Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Развитие зрительного восприятия у дошкольников
с  нарушением зрения с использованием ИКТ

Шамахова Марина Борисовна;
Селиванова Татьяна Николаевна;
Бернат Марина Анатольевна,
ГБОУ детский сад №62
комбинированного вида
Калининского района Санкт-Петербурга

 

Описание опыта работы творческой группы педагогических работников

Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения

детский сад № 62 комбинированного вида Калининского района Санкт-Петербурга

 

            В данной работе раскрывается опыт работы воспитателей, работающих в группах компенсирующей направленности с созданием условий для детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья: с нарушением зрения (слабовидящих, с амблиопией и косоглазием). Методическое сопровождение проведено старшим воспитателем.

Характеристика участников образовательных отношений

В группах компенсирующей направленности реализуется образовательная программа дошкольного образования ОУ, адаптированная для воспитанников с нарушением зрения.

Воспитатели более 10 лет работают с детьми с ОВЗ.  

Татьяна Николаевна работает с детьми  младшего и среднего дошкольного возраста. Марина Анатольевна работает с детьми  старшего дошкольного возраста.

Одним из направлений деятельности старшего воспитателя является создание условий для взаимодействия педагогических и других работников образовательной организации.

            Компенсирующие группы посещают до  47 воспитанников. Помимо нарушения зрения у детей имеются другие диагнозы.

            Больше половины семей, посещающих данные группы, имеют по одному ребенку в семье. В настоящее время наблюдается увеличение количества семей, воспитывающих двух и более детей. Возраст родителей, в основном, от двадцати пяти до сорока лет. Большинство родителей воспитанников имеют среднее специальное образование, однако, 30% родителей закончили высшие учебные заведения.

        В течение десяти лет у педагогов творческой группы сформировалась определенная информационная культура.  Они, используя современные информационные технологии, совершенствуют образовательный процесс.

Введение в тему

В ОУ  используются  мультимедийное оборудование. Материально – техническая база ежегодно пополняется.  Интернет – технологии применяемые в образовательной деятельности и  уже стали незаменимым сопровождением всего коррекционного процесса ОУ.

Активное внедрение компьютерных технологий расширяет возможности слабовидящих детей в получении информации, но ещё в большей степени создает условия для вербализации обучения, так как используются визуальный и слуховой каналы получения информации. ИКТ способны сформировать  адекватный  зрительный образ и стать эффективным средством наглядности в коррекционно-развивающей работе с детьми с нарушением зрения.

Компьютер  предоставляет широкие возможности использования различных  анализаторных систем в процессе  выполнения и контроля над деятельностью. В частности визуализация предметов в  виде доступных для ребёнка образов позволяет активировать компенсаторные механизмы на основе зрительного восприятия. У дошкольников хорошо развито непроизвольное внимание, поэтому целесообразно использовать  материал, предъявляемый в ярком, доступном для ребёнка виде. Это не только ускоряет запоминание содержания, но и делает его осмысленным и долговременным.

Методы реализации. Форма и содержание.

Педагоги творческой группы особое внимание уделяют мультимедийным презентациям, которые помогают реализовать  главный принцип педагогики – принцип наглядности.  Они используются в непрерывной образовательной деятельности, совместной деятельности, коррекционной и индивидуальной работе.  Презентации, составленные педагогами,  помогают детям в освоении изучаемой темы, в разучивании комплексов зрительных гимнастик и упражнений для снятия зрительного утомления и др.

Применение компьютерных слайдовых презентаций в процессе обучения детей со зрительной  депривацией  имеет следующие достоинства:

  • полисенсорное  восприятие материала
  • демонстрация различных объектов  с помощью мультимедийного проектора и проекционного экрана в многократно увеличенном виде
  • компенсация объема информации, получаемого детьми, благодаря объединению аудио, видео и анимационных эффектов  в единую презентацию  
  • демонстрация объектов, более доступных для восприятия  сохранной сенсорной системой
  • активизация зрительных функций, глазомерных возможностей ребёнка
  • формирование различных способов зрительного восприятия.

Особый интерес у детей вызывает совместное создание презентаций с детьми старшего дошкольного возраста: подбор материала, иллюстраций, фотографий, запись звуковых эффектов, голосового сопровождения, побор музыки, анимации.

Таким образом, использование мультимедийных презентаций в коррекционной работе открывает целый ряд новых возможностей и перспектив развития даже перед воспитанниками, имеющими самые тяжелые нарушения зрения.

Большую часть информации об окружающем мире дети дошкольного возраста получают благодаря зрению, и именно зрение играет ведущую роль в развитии познавательных способностей ребенка и формировании его жизненного опыта.

У детей с нарушениями бинокулярного зрения, такими как косоглазие, амблиопия и анизометропия,  наблюдается снижение остроты зрения и контрастной чувствительности, неустойчивость фиксации взора, сужение поля зрения, нарушение пространственной ориентации и восприятия пространственного взаиморасположения  объектов и т.д. Эти нарушения приводят к серьезным проблемам анализа изображений на уровне зрительных центров мозга, к формированию неточных зрительных представлений об окружающем мире и снижению уровня развития наглядно-образного мышления.

В ОУ для лечения зрительных нарушений и успешной адаптации к окружающему миру специалисты организуют для  детей   специальное обучение  и проводят лечение  на  специальных медицинских  аппаратах. Воспитанники  дошкольного возраста работают с компьютером. В ортоптическом кабинете они играют в компьютерные игры, по специально подобранным и сертифицированным программам: Программа «Паучок», «Цветок», «Крестики» и др.  По сути – дети в ОУ делают первые шаги в освоении компьютера.

Помимо  активизации зрительных функций, занятия на компьютере имеют большое значение для развития у дошкольников произвольной моторики пальцев рук. В процессе выполнения компьютерных заданий  детям необходимо в соответствии с поставленными задачами научиться нажимать пальцами на определенные клавиши, пользоваться манипулятором «мышь». Кроме того, важным моментом подготовки детей к овладению письмом, является формирование и развитие совместной координированной деятельности зрительного и моторного анализаторов, что с успехом достигается при выполнении заданий с использованием компьютера.

      Информационные  компьютерные технологии позволяют заменить многие традиционные технические средства обучения,  адаптировать  наглядный  материал  соответственно   требования для  дошкольников  со  зрительной  депривацией.  Одним из доступных и удобных в применении приложений является программа “Power Point”. Она позволяет педагогу самостоятельно готовить мультимедийные пособия к занятиям с учетом всех дидактических и коррекционных принципов.

             В  ОУ  в  работе  с  дошкольниками  педагоги используют самостоятельно созданные мультимедийные презентации составленные  для организации, реализации и презентации детско-взрослых проектов.

Селиванова Т.Н. имеет коллекцию, в которую входят следующие презентации «Замки из песка», «Заюшкины сказки», «Покормите птиц зимой», «Блоки Дьенеша», «Капустник», «Мир профессий» и др.

Бернат М.А. создала коллекцию самостоятельно созданных ЭОР «Кристаллы», «Цветная капуста», «Знание государственной символики», «Удивительные животные нашего города»,  «Фонари Санкт-Петербурга», «День народного единства» и др.

Некоторые презентации получили признание в районе и городе. Опыт работы рекомендован Методическим объединением педагогов к распространению.

Мультимедийные презентации помогают представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде памяти детей. 

Цель такого представления развивающей и обучающей информации - формирование у дошкольников системы «мыслеобразов». Подача материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей.

Основа любой презентации –  облегчение процесса зрительного восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов. Формы и место использования презентации (или даже отдельного ее слайда) на занятии зависят от содержания, целей и задач коррекционной работы.  

Применение компьютерных слайдовых презентаций в процессе обучения детей имеет следующие достоинства:

  •  осуществление полисенсорного восприятия материала;
  • возможность демонстрации различных объектов с помощью мультимедийного проектора  и проекционного экрана в многократно увеличенном виде;
  •  знакомство детей с объектами, предметами и явлениями, восприятие которых затруднено в естественном  опыте  ребёнка;
  • возможность демонстрации объектов, более доступных для восприятия сохранной сенсорной системы;
  • активизация зрительных функций, глазомерных возможностей ребенка;
  • материалы компьютерных  презентационных  слайд-фильмов  удобно использовать для вывода информации  в виде распечаток на принтере в качестве индивидуального раздаточного материала для  занятий с ребёнком, учитывая характер зрительной нагрузки.

Использование  мультимедийных презентаций вызывает у ребенка живой интерес, является прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности занятия.  К  тому  же  обеспечивается  активность детей при рассматривании, обследовании и зрительном выделении ими признаков и свойств предметов, формируются способы зрительного восприятия, обследования, выделения в предметном мире качественных, количественных и пространственно-временных признаков и свойств, развиваются зрительное внимание и зрительная память.

С помощью мультимедийных презентаций  разучиваются с детьми комплексы зрительных гимнастик, упражнений для снятия зрительного утомления. На экране монитора появляются  картинки – символы различных упражнений. Движения глаз детей соответствуют движениям предметов на экране.

Использование компьютерных заданий не заменяет привычных коррекционных методов и технологий работы, а является дополнительным, рациональным и удобным источником информации, наглядности, создаёт положительный эмоциональный настрой, мотивирует ребёнка, тем самым ускоряет процесс достижения положительных результатов в работе.

Информационные  компьютерные технологии  включаются в структуру традиционного непрерывной образовательной деятельности как дополнительные инновационные элементы в течение недлительного времени. Работа с компьютером на одном занятии не превышает 5-7 минут, в зависимости от возраста ребенка, в соответствии с рекомендациями врача-офтальмолога. Работа  за компьютером  заканчивается  профилактическими упражнениями для зрения и осанки.

При  выпуске  детей  в  школу  у  некоторых  дошкольников,  посещавших  ОУ,  сняты  диагнозы  амблиопия,  косоглазие.  Кроме  этого,  повысилась  острота  зрения,  изменился  характер  зрения  в  сторону  бинокулярности.

Применение информационно  -  коммуникативных технологий  в детском саду позволяет оптимизировать коррекционно-педагогический процесс, индивидуализировать и дифференцировать обучение детей с нарушениями зрения и значительно повысить эффективность коррекционно-развивающей работы.

Современное образование и  ФГОС ДО  ставит перед воспитателями задачу стать первыми  для ребенка проводниками в мир новых технологий, наставниками в выборе компьютерных игр, помогает  сформировать основы информационной культуры личности ребенка.

И для этого педагог должен не только уметь пользоваться компьютером и современным мультимедийным оборудованием, но и создавать свои образовательные ресурсы, широко использовать их в своей педагогической деятельности.  Интерактивные  дидактические  игры  - это современный и признанный метод обучения и воспитания, обладающий образовательной, развивающей и воспитывающей функциями.

Использование ИКТ помогает:

  • многократно использовать подготовленный материал при объяснении нового и  закрепления пройденного;
  • использовать скрытые тексты, рисунки,  а затем показывать во время игровых или сюрпризных моментах;
  • сочетать ряд задач развивающего и коррекционного  характера;
  • выявлять уровень усвоения материала,  т.е. является инструментом мониторинга;
  • подготовить детей к использованию в лечении специальных компьютерных программ «Цветок» и т.д.

В заключение, хотелось бы отметить, что  при грамотном использовании интерактивных технологий коррекционно-педагогический процесс является более эффективными и выступает как вид деятельности не только педагога, но и ребёнка. В этом процессе ребенок занимает активную творческую позицию. ИКТ на службе ФГОС ДО позволяют воспитать ребенка, в соответствии с ожиданиями, т.е. целевыми ориентирами.

 

Санкт-Петербург

2016 год

Литература:

  1. Фомичева Л. В. Клинико-педагогические основы обучения и воспитания детей с нарушением зрения. Санкт-Петербург : Каро, 2007. – 256 с. – ISBN 978-5-89815-942-9. 
  2. Умные уроки SMART/Сборник методических рекомендаций по работе со SMART-устройствами и программами. Изд-е 2-е,испр. и доп. — М.: «ИНЭК», 2008.
  3. Интернет - источник: http://womanadvice.ru/interaktivnye-metody-obucheniya#ixzz3QWOQqJiV

 

 

 

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»