Развитие логического мышления у детей через технологию обучения палочками Х.Кюизенера
Петрова Алёна Александровна
Методика развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста постоянно развивается, совершенствуется, обогащается за счет новых технологий обучения.
Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка-развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые вдальнейшем позволят осваивать все новое. Важно научить не только считать, измерять и решать задачи, но и развивать способность видеть в окружающем мире свойства, отношения и зависимости, умение конструировать, оперировать знаниями и символами.
В дошкольной дидактике применяются разнообразные развивающие материалы. Я предлагаю рассмотреть одну из универсальных технологий – палочки Кюизенера, ее использовании на занятиях, в самостоятельных играх детей в детском саду. Данный материал разработан бельгийским математиком Х.Кюизенером.
В процессе разнообразных действий с палочками, дети овладевают различными мыслительными умениями, важными как предматематической подготовки, так и с точки зрения интелектуального развития. К их числу относятся умения анализа, абстрагирования, сравнения, классификации, обобщения. В специально разработанных играх у детей тренируется память, внимание, восприятие.
Комплект состоит из пластиковых призм 10-ти различных цветов и размеров. Каждая палочка – это число, выраженное цветом и величиной. Например, белый кубик-это еденица, розовая палочка в два раза длиннее чем белый кубик и является числом два. Голубой палочке, т.е. числу 3 соответствуют три белых кубика или белый кубик и розовая палочка, и тому подобное с другими палочками. Дети с удовольствием выкладывают цветные коврики не подозревая, что знакомятся с составом числа.
Важно помнить, развивая мыслительные умения, что они, как и всякие другие умения, вырабатываются в процессе многократных повторений. При этом количество упражнений для разных детей различно. Для того, чтоб ребенок не потерял интерес к мыслительным заданиям, каждая игра или упражнение содержит несколько игровых и практических задач, которые можно предложить ребенку, например проложить дорожку между домиками Ниф-Нифа и Наф-Нафа, «сплести» коврик для котенка Гав , построить лесенку, забор.
В самостоятельных играх можно детям предложить конструировать сюжетные картинки. Например «Отлет птиц», « Поздняя осень», «Мы строители», «На катке», «Новогодняя елка»
Предлагаю конспект занятия по математике, проводимого мной, с использованием палочек Кюизенера.
Программное содержание:
-Продолжать формировать творческое воображение, логику мышления и действий.
-Развивать умения пользоваться схемами, развивать конструктивные способности.
-Упражнять детей в количественном и порядковом счете в пределах 10; пространственной ориентировке и на листе бумаги.
-Закрепление знаний о геометрических фигурах.
-Доставить детям радость и удовольствие от игр развивающей направленности.
Материалы и оборудование:
Пеналы с геометрическими фигурами, наборы палочек Кюизенера, альбомные листы бумаги, картотека подвижных игр, картинки-схемы, широкая длинная лента.
Ход занятия
Организационный момент.
В-тель: Ребята, у меня в руках цветик-семицветик, давайте встанем в круг, оторвем лепесток, произнесем волшебные слова:
Лети, лети лепесток, через запад на восток,
Через север, через юг, возвращайся сделав круг.
Лишь коснешься ты земли, быть по- моему вели чтобы…
Давайте загадаем желание, но одно на всех ребят. Что мы пожелаем нам всем сейчас (дети: здоровья, хорошего настроения, хорошего дня, улыбок, дружбы)
В-тель: Ребята, какой сегодня день недели? Какое время года? (верно осень)
Давайте поиграем в игру «Назови цвет»
Дети стоят в кругу, воспитатель бросает мяч и называет число, а дети соответственно называют цвет числа палочки. Всего 10 палочек разного цвета, и числа в пределах 10. (1-это белая палочка, 3- это голубая палочка, 2-это розовая палочка и т.д.)
После игры дети садятся за столы. На столах пеналы с геометрическими фигурами и листы бумаги.
В-тель: ребята, у вас на столах лежат белые листы бумаги – это наши коврики. Нам с вами их нужно украсить, выложить на них узоры с помощью геометрических фигур. Но ковер получится, если вы внимательно будете следовать моим инструкциям. Итак, откройте свои пеналы. В правый верхний угол положите синий квадрат, в левый нижний положите зеленый треугольник, в левый верхний положите желтый прямоугольник, в правый нижний красный круг. Отсчитайте 6 желтых кругов и выложите их посередине своего ковра в виде цветка. Все справились? Молодцы, у нас получились замечательные коврики.
В-тель: ой, ребята, я только что получила сообщение. Интересно от кого оно, давайте прочитаем его. « Дорогие ребята, в нашей стране Стикии, произошло землетрясение и в одном городе разрушились дома. Помогите нам.»
Правитель Стик.
Ребята в стране Стикии, у наших друзей, где живут человечки из палочек, случилась беда. Поможем друзьям?
Дети: да!
В-тель: На чем мы к ним будем добираться, ведь нас так много? В какой транспорт мы все поместимся?
Дети: на поезде.
В-тель: Что ж давайте приготовим наш поезд и в путь-дорогу! Для этого составьте поезд из палочек-вагонов, от самого короткого до самого длинного.
Составили? Молодцы! Поехали!
А пока мы едем поиграем в игру «Вопросы и ответы»
Сколько вагонов у нашего поезда? Дети – 10. Каким по порядку стоит синий вагон? Дети- девятый. Вагон какого цвета стоит пятым? Дети – желтый вагон стоит пятым. Каким по порядку стоит коричневый вагон? Дети – восьмой. Какой вагон находится между коричневым и фиолетовым вагонами? Дети – черный вагон. Найди вагоны, которые стоят рядом с желтым вагоном? Дети – красный и фиолетовый вагоны. Молодцы ребята, справились с заданием!
Вот мы и приехали! Немного в дороге устали. Давайте отдохнем
Физкультминутка.
Один, два – стоит ракета (ноги вместе, руки над головой)
Три, четыре – самолет (руки в стороны)
Один, два – хлопок в ладоши
А потом на каждый счет (1,2,3,4 )
Один, два, три, четыре -
Руки выше, плечи шире.
Один, два, три, четыре-
И на месте походили.
В-тель. Отдохнули, а теперь за дело. Нам с вами нужно восстановить разрушенные дома для человечков. Воспользуемся как настоящие архитекторы картинами- схемами. По этим схемам мы сможем построить точно такие дома, какие были у наших человечков. Сначала мы построим многоэтажный дом для «черной семейки» Посмотрите на схему – как он выглядит. Построили! Молодцы.
А теперь построим дом одноэтажный, похожий на домик в деревне. Посмотрите на схему. Палочки какого цвета вам понадобятся. Хорошо, молодцы.
Ну и конечно же мы должны построить дом – дворец для правителя Стика. Посмотрите внимательно, какие палочки вам понадобятся для постройки дворца, с чего начнете строить.
В-тель. Какие же мы с вами ребята молодцы. Мы построили замечательные дома. Теперь человечкам будет где жить. У нас получилась целая улица из самых разнообразных домов.
Мы с вами сделали хорошее дело, славно потрудились, теперь можно и поиграть.
Подвижная игра «Вперед – назад»
На ковре раскладываем длинную ленту. Это ручеек. По очереди вдоль ручейка сначала нужно допрыгать до конца на правой ножке туда, а потом обратно на левой ножке.
В –тель. Потрудились, поиграли, а теперь садимся в наш поезд и нам пора в обратный путь.
Используемая литература:
«Детство» - Программа развития и воспитания детей в детском саду. Издание 3-е. Санкт-Петербург. «Детство» - Пресс 2006г.
З.А.Михайлова «Математика от 3до 7». Учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов. Санкт-Петербург. «Детство» Пресс 2006г.
Е.А.Носова, Р.Л.Непомнящая «Логика и математика для дошкольников». Издательство «Акцент». Санкт-Петербург 1997г.