Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Статья

Особенности речевого развития трёхлетнего ребёнка. Рекомендации родителям по общению с ним

 

Иванова Юлия Игоревна;
учитель-логопед, ГБДОУ детский сад №93
компенсирующего вида
Калининского района Санкт-Петербурга

 

 

Практически у всех детей на рубеже 3 лет происходит резкий скачок в речевом развитии. Ребёнок начинает понимать речь вне конкретной ситуации, с опорой непосредственно на слово. Дети этого возраста могут слушать длинные сказки, понимают простые предложения по сюжетным картинкам с изображением одного предмета, а также сложноподчинённые предложения. В 3 года ребёнок не только понимает просьбы, но и выполняет их, то есть речь начинает регулировать поведение ребёнка. Дети могут выполнять инструкции с использованием предлогов, а также двухступенчатые инструкции типа «Пойди на кухню, принеси чашку». В 3 года дети начинают понимать слова «вчера», «завтра», то есть воспринимать события во временной последовательности, но в самостоятельной речи ещё путают эти слова.

Включайте ребёнка не только в игру, но и во взаимодействие со всеми членами семьи в разных ситуациях. Обязательно давайте ребёнку полезные поручения и благодарите его за помощь, чтобы он снова проявил желание что-то сделать по просьбе взрослых. Для развития речи очень важно совершенствовать умение ребёнка понимать смысл речи не только в конкретной ситуации. Ребёнку уже недостаточно просто сказать: «Вон летит ворона», а нужно дать больше информации об этой вороне, например: «Посмотри, вон над тем домом летит ворона. Она серая и умеет громко каркать».

По дороге в детский сад и во время прогулок обращайте внимание ребёнка на разные явления природы, задавайте вопросы, связанные с ними. Отвечайте подробно на вопросы, заданные ребёнком. Расскажите о времени года и его признаках, обращая на них внимание малыша. Это поможет развить наблюдательность и любознательность. Забирая ребёнка из детского сада, поинтересуйтесь, как ребёнок провёл день, чем занимался, что ел, с кем играл и в какие игры. Это не только будет способствовать развитию речи ребёнка, но и покажет ему, что вы интересуетесь его делами, переживаете за него.

Словарный запас трёхлетнего ребёнка по сравнению с предыдущим возрастом увеличивается в 3 – 4 раза (до 250 слов и выше). Ребёнок знает названия многих предметов, в основном находящихся в его ближайшем окружении, начинает использовать в речи больше глаголов и прилагательных. При помощи прилагательных ребёнок не только обозначает размеры предметов, но и всё чаще называет их цвет, форму, свойства, качества. Таким образом, в речи ребёнка этого возраста есть почти все части речи, за исключением числительных, причастий и деепричастий. Но ребёнок делает первые попытки понять числительные в 3 года или даже ранее. Многие дети показывают на пальцах свой возраст, если взрослые их этому научили. К 3 годам ребёнок обозначает одним словом несколько предметов, имеющих общее назначение («игрушки», «посуда» и т.д.) Значение таких слов очень широко, вместе с тем оно удалено от конкретных образов предметов. Если трёхлетний ребёнок владеет элементарными обобщающими словами, то это свидетельствует об его полноценном психическом развитии.

Постигая назначение предмета, ребёнок запоминает не только его название, но и названия деталей, из которых этот предмет состоит: у ботинка есть носок, каблук, шнурки, а у машины – колёса, руль, окна. Действия с этими предметами помогают ребёнку овладевать глаголами (надеть – снять, застегнуть и др.), а также прилагательными (красный, мягкий, сладкий и др.) Бытовые действия ребёнок начинает использовать в своих играх, активно сопровождая игровые действия речью.

Наблюдая за игрой ребёнка, надо проследить, выполняет ли он последовательно действие за действием, не путает ли он, для чего предназначен тот или иной предмет. Например, одевая куклу, делает это последовательно: сначала майку, потом колготки, платье, кофту; ставит игрушечную посуду на стол и т.п. Если заметите ошибку, предложите ребёнку: «Давай вместе!» При этом вы сможете не только помочь исправить ошибку, но и примете участие в игре, что вызовет радость малыша. Если ребёнок играет молча, в совместной игре с ребёнком развивайте умение сначала озвучивать действия: качать куклу, произнося «а-а-а», катать машину «би-би» и т.д. Затем постепенно можно называть  игрушки и выполняемые действия.

Показателем нормального речевого развития у ребёнка 3 лет является фраза. Дети общаются простыми предложениями из 3 и более слов. Усвоив определённое количество слов, и имея достаточный уровень восприятия звуков родной речи, дети овладевают грамматическими формами слов. В речи дети должны использовать существительные винительного, родительного, дательного и творительного падежей, некоторые окончания имён существительных множественного числа. Дети учатся изменять глаголы по лицам, по числам, по родам и временам, согласовывать существительные с прилагательными во всех падежах единственного числа мужского и женского рода, начинают использовать предлоги (в, на, с, у, из, под). К правильной грамматической речи ребёнок идёт путём ошибок, на которые должны обращать внимание взрослые, давая образец правильной речи.

Играя с предметами и изменяя слова, выделяйте голосом окончания слов, чтобы ребёнок обращал внимание на значение изменяемой части слова: качаем куклу, причесали волосы кукле; поставим в гараж машину, катаем зайку на машине. Предлогами лучше овладевать на бытовом уровне, во время повседневной жизни, чтобы ребёнок научился понимать их значение. Просите его выполнять такие поручения: «Положи ложку на стол. Возьми мишку с дивана. Поищи мяч под шкафом». После этого можно спрашивать, где находился предмет, откуда он был взят, куда положен.

Помощь детям в овладении разными грамматическими категориями богатого русского языка потребует от родителей терпения. Решающую роль в развитии правильной речи ребёнка играет речь окружающих его людей. При общении с ребёнком следует подбирать простые по построению, немногословные предложения, делая между ними небольшие остановки. Говорите не спеша, в умеренном темпе, выразительно, подчёркивая голосом более важные слова.

Несмотря на большое количество слов, произношение их ещё недостаточно отчётливо. Далеко не все звуки русского языка доступны ребёнку 3 лет. В три года ребёнок должен правильно произносить все гласные звуки и согласные раннего онтогенеза. Звуки «с», «з», «ц» в речи ребёнка должны появиться в период от 3 до 4 лет. Шипящие звуки могут появиться и после четырёх лет в зависимости от индивидуальных возможностей ребёнка. Эти звуки пока могут заменяться другими, более простыми для произнесения согласными звуками, чаще всего свистящими. Слоговая структура слов после трёх лет бывает нарушена редко, в основном в малознакомых словах.

В этом возрасте следует обращать внимание детей на звуковую сторону слова. Ни в коем случае не следует повторять за ребёнком неправильно произнесённое слово или произносить его в присутствии ребёнка. Нередко дети довольны тем, что им удалось развеселить взрослых, и они могут продолжать искажать слова долгое время уже специально. Самое лучшее – спокойно исправить ребёнка, попросить его повторить слово по Вашему образцу правильно, поощряя чёткое произнесение слов. Для тренировки правильного произношения определённого звука можно подобрать такую игру, в которой ребёнку придётся много раз слышать и произносить этот звук. Конечно, ребёнку трёх лет не нужно говорить, что Вы будете его учить  говорить этот звук. Достаточно будет обыграть произнесение этого звука, показать образец произношения звука, потренироваться перед зеркалом и «включить» звук в игру. Например, игра «Ветер».  Когда «ветер свистит» (звук «с») – надо спрятаться «в домик». Покажите ребёнку, как произносить этот звук (губы улыбаются, между зубками небольшая щёлочка, кончик языка за нижними зубами), потренируйтесь вместе с ребёнком, и поиграйте вместе с ним, по очереди изображая «ветер».

Интенсивно развивающаяся речь детей трёх лет нуждается в постоянной стимуляции со стороны взрослых. Надо поощрять стремление ребёнка говорить, предоставляя ему в этом отношении полную свободу. Не нужно, как это делают иногда родители, раздражаться «болтовнёй» ребёнка. Но рекомендуется соблюдать известную меру и приучать ребёнка к речевой дисциплине, объясняя, что, когда говорят другие, нужно молча послушать, говорить надо по очереди. Если ребёнок постоянно прерывает говорящего, это вредит не только воспитанию внимания и вежливого отношения к окружающим, но также чёткости и тону речи.

У некоторых детей этого возраста может наблюдаться стремление задержаться на детском этапе развития, в результате чего появляется капризная, манерная или сюсюкающая речь. При недостаточном внимании со стороны взрослых подобная манера может задержать ход нормального речевого развития. Члены семьи иногда могут подлаживать под речь ребёнка, говорить с ним таким же сюсюкающим языком. Этим они не только не стимулируют развитие правильного произношения, но и ещё больше закрепляют неправильное произнесение слов. Однако это не значит, что с детьми нужно говорить по-взрослому, используя сложные слова и длинные фразы. Нужно приспосабливаться к речевым возможностям ребёнка, используя при общении более лёгкие слова, но говорить вместо слова «маленький» слово «масенький» с ребёнком трёх лет уже непозволительно.

Нельзя говорить с ребёнком или при нём в обычном для взрослых людей темпе. Ребёнок трёх лет в силу возрастных особенностей развития органов речи и слуха ещё не способен воспринять и повторить слова, произнесённые в быстром темпе. Постоянный же хороший речевой пример, терпеливый и ласковый показ ребёнку правильного произношения, поощрение его речевых попыток и успехов, общение с ребёнком во всех видах деятельности и в играх будет способствовать тому, что ребёнок по мере своих сил и возможностей будет постепенно овладевать языком.

Родители, стремясь способствовать речевому развитию детей, нередко перегружают ребёнка словесной информацией, новыми впечатлениями, что при неравномерности в развитии речевых и психических средств общения у детей этого возраста может приводить к возникновению заикания. Родителям следует быть особенно внимательными к ребёнку в этот период интенсивного развития речи.  Необходимо часто разговаривать с ребёнком о том, что он видит, но не переутомляя его и не перегружая ненужной информацией, доступным, но правильным языком рассказывать ребёнку сказки, разучивать вместе с ним стишки, играть в картиночное лото и в другие игры, что будет способствовать овладению ребёнком правильной речью.

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»