Развитие зрительного восприятия у дошкольников
с нарушением зрения с использованием ИКТ
Шамахова Марина Борисовна;
Селиванова Татьяна Николаевна;
Бернат Марина Анатольевна,
ГБОУ детский сад №62
комбинированного вида
Калининского района Санкт-Петербурга
Описание опыта работы творческой группы педагогических работников
Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения
детский сад № 62 комбинированного вида Калининского района Санкт-Петербурга
В данной работе раскрывается опыт работы воспитателей, работающих в группах компенсирующей направленности с созданием условий для детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья: с нарушением зрения (слабовидящих, с амблиопией и косоглазием). Методическое сопровождение проведено старшим воспитателем.
Характеристика участников образовательных отношений
В группах компенсирующей направленности реализуется образовательная программа дошкольного образования ОУ, адаптированная для воспитанников с нарушением зрения.
Воспитатели более 10 лет работают с детьми с ОВЗ.
Татьяна Николаевна работает с детьми младшего и среднего дошкольного возраста. Марина Анатольевна работает с детьми старшего дошкольного возраста.
Одним из направлений деятельности старшего воспитателя является создание условий для взаимодействия педагогических и других работников образовательной организации.
Компенсирующие группы посещают до 47 воспитанников. Помимо нарушения зрения у детей имеются другие диагнозы.
Больше половины семей, посещающих данные группы, имеют по одному ребенку в семье. В настоящее время наблюдается увеличение количества семей, воспитывающих двух и более детей. Возраст родителей, в основном, от двадцати пяти до сорока лет. Большинство родителей воспитанников имеют среднее специальное образование, однако, 30% родителей закончили высшие учебные заведения.
В течение десяти лет у педагогов творческой группы сформировалась определенная информационная культура. Они, используя современные информационные технологии, совершенствуют образовательный процесс.
Введение в тему
В ОУ используются мультимедийное оборудование. Материально – техническая база ежегодно пополняется. Интернет – технологии применяемые в образовательной деятельности и уже стали незаменимым сопровождением всего коррекционного процесса ОУ.
Активное внедрение компьютерных технологий расширяет возможности слабовидящих детей в получении информации, но ещё в большей степени создает условия для вербализации обучения, так как используются визуальный и слуховой каналы получения информации. ИКТ способны сформировать адекватный зрительный образ и стать эффективным средством наглядности в коррекционно-развивающей работе с детьми с нарушением зрения.
Компьютер предоставляет широкие возможности использования различных анализаторных систем в процессе выполнения и контроля над деятельностью. В частности визуализация предметов в виде доступных для ребёнка образов позволяет активировать компенсаторные механизмы на основе зрительного восприятия. У дошкольников хорошо развито непроизвольное внимание, поэтому целесообразно использовать материал, предъявляемый в ярком, доступном для ребёнка виде. Это не только ускоряет запоминание содержания, но и делает его осмысленным и долговременным.
Методы реализации. Форма и содержание.
Педагоги творческой группы особое внимание уделяют мультимедийным презентациям, которые помогают реализовать главный принцип педагогики – принцип наглядности. Они используются в непрерывной образовательной деятельности, совместной деятельности, коррекционной и индивидуальной работе. Презентации, составленные педагогами, помогают детям в освоении изучаемой темы, в разучивании комплексов зрительных гимнастик и упражнений для снятия зрительного утомления и др.
Применение компьютерных слайдовых презентаций в процессе обучения детей со зрительной депривацией имеет следующие достоинства:
- полисенсорное восприятие материала
- демонстрация различных объектов с помощью мультимедийного проектора и проекционного экрана в многократно увеличенном виде
- компенсация объема информации, получаемого детьми, благодаря объединению аудио, видео и анимационных эффектов в единую презентацию
- демонстрация объектов, более доступных для восприятия сохранной сенсорной системой
- активизация зрительных функций, глазомерных возможностей ребёнка
- формирование различных способов зрительного восприятия.
Особый интерес у детей вызывает совместное создание презентаций с детьми старшего дошкольного возраста: подбор материала, иллюстраций, фотографий, запись звуковых эффектов, голосового сопровождения, побор музыки, анимации.
Таким образом, использование мультимедийных презентаций в коррекционной работе открывает целый ряд новых возможностей и перспектив развития даже перед воспитанниками, имеющими самые тяжелые нарушения зрения.
Большую часть информации об окружающем мире дети дошкольного возраста получают благодаря зрению, и именно зрение играет ведущую роль в развитии познавательных способностей ребенка и формировании его жизненного опыта.
У детей с нарушениями бинокулярного зрения, такими как косоглазие, амблиопия и анизометропия, наблюдается снижение остроты зрения и контрастной чувствительности, неустойчивость фиксации взора, сужение поля зрения, нарушение пространственной ориентации и восприятия пространственного взаиморасположения объектов и т.д. Эти нарушения приводят к серьезным проблемам анализа изображений на уровне зрительных центров мозга, к формированию неточных зрительных представлений об окружающем мире и снижению уровня развития наглядно-образного мышления.
В ОУ для лечения зрительных нарушений и успешной адаптации к окружающему миру специалисты организуют для детей специальное обучение и проводят лечение на специальных медицинских аппаратах. Воспитанники дошкольного возраста работают с компьютером. В ортоптическом кабинете они играют в компьютерные игры, по специально подобранным и сертифицированным программам: Программа «Паучок», «Цветок», «Крестики» и др. По сути – дети в ОУ делают первые шаги в освоении компьютера.
Помимо активизации зрительных функций, занятия на компьютере имеют большое значение для развития у дошкольников произвольной моторики пальцев рук. В процессе выполнения компьютерных заданий детям необходимо в соответствии с поставленными задачами научиться нажимать пальцами на определенные клавиши, пользоваться манипулятором «мышь». Кроме того, важным моментом подготовки детей к овладению письмом, является формирование и развитие совместной координированной деятельности зрительного и моторного анализаторов, что с успехом достигается при выполнении заданий с использованием компьютера.
Информационные компьютерные технологии позволяют заменить многие традиционные технические средства обучения, адаптировать наглядный материал соответственно требования для дошкольников со зрительной депривацией. Одним из доступных и удобных в применении приложений является программа “Power Point”. Она позволяет педагогу самостоятельно готовить мультимедийные пособия к занятиям с учетом всех дидактических и коррекционных принципов.
В ОУ в работе с дошкольниками педагоги используют самостоятельно созданные мультимедийные презентации составленные для организации, реализации и презентации детско-взрослых проектов.
Селиванова Т.Н. имеет коллекцию, в которую входят следующие презентации «Замки из песка», «Заюшкины сказки», «Покормите птиц зимой», «Блоки Дьенеша», «Капустник», «Мир профессий» и др.
Бернат М.А. создала коллекцию самостоятельно созданных ЭОР «Кристаллы», «Цветная капуста», «Знание государственной символики», «Удивительные животные нашего города», «Фонари Санкт-Петербурга», «День народного единства» и др.
Некоторые презентации получили признание в районе и городе. Опыт работы рекомендован Методическим объединением педагогов к распространению.
Мультимедийные презентации помогают представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде памяти детей.
Цель такого представления развивающей и обучающей информации - формирование у дошкольников системы «мыслеобразов». Подача материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей.
Основа любой презентации – облегчение процесса зрительного восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов. Формы и место использования презентации (или даже отдельного ее слайда) на занятии зависят от содержания, целей и задач коррекционной работы.
Применение компьютерных слайдовых презентаций в процессе обучения детей имеет следующие достоинства:
- осуществление полисенсорного восприятия материала;
- возможность демонстрации различных объектов с помощью мультимедийного проектора и проекционного экрана в многократно увеличенном виде;
- знакомство детей с объектами, предметами и явлениями, восприятие которых затруднено в естественном опыте ребёнка;
- возможность демонстрации объектов, более доступных для восприятия сохранной сенсорной системы;
- активизация зрительных функций, глазомерных возможностей ребенка;
- материалы компьютерных презентационных слайд-фильмов удобно использовать для вывода информации в виде распечаток на принтере в качестве индивидуального раздаточного материала для занятий с ребёнком, учитывая характер зрительной нагрузки.
Использование мультимедийных презентаций вызывает у ребенка живой интерес, является прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности занятия. К тому же обеспечивается активность детей при рассматривании, обследовании и зрительном выделении ими признаков и свойств предметов, формируются способы зрительного восприятия, обследования, выделения в предметном мире качественных, количественных и пространственно-временных признаков и свойств, развиваются зрительное внимание и зрительная память.
С помощью мультимедийных презентаций разучиваются с детьми комплексы зрительных гимнастик, упражнений для снятия зрительного утомления. На экране монитора появляются картинки – символы различных упражнений. Движения глаз детей соответствуют движениям предметов на экране.
Использование компьютерных заданий не заменяет привычных коррекционных методов и технологий работы, а является дополнительным, рациональным и удобным источником информации, наглядности, создаёт положительный эмоциональный настрой, мотивирует ребёнка, тем самым ускоряет процесс достижения положительных результатов в работе.
Информационные компьютерные технологии включаются в структуру традиционного непрерывной образовательной деятельности как дополнительные инновационные элементы в течение недлительного времени. Работа с компьютером на одном занятии не превышает 5-7 минут, в зависимости от возраста ребенка, в соответствии с рекомендациями врача-офтальмолога. Работа за компьютером заканчивается профилактическими упражнениями для зрения и осанки.
При выпуске детей в школу у некоторых дошкольников, посещавших ОУ, сняты диагнозы амблиопия, косоглазие. Кроме этого, повысилась острота зрения, изменился характер зрения в сторону бинокулярности.
Применение информационно - коммуникативных технологий в детском саду позволяет оптимизировать коррекционно-педагогический процесс, индивидуализировать и дифференцировать обучение детей с нарушениями зрения и значительно повысить эффективность коррекционно-развивающей работы.
Современное образование и ФГОС ДО ставит перед воспитателями задачу стать первыми для ребенка проводниками в мир новых технологий, наставниками в выборе компьютерных игр, помогает сформировать основы информационной культуры личности ребенка.
И для этого педагог должен не только уметь пользоваться компьютером и современным мультимедийным оборудованием, но и создавать свои образовательные ресурсы, широко использовать их в своей педагогической деятельности. Интерактивные дидактические игры - это современный и признанный метод обучения и воспитания, обладающий образовательной, развивающей и воспитывающей функциями.
Использование ИКТ помогает:
- многократно использовать подготовленный материал при объяснении нового и закрепления пройденного;
- использовать скрытые тексты, рисунки, а затем показывать во время игровых или сюрпризных моментах;
- сочетать ряд задач развивающего и коррекционного характера;
- выявлять уровень усвоения материала, т.е. является инструментом мониторинга;
- подготовить детей к использованию в лечении специальных компьютерных программ «Цветок» и т.д.
В заключение, хотелось бы отметить, что при грамотном использовании интерактивных технологий коррекционно-педагогический процесс является более эффективными и выступает как вид деятельности не только педагога, но и ребёнка. В этом процессе ребенок занимает активную творческую позицию. ИКТ на службе ФГОС ДО позволяют воспитать ребенка, в соответствии с ожиданиями, т.е. целевыми ориентирами.
Санкт-Петербург
2016 год
Литература:
- Фомичева Л. В. Клинико-педагогические основы обучения и воспитания детей с нарушением зрения. Санкт-Петербург : Каро, 2007. – 256 с. – ISBN 978-5-89815-942-9.
- Умные уроки SMART/Сборник методических рекомендаций по работе со SMART-устройствами и программами. Изд-е 2-е,испр. и доп. — М.: «ИНЭК», 2008.
- Интернет - источник: http://womanadvice.ru/interaktivnye-metody-obucheniya#ixzz3QWOQqJiV