Познавательно-исследовательсая деятельность
Удивительное рядом: воздух
Фомина Елена Геннадьевна,
воспитатель МДОУ Сланцевский детский сад №2
Задачи:
- Обнаружить воздух в окружающем пространстве и выявить такие его сваойства как невидимость; сам не имеет запаха, но хорошо проводит другие запахи.
- Дать понятие, что движение воздуха есть ветер.
- Развивать познавательную активность.
- Активизироватьречь детей, обогащать словарный запас.
Материал: карточки-обозначения лабораторий, алгоритмы действий, пакеты, трубочки для коктейлей,стаканы с водой, контейнеры, веера с изображением различных предметов для игры "Где работает воздух?", воздушный шар.
Последовательность деятельности:
1. Вводная часть
В группу влетает "Ракета" ( из воздушного шара) с письмом:
"Здравствуйте, ребята. Знаете ли вы , что в вашей группе живет невидимка? Познакомьтесь с ним. Для этого вам надо обнаружить его, назвать и описать. Жители планеты Удивляйки."
Воспитатель:" Вот это да. Ребята, в нашей группе живет невидимка? Как это может быть?"
(Предположения детей)
Воспитатель:"Что же это за таинственный невидимка? Объясните, почему вы так думаете."
(Ответы детей)
Воспитатель:"Это воздух. Значит мы должны исследовать воздух. Но для этого нам надо его обнаружить. Как мы можем это сделать?"
(Дети:"Поймать его руками, ртом и т.д.)
Воспитатель:"Ребята, обратите внимание, что сегодня у нас здесь есть пакеты."
Опыт 1.
Предложить детям поймать воздух в пакеты.
Вывод: воздух есть, он вокруг нас.
Воспитатель:"Теперь, когда мы знаем, что невидимка - воздух действительно существует, нам надо его изучить, исследовать. А как мы изучаем любой предмет?"
(Дети:"Трогаем, смотрим, нюхаем и т.д.")
Воспитатель:"Правильно. Сейчас мы получим пропуска в лаборатории и приступим к исследованию воздуха. Вкаждой из лабораторий будет представлена инструкция: последовательность действий. Сначала ознакомьтесь с ней, потом приступайте к выполнению эксперимента. Об окончании работы лаборатории вас известит колокольчик, и мы обменяемся полученными в ходе эксперимента данными.
2. Основная часть.
Дети расходятся по лабараториям "Зрение", "Обоняние", "Осязание".
Лаборатория "Зрение"
Через трубочку для коктейлей подуть в стакан с водой. Появляются пузыри. Они видны в воде,но над поверхностью воды исчезают.
Вывод: воздух невидим; видно толькоего действие на другие предметы. Например: пузыри на воде или плывущий кораблик.
Лаборатория "Обоняние"
Опыт 3. Последовательно вскрыть котейнеры и понюхать. В первом ничего нет и ничем не пахнет. Во втором - апельсин, и пахнет апельсином. В третьем - чеснок, и пахнет чесноком. В четвертом - духи, и пахнет духами. В пятом - огурец, и пахнет огурцом.
Вывод: воздух не имеет запаха.
Лаборатория "Осязание"
Опыт 4. Можно ли почувствовать воздух? Взять веер и помахать им над рукой. Почувствовали прохладу? Почувствовали движение воздуха? Это и есть воздух. А движение воздуха называется ветер.
Вывод: воздух можнопочувствовать, если создать движение воздуха, то есть ветер.
После проведения опытов всем собраться в кругу и обменяться выводами по опытам:
- воздух есть вокруг нас;
- воздух невидим;
- воздух не имеет запаха;
- воздух можнопочуствовать.
Воспитатель:"А использует ли человек воздух? Задание: из всех картинок, которые вы видитеперед собой выберита только те, на которых изабражены предметы, в которых используются свойства воздуха.
(Вентилятор, воздушный шар, воздушный змей, парусник, спасательный круг, пылесос)
3.Заключительная часть.
Воспитатель:"Ребята, сегодня мы обнаружили в нашей группе "невидимку". И уже знаем, что это воздух. Мы назвали некоторые его свойства. В дальнейшем вы познакомитесь и с другими свойствами воздуха. А сейчас для вас от нашего "невидимки"- подарок.
(Детям раздают мыльные пузыри)