, обозначающих названия профессий людей, служащих в театре.
2. Продолжать совершенствовать грамматический строй речи:
- упражнять в составлении предложений по картинке и определении количества слов в предложении;
-упражнять в умении правильно задавать вопрос и давать ответ полным предложением.
3.Упражнять в составлении короткого рассказа о предмете
4.Упражнять в согласовании существительных с числительными 2 и 5.
5.Повторить считалку «У Литейного моста».
Социализация:
1.Воспитание культуры общения между детьми, и между детьми и взрослыми.
2. Продолжать формировать умение соблюдать правила игры.
Физическая культура:
1.Совершенствовать навыки бега.
2.Повторить пальчиковую гимнастику «Сказочные существа» - развитие мелкой моторики.
Интеграция образовательных областей: Познание, коммуникация, художественная литература, социализация, труд, музыка, художественное творчество, физическая культура.
Материал:
1.Сундук с предметами, имеющими отношение к театру, например, театральные билеты, программки, афиши, театральные костюмы, куклы БИ-БА-БО, марионетки, номерок из гардероба, микрофон и т.д.; конверт с вопросами о театре; театральная сумочка, в которой спрятаны буквы: Т, Е, А, Т, Р, магнитная доска.
2. Компьютер, Презентация «Детские театры Санкт-Петербурга», автор Скотникова Т.В.
3.Магнитофон, кассета со стихотворением «Цирк» С.Я. Маршака, в исполнении О.Басилашвили.
4.Книги «Цирк» С.Маршака с иллюстрациями В.В.Лебедева и других художников.
5.Билеты в кинотеатр Дружных ребят, стульчики в два ряда, с пронумерованными стульями.
6.Шапочка-маска «Сфинкс»
7.Мяч
8.Рабочие листы по теме «ТЕАТР» из рабочей тетради Е.А.Никоновой «Первые прогулки по Петербургу», СПб, «Паритет», 2004, (стр39, задания 1-3)
Предварительная работа:
1.Посещение театров с родителями
2.Чтение художественной литературы по теме «Театр»
3.Разучивание игры «Сфинкс»
4.Просмотр презентаций «Как вести себя в театре», «Волшебный мир театра»
Используемые технологии:
1.Игровые («Что лежало в сундуке?», «Объяснялки», «Кто работает в театре?»)
2.ЭОР (Презентация «Что такое театр?»)
3.ТСО (Аудиозапись стихотворения С.Маршака «Цирк» в исполнении О.Басилашвили)
4.Здоровьесберегающие: (Пальчиковая гимнастика «Сказочные существа», подвижная игра «Сфинкс»)
ХОД:
Iчасть, вводная
- Ребята, когда, я утром пришла в группу, то обнаружила, что что-то изменилось.
-А вы заметили? (Сундук стоит не на обычном месте)
- Хотите посмотреть, что лежит в сундуке сегодня?
IIчасть, основная
- К сундуку вы подойдите, что хотите в нём возьмите.
Дети открывают сундук и берут вещи из сундука.
- Ребята, расскажите по очереди о своих находках в сундуке. Расскажите, как называется ваш предмет, опишите его и расскажите кому и для чего он нужен.
Дети описывают свои находки. При затруднениях привлекаю других детей или рассказываю сама.
- Молодцы, вы правильно, рассказали о своих находках. А кто из вас может объяснить, что такое:
-сцена
-занавес
-зрительный зал
-гардероб
-режиссёр
-буфет
-зритель
-актёр
-дирижёр…
Дети объясняют значения слов.
- Кто из вас догадался, о чём мы сегодня говорим? (О театре)
- Выложите из букв на магнитной доске слово «театр» из букв, которые спрятаны в этой театральной сумочке.
Дети выкладывают слово «ТЕАТР»
- Давайте прочтём слово на доске.
Дети читают, если есть ошибки, исправляют.
- А теперь, в кружок вставайте,
Предлагаю поиграть,
И профессии назвать!
Игра с мячом «Кто работает в театре»
Воспитатель задаёт вопрос и кидает мяч ребёнку, ребёнок отвечает и возвращает мяч воспитателю.
- Кто главный в театре?
- Кто играет в спектаклях?
- Кто играет на скрипке?
-Кто отвечает за световые эффекты?
- Кто работает в буфете?
-Кто руководит оркестром?
-Кто гримирует артистов?
-Кто отвечает за костюмы для артистов?
-Кто проверяет билеты?
-Кто работает в гардеробе? и т.д.
- Присаживайтесь, ребята, на диванчик и кресла.
Дети садятся.
-Составьте предложения по картинкам, которые я вам буду показывать:
-Балерина танцует.
-Сколько слов в предложении?
-Назовите первое слово.
-Назовите второе слово.
Аналогично разбираются предложения:
Скрипач играет на скрипке.
Пианист играет на рояле.
Дрессировщик дрессирует животных.
- Я для вас сегодня приготовила сюрприз! Приглашаю всех в кинотеатр «Дружных ребят». Когда проходишь в зрительный зал, что нужно предъявить контролёру? (Билеты)
- Вот ваши билеты, на каждом билете написан ряд и место. Прошу всех занять места в зрительном зале, согласно билетам.
Дети подходят к компьютеру и занимают свои места.
-Кто из вас назовёт столицу нашей Родины?
- Какой город называют культурной столицей России? Почему?
- Да, Санкт-Петербург, один из самых красивейших городов мира, в нашем городе много памятников, музеев, театров…. И сейчас я вас познакомлю с детскими театрами Санкт-Петербурга.
Просмотр презентации.
Во время просмотра, уточняю у детей, кто был в данном театре и какой спектакль там смотрел.
Акцентирую внимание детей на том, что есть разные виды театров: драматический, кукольный, музыкальный…
- Детские спектакли ставят и во взрослых театрах, но с ними мы познакомимся в следующий раз.
- Сказочные существа встречаются не только в театрах, но и на улицах и набережных нашего города. Давайте вспомним пальчиковую гимнастику «Сказочные существа» (М.Сидоровой)
Много интересного в Петербурге есть:
Кони, львы, музеи…и мостов не счесть.
Сказочные существа у Невы лежат,
Тайну целых триста лет бережно хранят.
-Хотите поиграть в игру «Сфинкс»?
-Посчитаемся, кто будет Сфинксом. Предлагаю вам вспомнить считалку «У Литейного моста».
Если дети откажутся, можно посчитаться и другой считалкой.
Считалка.
У Литейного моста,
Я поймал в Неве кита,
Спрятал за окошко,
Съела его кошка,
Помогали два кота,
Вот и нет теперь кита,
А не веришь другу-
Выходи из круга.
Игра со Сфинксом. (М.Сидорова)
Дети встают в круг, в центре – ребёнок, изображающий Сфинкса (на голове – шапочка-маска)
Дети идут в хороводе вокруг Сфинкса и говорят слова:
Что ты, Сфинкс, лежишь, молчишь,
Так загадочно глядишь?
Лучше с нами в круг вставай
Да немножко поиграй.
Сфинкс встаёт и говорит:
Вы хотите поиграть?
Вас я буду догонять.
А тому, кого поймаю,
Я загадку загадаю.
-Загадку нужно загадать о театре.
(Цель: уточнить полученные знания в общении между детьми)
Сфинкс догоняет детей, пойманному ребёнку задаёт вопрос о театре. Если пойманный ребёнок правильно ответил на вопрос, то он становится Сфинксом и игра продолжается.
Игра проводится 3-4 раза.
- Молодцы, ребята, хорошо отвечали на вопросы Сфинкса и побегали немножко. Теперь предлагаю вам немножко отдохнуть. Присаживайтесь на диванчик и кресла в книжном уголке.
Дети садятся.
- На последних слайдах вы видели цирк, а теперь я предлагаю вам послушать стихотворение С.Я.Маршака «Цирк». Это стихотворение для вас читает настоящий артист Олег Басилашвили.
Прослушивание аудиокассеты.
-Понравилось вам стихотворение?
- Вспомните, пожалуйста, о каких артистах цирка рассказывается в этом стихотворении.
Ответы детей
- Посмотрите, на полочке стоят книги со стихотворением С.Маршака «Цирк», догадайтесь, в какой из этих книг рисунки В.Лебедева?
-Можно подойти поближе и посмотреть книги.
Дети выбирают книгу.
-Молодцы, догадались правильно. Знаете ли вы, кто рисует афиши в театре?
(Художник-оформитель)
-Предлагаю поиграть ещё в одну игру: садитесь все в кружок на ковре. Игра называется «Скажи правильно со словами «два» и «пять». Говорить будет только тот, кому дам табличку с цифрой «2» или «5»
- Художник-оформитель.
(-Два художника-оформителя.
-Пять художников-оформителей.) и т.д.
IIIчасть, заключительная
- А теперь мы с вами проверим, что же вы запомнили о театрах. Подходите к столам и выполните задания на рабочих листах.
- Что такое театр? (Здание, в котором идут театральные представления)
- Какие виды театров вы теперь знаете? (ответы с помощью рабочего листа)
-Какие детские театры есть в нашем городе?
- Зачем люди ходят в театр?
-Ребята, а у меня для вас есть сюрприз из буфета. Угощайтесь, пожалуйста.
Дети угощаются конфетами.