Консультация для педагогов
Психологические игры и речевые настройки для дошкольников
Губарева Виктория Александровна,
воспитатель ГБДОУ детский сад №139
Выборгского района Санкт-Петербурга
Цель: повышение педагогической компетентности педагогов в области эмоциональной сферы детей.
Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать вас на консультации. Мне очень хочется, чтобы вы получили для себя полезную информацию, которую сможете использовать в своей работе и поделиться своим опытом.
Для снятия напряжения, усталости, создания атмосферы психологического и коммуникативного комфорта, пробуждения интереса к коллегам по работе мы сейчас с вами выполним следующее упражнение «Разогревки - самооценки»(участвуют все педагоги).
Задания:
· если вы считаете, что ваше эмоциональное состояние помогает общению с окружающими, похлопайте в ладоши;
· если вы умеете слышать только хорошее, независимо от того, какие звуки произносятся вокруг, улыбнитесь соседу;
· если вы уверены, что у каждого человека свой индивидуальный стиль внешних проявлений эмоций, дотроньтесь до кончика носа;
· если в магазине вы отвергаете предложенную одежду, не примеряя только потому, что вам не улыбнулся продавец, покачайте головой;
· если вы полагаете, что при обучении эмоции не столь важны, закройте глаза;
· если вы не можете удержаться от спора, когда люди не согласны с вами, топните ногой;
· если вы можете удивить знакомых неординарным поступком, помашите рукой;
· если вы считаете, что не всегда получаете то хорошее, что заслуживаете, подпрыгните;
· если вы уверены, что переживаемые вами отрицательные эмоции имеют для вас только нежелательные последствия, кивните головой;
· если вы верите в то, что эмоции ваших воспитанников зависят от того эмоциональны ли вы, потанцуйте.
Вопросы к педагогам:
- Что нового вы узнали о себе и о ваших коллегах, выполняя эти задания?
(педагоги высказываются)
Этим небольшим упражнением я вывела вас на откровенность, из чего мы узнали много нового друг о друге, а также сняла напряжение, создала атмосферу психологического и коммуникативного комфорта и настроила вас всех на положительные эмоции в дальнейшей работе.
Также и с детьми. Для создания теплой дружеской атмосферы в группе детей рекомендовано использовать психологические речевые настройки. Основная их цель – формирование позитивного настроя, доброжелательного отношения детей друг к другу и к педагогу.
Сейчас я с Вами проведу психологический настрой: «Все в твоих руках»
«Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: мертвая она или живая?». А сам думает: «Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая – выпущу: Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках»».
В наших руках возможность создать в детском саду такую атмосферу, в которой дети будут чувствовать себя «как дома». А дома они чувствуют себя КОМФОРТНО. Давайте с вами по методу «Ассоциации» побуквенно разберем слово КОМФОРТ:
К – красота
О – органичность
М – мама
Ф – фантазия
О – отдых
Р – радость
Т – тепло
Что такое комфорт? Это – условия жизни, пребывания, обстановка, обеспечивающая удобство, спокойствие и уют. (Толковый словарь С.И. Ожегов)
Психологический комфорт – условия жизни, при которых ребенок чувствует себя спокойно, нет необходимости защищаться.
Дошкольное образовательное учреждение призвано обеспечить ребенку гармоничное взаимодействие с миром, правильное направление его эмоционального развития, пробудить его добрые чувства, стремление к сотрудничеству и положительному самоутверждению.
Вопросы о психологическом комфорте и психическом здоровье должны быть обращены, прежде всего, к педагогам, т.к. большую часть времени дети находятся в детском саду.
С целью создания в группе положительного эмоционального фона, атмосферы доброжелательности и защищенности очень важно проводить с детьми любого возраста психологические игры и речевые настройки.
Они могут проводиться утром, после приема детей. При произнесении речевых настроекголос воспитателя полностью должен соответствовать тому, о чем он говорит, то есть голосом и мимикой должны передаваться доброжелательность, радость встречи и т.д.
Например:Педагог с детьми встают в круг и держатся за руки. Педагог, обращаясь к детям, говорит, что он очень рад видеть всех, и сегодняшний день принесет им много интересного и т. д. Слова могут быть различными, но должна остаться той же: они должны показывать детям, что их рады видеть, настраивать на доброжелательные отношения со взрослым и сверстниками.
Психологические игрыспособствуют объединению детей в группе, снимают конфликтность, воспитывают умение понимать чувства других людей и реагировать на них, корректировать нарушения поведения детей, формировать положительный психологический микроклимат в группе. Психологическими можно назвать любые игры, в которых решаются задачи социализации, психоэмоционального развития, сплочения коллектива детей.
Педагог организует и проводит психологические игры в удобное для детей время. Это могут быть утренние часы, время прогулки, вторая половина дня и любой другой момент. Продолжительность игры зависит от ее цели, содержания, возраста детей и их эмоциональной включенности (5 – 20 минут).
Включение в работу воспитателя проведения психологических минуток должно проходить в несколько этапов:
- разъяснение необходимости проведения психологических минуток для создания эмоционально-психологического здоровья детей;
- обучение способам действия, обеспечение необходимым материалом (упражнения на саморегуляцию, тексты и музыка для релаксации, психологические игры);
-контрольный этап (2 – 4 недели): педагоги включают в работу психологические минутки и проводят самоанализ деятельности, возникшие вопросы решаются с психологом в рабочем порядке;
- проведение ежедневных психологических минуток в режиме дня.
Для младшего дошкольного возраста
Минутки для отдыха:
Встаньте дети, встаньте в круг, Встаньте в круг, встаньте в круг, Ты – мой друг, и я – твой друг. Самый лучший друг. (Дети хлопают в ладоши.)
|
«Наши руки как цветочки, Пальчики как лепесточки. Солнце просыпается- Цветочки раскрываются. Целый день они опять Будут дружно играть. |
- Как живёшь? - Вот так! (жестом большой палец вперед) - А плывёшь? - Вот так! (движение рук перед собой) -Машешь вслед? - Вот так! (машем) -Ждешь обед? - Вот так!(руки на пояс) - Как бежишь? - Вот так! (согнутыми руками показать бег) - Вдаль глядишь? - Вот так! (руку к голове) - Ночью спишь? - Вот так! (ручки под щечку) - А шалишь? - Вот так! (щеки надуть и сдуть руками) |
Встречалки:
• Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас в нашем детском саду. Сегодня нас ждут волшебные сказки, увлекательные игры и еще много чего интересного. Я хочу, чтобы у вас все получалось, и целый день было хорошее настроение.
|
• Я рада видеть вас в детском саду, в нашей группе! Этот день мы проведем вместе. Пусть он принесет радость. Давайте постараемся радовать друг друга.
|
• Я рада видеть всех деток нашей группы здоровыми, веселыми, в хорошем настроении. Мне очень хочется, чтобы такое настроение у вас сохранилось до самого вечера. А для этого мы должны чаще улыбаться, не обижать и не обижаться, не драться. Будем радоваться друг другу.
|
• Здравствуйте, мои хорошие! Сегодня на улице пасмурно и сыро, а в нашей группе светло и весело. А весело нам от наших улыбок, ведь каждая улыбка – это маленькое солнышко, от которого становится тепло и хорошо. Поэтому мы с вами будем чаще улыбаться друг другу.
|
Для средних и старших дошкольников
Ритуалы начала занятий:
«Вежливые слова»
Сидя или стоя в круге, дети бросают друг другу мяч (воздушный шарик) и называют добрые слова или вежливые выражения. Можно усложнить задание, предложив называть только слова приветствия (прощания, извинения, благодарности)
«Волшебный клубочек»
Дети сидят на ковре по кругу. Психолог передает клубок ниток ребенку, тот наматывает нить на палец и при этом говорит ласковое слово, или доброе пожелание, или ласково называет рядом сидящего по имени, или произносит «волшебное вежливое слово»
«Доброе Животное»
Участники встают в круг и берутся за руки. Воспитатель тихим голосом говорит: «Мы — одно большое доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит!» Все прислушиваются к своему дыханию, дыханию соседей. «А теперь послушаем вместе! »
Вдох — все делают шаг вперед, выдох — шаг назад. «Так не только дышит животное, так же ровно бьется его большое доброе сердце. Стук — шаг вперед, стук — шаг назад и т. д.
«Дружба начинается с улыбки»
Сидящие в кругу дети берутся за руки, смотрят соседу в глаза и молча улыбаются друг другу.
«Комплименты»
Сидя в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить. Принимающий комплимент кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!» Затем он произносит комплимент своему соседу. При затруднении педагог может сделать комплимент или предложить сказать что-то «вкусное», «сладкое», «цветочное».
Во время ритуала воспитатель находится в кругу вместе с детьми, показывает пример, подсказывает, подбадривает, настраивает детей.
Ритуалы окончания занятий:
«Круг друзей»
Стоя или сидя в круге, всем взяться за руки, пожать их, по смотреть по очереди на всех.
«Эстафета дружбы»
Взяться за руки и передавать, как эстафету, рукопожатие. Начинает педагог: «Я передам вам свою дружбу, и она идет от меня к Маше, от Маши к Саше и т. д. и, наконец, снова возвращается ко мне. Я чувствую, что дружбы стало больше, так как каждый из вас добавил частичку своей дружбы. Пусть же она вас не покидает и греет. До свидания! »
«Солнечные лучики»
Протянуть руки вперед и соединить их в центре круга. Тихо так постоять, пытаясь почувствовать себя теплым солнечным лучиком.
Встречалки:
Бывают чувства у зверей, У рыбок, птичек и людей. Влияет без сомнения, на всех Нас настроение. Кто веселится! Кто грустит? Кто испугался! Кто сердит? Улучшит без сомнения Нам занятие настроение.
|
Я люблю наш детский сад В нём полным полно: Мышат? – Нет Цыплят? - Нет! Утят? - Нет! Бельчат? - Нет! Ребят? - Да! Хорошо, когда мы вместе Настроение у всех чудесней. Девочки (произносят ДА… .) Мальчики (произносят ДА…. ) |
Каждый знает без сомнения, что такое настроение. Иногда мы веселимся, иногда скучаем мы, Часто хочется взбодриться, но бываем и грустны. Очень странное явление – перемена настроения. Всем ребятам важно знать, что не стоит унывать. Поскорее собираемся – на занятие отправляемся!
|
Прощалки:
Все мы дружные ребята. Мы ребята-дошколята. Никого не обижаем. Как заботиться, мы знаем. Никого в беде не бросим. Не отнимем, а попросим. Пусть всем будет хорошо, Будет радостно, светло
|
Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, возьмитесь за руки. Слева друг и справа друг, очень дружный, общий круг. Все мы за руки возьмемся И друг другу улыбнемся. Теплота от наших рук побежит вокруг, вокруг. День начнется с теплоты С теплоты и доброты. Согревают нас улыбки И сбываются мечты.
|
Нас солнца луч смешит и дразнит. Нам нынче весело с утра. Позанимались мы отлично Теперь играть нам всем пора!
|
Очень жаль нам расставаться, Но пришла пора прощаться. Чтобы нам не унывать, Нужно крепко всех обнять
|
«Я делюсь с вами» Воспитатель рассказывает о хорошем настроении, радости, улыбках, делая паузы между высказываниями. После каждого высказывания дети произносят одну и ту же фразу: «Мы тоже! ». Воспитатель: «Я делюсь с вами своим хорошим настроением! Дети: «мы тоже! » Воспитатель: «я дарю вам улыбку». Дети: «мы тоже» Воспитатель: «я радуюсь». Дети: «мы тоже! » Воспитатель: «Я прыгаю от счастья!». Дети: «Мы тоже!» Воспитатель: «Я вас люблю!». Дети: «Мы тоже! » Воспитатель: «Я вас обнимаю!». Дети: «Мы тоже» Все обнимаются в едином кругу. Ваше настроение отличное? (ДА) Приятных вам эмоций! |