Дидактические игры как средство развития
младших дошкольников
Яковлева Эльвира Иосифовна,
ГБДОУ №72
Пояснительная записка
Младший дошкольный возраст очень важный период в развитии ребенка, период ознакомления с окружающей действительностью. В это время необходимо дать ребенку возможность получить как можно более разнообразный и полезный чувственный опыт. Большое значение в этом вопросе имеет сенсорное воспитание. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Готовность ребенка к будущему школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития. Исследования, проведенные психологами, показали, что значительная часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения (особенно в первом классе), связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия. В результате возникают искажения в написании букв, в построении рисунка, неточности в изготовлении поделок на уроках ручного труда. Случается, что ребенок не может воспроизводить образцы движений на занятиях физической культурой.
Но дело не только в том, что низкий уровень сенсорного развития не только резко снижает возможность успешного обучения ребенка. Не менее важно иметь в виду значение высокого уровня такого развития для человеческой деятельности в целом, особенно для деятельности творческой. Важнейшее место в ряду способностей, обеспечивающих успехи музыканта, художника, архитектора, писателя, конструктора, занимают сенсорные способности, позволяющие с особой глубиной, ясностью и точностью улавливать и предавать тончайшие нюансы формы, цвета, звучания и других внешних свойств предметов и явлений. А истоки всех этих сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития, достигаемые в период младшего дошкольного возраста.
Но без специальных воспитательных приемов сенсорное развитие ребенка не будет успешным, оно будет поверхностным, неполным, а может быть даже неверным.
Поэтому мы считаем, что сенсорное воспитание очень актуально и для детей второй младшей группы детского сада, с которыми мы работаем. Исходя из возрастных особенностей психического развития детей, считаю, этот период благоприятным для решения этой задачи. Недаром профессор Н.М. Щелованов называл этот возраст «золотой порой» сенсорного воспитания. У детей младшего возраста уровень развития восприятия достаточен, чтобы оно могло служить основой для дальнейшего сенсорного развития.
В младшем дошкольном возрасте развивается перцептивная деятельность. Дети от использования предэталонов- индивидуальных единиц восприятия переходят к сенсорным эталонам- культурно выработанным средствам восприятия.
Работая с детьми этого возраста, нам всегда было интересно использование дидактических игр в разных видах деятельности. Проанализировав литературу по вопросу сенсорного воспитания и свой опыт работы, мы пришли к выводу, что помочь в решении этой актуальной задачи в условиях дошкольного учреждения может использование дидактических игр на занятиях и в повседневной деятельности ребенка. Посредством дидактической игры дети овладевают новыми знаниями, умениями, у них формируются сенсорные эталоны с меньшим напряжением: дети легче запоминают материал, осваивают новые способы деятельности, сравнивают, различают, сопоставляют, обобщают. Ребенка привлекает в игре не обучающий характер, а возможность проявить активность, выполнить игровое действие, добиться результата, выиграть. Возможность обучать маленьких детей посредством активной содержательной, интересной для них деятельности- отличительная особенность дидактических игр.Поэтому активное использование дидактических игр является одним из важных условий сенсорного развития детей второй младшей группы. Педагогам интересно найти методы, приемы и способы организации этой работы, которые помогут мне добиться хорошего результата.
Также, отличный результат развития сенсорных способностей детей имеет рисование. Для своей работы с детьми, мы выбрали рисование нетрадиционными методами.
В возрасте от трех до четырех лет дети пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своем изобразительном творчестве. Иногда им не нужны краски, кисточки и карандаши. Они рисуют пальчиками, ладошками на запотевшем стекле, палочкой на песке, иногда маминой помадой или зубной пастой на стекле, водой разлитой на столе. А со временем изыскивают новые приемы отражения окружающей действительности в собственном художественном творчестве. Поэтому эту работу можно сделать целенаправленной и познакомить детей с имеющими место в изобразительном искусстве нетрадиционными техниками.
Работая в этом направлении, мы убедились в том, что рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции.
Результат обычно очень эффективный (сюрпризность!) и почти не зависит от умелости и способностей. Нетрадиционные способы изображения достаточно просты по технологии и напоминают игру. Какому ребенку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге печатки и получать забавный рисунок?
Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности.
Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.
В своей работе мыиспользуюем пособие Р.Г. Казаковой «Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники рисования», программу И.А. Лыковой «Цветные ладошки».
Основные техники нетрадиционного рисования:
Рисования пальчиками и ватными палочками – это самый простой способ получения изображения. Малыш опускает в гуашь пальчик или ватную палочку и наносит точки, пятнышки на бумаге. Начали работу с одного цвета: даю возможность попробовать разные движения, оставить разные отпечатки. Есть много разных приемов рисования пальчиками: просто ставить следы-отпечатки, сравнивать отпечатки от разных пальчиков (например, сделать мизинчиком следы маленького зайчика или мышки и большим пальцем изобразить следы медведя), проводить пальчиком , ватной палочкой линию (ручеек или дождик).
Рисование ладошкой - детям очень нравится этот способ рисования. Обмакиваемладонь ребенка в краску и ставим ей отпечаток на бумаге.
Рисование пробками и печатками из картошки. Эта техника позволяет многократно изображать один и тот же предмет,
Оттиск поролоном. Этот вид техники очень подходит при изображении животных, так как передает фактурность пушистой поверхности объекта, а также для выполнения цветных фонов в разных композициях. Поролоном можно как размазывать краску по бумаге, так и примакивать по поверхности листа.
Ниткогафия. Рисование толстой нитью.
Планирование организованной образовательной деятельности соответствует лексическим темам. Все игры-занятия представляют интеграцию образовательных областей «Художественное творчество», «Познание», «Коммуникация», «Музыка», «Социализация». Необычное начало работы, применение современных технологий и устного народного творчества – все это помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности.
Цель:
Основной целью педагогического опыта является формирование сенсорных способностей у детей.
Задачи:
- Способствовать формированию у детей перцептивных действий.
- Помочь детям овладеть системой сенсорных эталонов- обобщенных представлений о свойствах, качествах и отношениях предметов.
- Развивать органы чувств ребенка, используя в играх специальные упражнения, соблюдая гигиенические требования, укрепляется здоровье детей.
- Побуждать детей самостоятельно применять системы перцептивных действий и системы эталонов в практической и познавательной деятельности.
- Знакомить детей младшего дошкольного возраста с нетрадиционными способами рисования, формировать интерес к изобразительной деятельности;
- Способствовать овладению дошкольниками простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами:
- Побуждать воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования (монотипия, печатание листьями, рисование пальчиками, тиснение, тычкование и т.д.)
- Развивать цветовосприятие, чувство ритма и композиции, наблюдательность, внимание, мышление, память, мелкую моторику, речь.
- Воспитывать интерес к природе и отображению ярких впечатлений (представлений) в рисунке.
- Вызывать у детей желание помочь кому-либо.
- Содействовать знакомству родителей с нетрадиционными техниками рисования; стимулировать их совместное творчество с детьми.
Перспективный план по сенсорному развитию детей 2 младшей группы
с использованием нетрадиционных техник рисования и дидактических игр
месяц |
неделя |
|
Содержание. |
Необходимый материал. |
сентябрь |
1 неделя |
1. «Окраска воды»
|
Воспитатель показывает детям фокус, окрашивая воду в красный цвет разной насыщенности. Предлагает сделать то же самое детям. |
2 прозрачные баночки с водой, красная гуашь. |
2. Дидактическая игра «Колечки» |
Воспитатель предлагает разложить колечки по цвету, размеру. |
Колечки разного цвета и размера. |
||
2 неделя |
1. «Окраска воды»
|
Воспитатель показывает детям фокус, окрашивая воду в желтый цвет разной насыщенности. Предлагает сделать то же самое детям. |
2 прозрачные баночки с водой, желтая гуашь. |
|
2. Дидактическая игра «Квадратики» |
Воспитатель предлагает разложить квадратики по цвету, размеру. |
Квадратики разного цвета и размера. |
||
3 неделя |
1. «Окраска воды»
|
Воспитатель показывает детям фокус, окрашивая воду в зеленый цвет разной насыщенности. Предлагает сделать то же самое детям. |
2 прозрачные баночки с водой, зеленый гуашь. |
|
2. Дидактическая игра «Волшебные кубики» |
Раздать детям кубики с разноцветными сторонами. Предложить задания различной сложности. |
Кубики с разноцветными сторонами. |
||
4 неделя |
1. «Окраска воды»
|
Воспитатель показывает детям фокус, окрашивая воду в синий цвет разной насыщенности. Предлагает сделать то же самое детям. |
2 прозрачные баночки с водой, синяя гуашь. |
|
2. Дидактическая игра «Подбери цвет» |
Раздать детям черно-белые карточки и попросить закрыть карточкой нужного цвета.
|
Черно-белые и цветные карточки. |
||
октябрь |
1 неделя |
1. Падают, падают листья… (рисование пальчиками).
|
Коллективная работа. Рисование пальцами. Дети окунают пальцы в гуашь и дорисовывают листья красного и желтого цвета к дереву. |
Гуашь красного и желтого цвета, основа для рисунка. |
2. Дидактическая игра «Собери гирлянду». |
Раздать детям несколько плоских геометрических фигур и попросить собрать разнообразные гирлянды. |
Набор плоских геометрических фигур. |
||
2 неделя |
1. Синяя река. (ниткография).
|
Дети окунают толстую нитку в синюю гуашь и рисуют реку. |
Гуашь синего цвета, шерстяные нитки. |
|
2. Дидактическая игра «Рыбки» |
Предложить детям расположить рыбок разной величины или цвета на своем рисунке в нужной последовательности. |
Рыбки разной величины или цвета, вырезанные из цветной бумаги. |
||
3 неделя |
1. «Накормим колобка вареньем» (Рисование с помощью трафарета и поролонового тычка).
|
Воспитатель приносит игрушку колобка. Предложить лист трафаретом формы двух банок и покрыть содержимое банок красной и желтой гуашью. Красное варенье – от простуды, желтое – витамины. |
Трафареты, поролоновые тычки, гуашь красного и желтого цвета. |
|
2. Дидактическая игра «Колобок» |
Вспомнить сказку колобок и в зависимости от хода сказки проложить путь колобку с помощью лент разной длины. |
Ленты разной длины, «колобок» |
||
4 неделя |
1. «Веселый горох» (рисование пальчиками).
|
Предложить детям «положить горох» на бумажную тарелку. Дети окунают пальцы в гуашь и пальцами рисуют зеленый горох. |
Бумажные тарелки, гуашь зеленого цвета. |
|
|
2. Дидактическая игра «Золушка» |
Дети получают баночки, в которых горох перемешан с фасолью. Предложить разобрать фасоль и горох.
|
Баночки с фасолью и горохом. |
|
ноябрь |
1 неделя |
1.Красные, желтые листья… (Печатание растений) |
Дети покрывают гуашью красного и желтого цвета листья и делают отпечаток на бумаге. |
Листья, гуашь красного и желтого цвета. |
2. Дидактическая игра 2. Дидактическая игра «Найди лист нужной величины» |
Из некоторого количества сухих листьев выбрать листья нужного размера. Дать детям задания различной сложности. |
Сухие листья разного размера. |
||
2 неделя |
1. Белые облака. (Рисование с помощью трафарета и поролонового тычка). |
Детям предлагается бумага синего цвета. С помощью трафарета и поролонового тычка дети рисуют белые облака. |
Трафареты, поролоновые тычки, гуашь белого цвета. |
|
2. Дидактическая игра «Принцессы» |
Рассмотреть с детьми картинки с изображением принцес в платьях разного цвета. Предложить детям назвать предметы или явления того же цвета. |
Картинки с изображением принцесс в платьях разного цвета. |
||
3 неделя |
1. Синие дождинки. (раздувание капли). |
С помощью пипетки капнуть на бумагу и раздуть каплю. |
Пипетка, гуашь синего цвета |
|
2. Дидактическая игра «Волшебные кубики» |
Раздать детям кубики с разными геометрическими фигурами сторонами. Предложить задания различной сложности. |
Кубики с разными геометрическими фигурами сторонами. |
||
4 неделя |
1. Дорисовывание домика. (кубизм)
|
Предложить детям основу (прямоугольник ). Попросить дорисовать домик, используя треугольник, дорисовать круглое окошко. |
Основа, гуашь разного цвета. |
|
2. Дидактическая игра «Чудесный мешочек»
|
На ощупь найти предмет по определенному признаку. |
Мешочек с набором предметов. |
||
декабрь |
1 неделя |
«Снежинка» (рисование на манной крупе)
|
Предложить детям нарисовать снежинку на манной крупе, рассыпанной в плоской коробке. |
Манная крупа в плоской коробке. |
2. Дидактическая игра «Ночь-день» |
Предложить детям несколько геометрических фигур. Попросить закрыть глаза и убрать одну фигуру. |
Набор геометрических фигур. |
||
2 неделя |
1.«Что я нарисовал?» (Техника кляксографии)
|
На одной половине согнутой бумаги, дети рисуют произвольный узор, отпечатывают его на другой стороне и смотрят на что похож рисунок. |
Бумага, согнутая пополам, гуашь 3 цветов, тряпочки |
|
2. Дидактическая игра «Подбери фигуры» |
Из плоских геометрических фигур попросить сложить предмет. |
Набор плоских геометрических фигур. |
||
3 неделя |
1. Украсим елку (Рисование сухой ватой)
|
Дети получают пластиковые стаканчики, наполненные цветной ватой. На вырезанную из картона елку, дети накладывают шарики из цветной ваты. |
Пластиковые стаканчики, наполненные цветной ватой, вырезанная из картона елка. |
|
2. Дидактическая игра «Сложи елку» |
Из зеленых треугольников сложить елку. |
Набор плоских зеленых треугольников разного размера. |
||
4 неделя |
1. «Елка» (Рисование нитками)
|
Дети рисуют елку толстыми нитками. |
Кисть из толстых ниток, гуашь зеленого цвета. |
|
2. Дидактическая игра «Укрась елку»
|
Предложить детям кружочки разного цвета или величины и попросить выбрать нужные.
|
Кружочки разного цвета и величины. |
||
январь |
1 неделя |
1. «Рыбка» (Рисование ладонью)
|
Показать, как с помощью ладошки можно нарисовать рыбок. |
Гуашь разного цвета. |
2. Дидактическая игра «Тактильные таблички» |
Предложить детям таблички из различных материалов. Каждый ребенок получает одну табличку. Дети описывают признаки материала, запоминают у кого была данная табличка. Педагог показывает таблички. Дети называют имя ребенка. |
Таблички из различных материалов. |
||
2 неделя |
1. Аппликация снега манной крупой. |
На лист с нанесенным на него клеем насыпать манную крупу. |
Листа картона, манная крупа. |
|
2. Дидактическая игра «Зайка» |
Собрать зайку из геометрических фигур. |
Набор плоских геометрических фигур. |
||
3 неделя |
1. «Узоры на окнах» (Раздувание капли)
|
Дать детям тонированную бумагу (это окошко) С помощью пипетки капнуть на бумагу и раздуть каплю. |
Тонированная бумага, гуашь, пипетка |
|
2. Дидактическая игра «Найди предмет указанной формы» |
Попросить детей найти картинку по форме напоминающую геометрическую фигуру. |
Плоские геометрические фигуры, картинки. |
||
4 неделя
|
1. Машинка. (Кубизм)
|
Предложить детям основу (прямоугольник ). Попросить дорисовать машину, используя прямоугольник, дорисовать круглые колеса . |
Основа, гуашь разного цвета. |
|
2. Дидактическая игра «Ночь-день» |
Предложить детям несколько геометрических фигур. Попросить закрыть глаза и убрать одну фигуру.
|
Набор геометрических фигур. |
||
февраль |
1 неделя |
1. «Разные фигуры» (Рисование геометрических фигур на манной крупе) |
Предложить детям нарисовать геометрические фигуры на манной крупе, рассыпанной в плоской коробке. |
Манная крупа в плоской коробке. |
2. Дидактическая игра «Собери Петрушку» |
Предложить детям собрать Петрушку из геометрических фигур. |
Набор геометрических фигур. |
||
2 неделя |
1. «Снег на дереве». (Рисование набрызгиванием) |
Дети получают заготовку – силуэт дерева на тонированной бумаге. Дети набрызгивают белую гуашь. |
Заготовки для рисунка, кисти, гуашь белого цвета. |
|
2. Дидактическая игра «Блоки Дьенеша» |
Предложить задания различной сложности. |
Блоки Дьенеша |
||
3 неделя |
1. «Российский флаг» (Рисование с помощью трафарета и поролонового тычка)
|
Детям предлагается бумага белого цвета. С помощью трафарета и поролонового тычка дети рисуют красную и синюю часть флага. |
Трафареты, поролоновые тычки, гуашь красного и синего цвета. |
|
2. Дидактическая игра «Волшебные дорожки» |
Дети складывают из геометрических фигур композиции. |
Геометрические фигуры, карточки-образцы. |
||
4 неделя |
1. «Праздничный салют» (Рисование пальцами).
|
Рисование пальцами. Дети окунают пальцы в гуашь и рисуют «салют». |
Гуашь разного цвета. |
|
2. Дидактическая игра «Тактильные таблички» |
Предложить детям таблички из различных материалов. Каждый ребенок получает одну табличку. Дети описывают признаки материала, запоминают у кого была данная табличка. Педагог показывает таблички. Дети называют имя ребенка.
|
Таблички из различных материалов. |
||
март |
1 неделя |
1. «Цветы для мамы». (Рисование ладонью)
|
Показать, как с помощью ладошки можно нарисовать букет цветов. |
Гуашь разного цвета. |
2. Дидактическая игра «Лото» |
Раздать детям лото с геометрическими фигурами, объяснить правила игры. |
Лото с геометрическими фигурами. |
||
2 неделя |
1. «Волшебный цветок (Кляксография с дорисовыванием).
|
Дети выполняют рисунок в технике монотипии, после «превращают» его в цветок. |
Бумага, согнутая пополам, гуашь 3 цветов, тряпочки |
|
2. Дидактическая игра |
|
|
||
3 неделя |
1. «Кружочки, квадратики, треугольнички» (Рисование штампами из картофеля)
|
Дети получают картофель с вырезанными штампами с формами геометрических фигур, выполняют работу, анализируют. |
Картофель с вырезанными штампами с формами геометрических фигур, гуашь разного размера. |
|
2. Дидактическая игра «Блоки Дьенеша» |
Предложить задания различной сложности. |
Блоки Дьенеша |
||
4 неделя |
1. «Ознакомление с коричневым цветом». (Окраска воды, рисование сухой ватой коричневого цвета).
|
Воспитатель показывает детям фокус, окрашивая воду в коричневый цвет разной насыщенности. Предлагает сделать то же самое детям. Далее выкладывают из коричневой ваты горочку. |
2 прозрачные баночки с водой, коричневая гуашь, коричневая вата |
|
2. Дидактическая игра |
|
|
||
апрель |
1 неделя |
1. «Птичка». (Рисование с помощью трафарета и поролонового тычка). |
Детям предлагается бумага белого цвета. С помощью трафарета и поролонового тычка дети рисуют птицу коричневого цвета. |
Трафареты, поролоновые тычки, гуашь коричневого цвета цвета. |
2. Дидактическая игра «Топтушки» |
Предложить детям одеть на пальцы «топотушки» . В процессе игры нужно найти пару. |
|
||
2 неделя |
1. « Радуга» (Ниткография)
|
Дети рисуют радугу нитками, используя знакомые цвета. |
Гуашь разного цвета, толстые нитки. |
|
2. Дидактическая игра «Блоки Дьенеша» |
Предложить задания различной сложности. |
Блоки Дьенеша |
||
3 неделя |
1. «Раскрась платье у куклы» (рисование пальчиками) |
Дать детям раскраску с изображением куклы. Пальчиками раскрасить кукле платье. Не выходя за рамки рисунка. |
Раскраска. Гуашь синего цвета. |
|
2. Дидактическая игра «Лото» |
Раздать детям лото с геометрическими фигурами, объяснить правила игры. |
Лото с геометрическими фигурами. |
||
4 неделя |
1. Мой домик» (Кубизм) |
Из квадратиков нарисовать домик. |
Гуашь разного цвета. |
|
2. Дидактическая игра «Тактильные таблички» |
Предложить детям таблички из различных материалов. Каждый ребенок получает одну табличку. Дети описывают признаки материала, запоминают у кого была данная табличка. Педагог показывает таблички. Дети называют имя ребенка.
|
Таблички из различных материалов. |
||
май |
1 неделя |
1. «Мягкий цветок» (Рисование сухой ватой)
|
Дети получают пластиковые стаканчики, наполненные цветной ватой. На основе, дети выкладывают шарики из цветной ваты имитируя цветок. |
Пластиковые стаканчики, наполненные цветной ватой. |
2. Дидактическая игра «Волшебныешнурочки» |
Дети получают табличку со шнурком. Из шнурка надо выложить разные геометрические фигуры. |
Таблички со шнурком. |
||
1 неделя |
1. «Здравствуйте, зеленые листочки».… (Печатание растений) |
Дети покрывают гуашью зеленого цвета листья и делают отпечаток на бумаге. |
Листья, гуашь зеленого цвета. |
|
2. Дидактическая игра «Лото» |
Раздать детям лото с геометрическими фигурами, объяснить правила игры. |
Лото с геометрическими фигурами. |
||
3 неделя |
1. «Цыпленок» (Рисование пальцами)
|
Дети рисуют цыпленка, используя желтую гуашь и технику рисования пальцами. |
Желтая гуашь. |
|
2. Дидактическая игра «Блоки Дьенеша» |
Предложить задания различной сложности. |
Блоки Дьенеша |
||
4 неделя |
1. Одуванчики (раздувание капли)
|
Дать детям тонированную бумагу С помощью пипетки капнуть на бумагу и раздуть каплю. |
Тонированная бумага, гуашь, пипетка |
|
2. Дидактическая игра «Тактильные таблички» |
Предложить детям таблички из различных материалов. Каждый ребенок получает одну табличку. Дети описывают признаки материала, запоминают у кого была данная табличка. Педагог показывает таблички. Дети называют имя ребенка. |
Таблички из различных материалов. |