Воспитание звуковой культуры у детей дошкольного возраста, как условие успешного овладения родным языком в начальной школе
Васильева Ирина Александровна,
воспитатель первой квалификационной категории,
ГБОУ СОШ №619 Калининского района Санкт-Петербурга
«От того, как ребенку будет открыта
звуковая действительность языка,
строение звуковой формы слова,
зависит не только усвоение грамоты,
но и все последующее усвоение языка».
Д.Б. Эльконин.
Воспитание звуковой культуры речи занимает важное место в системе работы по обучению детей родному языку. В процессе воспитания звуковой культуры речи ребенок учится правильно произносить все звуки, достаточно громко отвечать на занятиях и в повседневном общении, говорить выразительно, не торопясь.
Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи – фонетической, лексической, грамматической.
Þ Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития.
Þ Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем. Это фундамент для последующего систематического изучения родного языка.
Воспитание, развитие звуковой культуры речи - это особая речевая задача, которая почти полностью должна быть решена в дошкольном возрасте.
Основная цель состоит в том, чтобы научить ребенка к пяти годам правильно произносить все звуки, правильно пользоваться голосовым аппаратом, говорить выразительно, не торопясь. И чем раньше эта работа будет начата, тем большие успехи могут быть достигнуты.
Овладевая звуковыми средствами языка, ребенок опирается на речевой слух. Линейные звуковые единицы (звук - слог - слово - фраза - текст) обладают самостоятельной протяженностью, следуют друг за другом. Одновременно с ними особенности звуковой стороны речи отражают такие единицы, как: словесное ударение, интонация (мелодика речи, сила голоса, темп и тембр речи). Практическое владение языком предполагает умение различать на слух и адекватно воспроизводить все звуковые единицы родного языка. Поэтому работа по формированию звукопроизношения у дошкольников должна проводиться систематически.
А обращая внимание ребенка на интонацию, педагог развивает его речевой слух, чувство тембра и ритма, ощущение силы звука, что в дальнейшем оказывает влияние и на развитие музыкального слуха. В целом, работая над звуковой стороной речи, ребенок осваивает умение "подчинять" высказывание целям и условиям коммуникации с учетом предмета и темы высказывания, особенностей слушателей.
У многих детей, даже в старшем дошкольном возрасте, наблюдаются нарушения в звукопроизношении, а это, как правило, сказывается и на овладении письменной речью- чтением и письмом. Чистота речи зависит от многих факторов: от развития речевого слуха, речевого внимания, речевого дыхания, голосового и речевого аппарата. Все эти компоненты без специальной «тренировки» часто не достигают нужного уровня развития, поэтому необходимо с раннего дошкольного возраста вести работу над произносительной стороной речи ребенка.
При работе с детьми третьего года жизни необходимо учитывать особенности речи, для которой характерно: общая смягченность речи («зюк-жук), свистящие, шипящие звуки произносятся недостаточно четко или пропускаются или заменяются: (фолнце, сапка, фапка, кофка),звуки [л ], [ р]-пропускаются или заменяются. Наблюдаются некоторые особенности и в словопроизношении: сокрашение слов, перестановки звуков в словах, добавление звуков.
В качестве речевого материала при работе с детьми третьего года жизни лучше использовать изолированные звуки, звукоподражания или слова с доступными для произнесения ребенком звуками.
При работе с гласными звуками детям надо предлагать те слова, в которых изучаемый звук находится в ударном слоге, что помогает сформировать умение интонационно выделять звук.
Согласные, с которыми знакомятся дети, произносятся громче, четче, чем другие звуки, выполняя игровые упражнения со словами ребенок развивает слух, укрепляет артикуляционный аппарат.
Таким образом, воспитание звуковой культуры речи у детей должно быть направлено на усвоение, закрепление правильного произношения звуков, на выработку отчетливого и внятного произношения слов и фраз, на развитие слухового восприятия, укрепление артикуляционного и голосового аппарата; на формирование представлений о линейных звуковых единицах: звук – слог – слово – предложение – текст, на различение звуков по их характеристике: звонкие/глухие, твердые/мягкие, на обучение звуковому анализу(выделение звука в начале, середине и конце слова), вычленение шипящих и свистящих звуков в начале слова, нахождение одинакового звука в разных словах.